Дело №2-569/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Трихалкина С.В., при секретаре Яковлеве А.В., с участием представителя истца ФИО, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к АДМИНИСТРАЦИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ о признании отказа АДМИНИСТРАЦИЯ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и обязании АДМИНИСТРАЦИЯ поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
ФИО обратился в Моргаушский районный суд Чувашской Республики с иском к АДМИНИСТРАЦИЯ и АДМИНИСТРАЦИЯ о признании отказа АДМИНИСТРАЦИЯ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и обязании АДМИНИСТРАЦИЯ поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к главе АДМИНИСТРАЦИЯ о постановке на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий. АДМИНИСТРАЦИЯ письмом отказала ему в постановке на учет. Отказ мотивирован тем, что согласно представленных им документов, он совершил действия, в результате которых, граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Он не согласен с данным отказом, так как намеренного ухудшения жилищных условий с его стороны не было.
Представитель истца ФИО поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Суду пояснил, что сознательного ухудшения жилищных условий со стороны ФИО не было, в доме вместе с ФИО зарегистрированы и проживают десять человек: сноха - ФИО, жена - ФИО, сноха - ФИО, внуки - ФИО, ФИО, дочери - ФИО и ФИО, внук - ФИО, сестра - ФИО, сваха - ФИО. Все они постоянно проживают с ФИО и являются членами его семьи. Кроме того в соответствии с законом «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела истец ФИО на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик - АДМИНИСТРАЦИЯ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрении дела на судебное заседание не явились, своего представителя не направила, из поступившего заявления следует, что просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей, в удовлетворении исковых требований просят отказать.
Ответчик - АДМИНИСТРАЦИЯ, также надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрении дела на судебное заседание не явилась, своего представителя не направила.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, которых достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Предметом судебной защиты в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации являются права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина.
Согласно пункту 1статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ и статьей 2 Закона от 27.04.1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Нарушение прав и свобод это такой результат обжалуемых действий, при которых гражданин реально не смог в конкретной ситуации воспользоваться принадлежащими ему правами (свободами), гарантированными Конституцией РФ, международными правовыми актами, законодательством Российской Федерации.
Создание препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод это такой результат действий (решений), при котором гражданину необходимо преодолевать препятствия и ограничения, не предусмотренные законом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Из заявления ФИО следует, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе АДМИНИСТРАЦИЯ для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как участника Великой Отечественной войны.
Из ответа (отказа) главы АДМИНИСТРАЦИЯ следует, что в связи с тем, что ФИО совершил действия, в результате которых, граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной АДМИНИСТРАЦИЯ, а также выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ. года, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> вместе с ФИО зарегистрированы: жена ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сноха - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, внучки - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочери - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, внук - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сестра - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сваха - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ВОЕНКОМАТ, следует, что ФИО проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в составе действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе <адрес>
Как следует из удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО имеет права и льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах». Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Российской Федерации.
Положения п.1 ст. 4 Закона ЧР от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений" (Принят ГС ЧР 27.09.2005) предусматривают, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».
Таким образом, законодатель предусмотрел, что жильем за счет средств федерального бюджета обеспечиваются участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п.4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из справки за № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП «Бюро технической инвентаризации» <адрес> Чувашской Республики, следует, что в жилой <адрес> в <адрес> имеет общую площадь 116,4 кв.м., жилую - 65,3 кв.м., вспомогательную - 51,1 кв.м.
Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 31 марта 2005 года № 170 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Из анализа приведенных норм права следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, уровень обеспеченности которых общей площадью жилого помещения составляет ниже учетной нормы.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении.
Аналогичные нормы содержаться и в п. 3 ч.1 ст. 13, ст. 16 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений».
По смыслу указанных норм права, для отказа в принятии на учет по названному основанию недостаточно установить, что гражданин совершил какие-то действия по ухудшению своих жилищных условий, но и необходимо, чтобы в результате этих действий гражданин мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях.
Согласно статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного заседания ответчиком не представлено доказательств, что действия ФИО были направлены на ухудшение своих жилищных условий.
Как установлено в судебном заседании ФИО после обращения к главе АДМИНИСТРАЦИЯ для постановки на учет в качестве нуждающегося, какие-либо действия по ухудшению своих жилищных условий по адресу: <адрес> не предпринимал.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной МУП «Бюро технической инвентаризации» <адрес> Чувашской Республики и уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений №, №, №, №, №, №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что за ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО сведений о регистрации права собственности не имеется.
Из Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя истца ФИО, ФИО с 2006 г. проживает у ФИО, так как своего жилья не имеет, с мужем развелась в 1996г.
Данный факт нашел свое подтверждение и в материалах дела, так из свидетельства о расторжении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что брак между ФИО и ФИО расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО сведения о регистрации права собственности не имеются.
Доводы представителя истца о том, что дочь ФИО со своим сыном Егором переехала жить к отцу еще в 2004 году, и что у них не имеется своего жилого помещения, в суде нашло своего подтверждения. Так из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО сведения о регистрации права собственности не имеются.
Из выписки из Единого государственного прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности ФИО.
Сестра ФИО своего жилья не имеет, после рождения внука переехала жить к ФИО.
Как следует из пояснений представителя истца сваха ФИО из-за постоянных скандалов со снохой переехала в 2005г. к ФИО, данный факт в суде также нашел свое подтверждение материалами дела. Так из справки, выданной АДМИНИСТРАЦИЯ 3 1072 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО с лета 2005 года по месту прописки не проживала, а проживала у дочери ФИО в <адрес> по семейным обстоятельствам.
Данные доводы суд считает обоснованными, так как они подтверждаются материалами дела.
Из показаний допрошенных в суде свидетелей ФИО, ФИО, ФИО установлено, что ФИО в настоящее время проживает по адресу: <адрес> с супругой, двумя дочерями, свахой, внуками, так как за ним и хозяйством необходим постоянный контроль и посторонний уход, ведут общее хозяйство. ФИО, ФИО и ее сын ФИО, ФИО, ФИО более 5 лет проживают вместе.
Таким образом, исходя из изложенного, сам по себе факт регистрации указанных лиц в 2010 году при наличии доказательств о фактическом их проживании ранее даты регистрации не является доказательством совершения ФИО намеренных действий с целью встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в действиях ФИО не усматривается намеренность с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являющаяся единственным критерием для отказа в постановке на такой учет.
В соответствии с частью 2 статьи 50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Изучив документы, представленные ФИО при постановке на учет, суд пришел к выводу, что общая площадь жилого помещения ФИО составляла менее 12 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 вышеуказанного закона участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Иных доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено и не просили их исследовать.
Таким образом, исковое заявление ФИО подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО удовлетворить.
Признать отказ главы АДМИНИСТРАЦИЯ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, незаконным.
Обязать администрацию АДМИНИСТРАЦИЯ поставить ФИО на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Моргаушского
районного суда Чувашской Республики С.В. Трихалкин