Дело №2-586/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2010 года с. Моргауши
Судья Моргаушского районного суда Чувашской Республики Трихалкин С.В., при секретаре Яковлеве А.В., с участием представителя истицы ФИО, представителя третьего лица - ОТДЕЛ ФИО, действующего на основании доверенности, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к АДМИНИСТРАЦИЯ о признании отказа АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдове участника Великой Отечественной войны, ннуждающейся в улучшении жилищных условий,
установил:
ФИО обратилась в Моргаушский районный суд Чувашской Республики с иском к АДМИНИСТРАЦИЯ о признании отказа АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдове участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к АДМИНИСТРАЦИЯ о постановке на учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ АДМИНИСТРАЦИЯ письмом за № отказала ей в постановке на учет. Отказ мотивирован тем, что согласно представленных ею документов, она совершила действия, в результате которых, граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Она не согласна с данным отказом, так как намеренного ухудшения жилищных условий с ее стороны не было.
Истица ФИО, надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы ФИО поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Суду пояснил, что сознательного ухудшения жилищных условий со стороны ФИО не было, в <адрес> вместе с ФИО зарегистрированы и проживают: сын ФИО, сноха ФИО, внучка ФИО, сын ФИО, дочь ФИО. Все они постоянно проживают уже более пяти лет и являются членами ее семьи. В соответствии с законом «О ветеранах» члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Ответчик - АДМИНИСТРАЦИЯ, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явилась, своего представителя не направила, просила рассмотреть дело без участия ее представителя. Из поступившего заявления следует, что исковые требования признает, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Третье лицо - АДМИНИСТРАЦИЯ, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явилась, своего представителя не направила.
Третье лицо - ОТДЕЛ ФИО, исковые требования ФИО поддержал пояснил, что по всем условиям ФИО подпадает для улучшения жилищных условий.
Третье лицо ФИО также надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явился, своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, которых достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Предметом судебной защиты в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации являются права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина.
Согласно пункту 1статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ и статьей 2 Закона от 27.04.1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Нарушение прав и свобод это такой результат обжалуемых действий, при которых гражданин реально не смог в конкретной ситуации воспользоваться принадлежащими ему правами (свободами), гарантированными Конституцией РФ, международными правовыми актами, законодательством Российской Федерации.
Создание препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод это такой результат действий (решений), при котором гражданину необходимо преодолевать препятствия и ограничения, не предусмотренные законом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Из заявления ФИО следует, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к АДМИНИСТРАЦИЯ для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны.
Из ответа (отказа) АДМИНИСТРАЦИЯ за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с тем, что ФИО совершила действия, в результате которых, граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ № и справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной АДМИНИСТРАЦИЯ, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения;сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения; сноха ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения; внучка ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения; сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения; дочь ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Как следует из удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших участников Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 21 Закона «О ветеранах».
Положения п.1 ст. 4 Закона ЧР от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений" (Принят ГС ЧР 27.09.2005) предусматривают, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то есть члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что жильем за счет средств федерального бюджета обеспечиваются члены семь погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п.4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из справки за № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП «Бюро технической инвентаризации» <адрес> Чувашской Республики, следует, что в <адрес> имеет общую площадь 62,4 кв.м., жилую - 38,8 в.м., подсобная - 23,6 кв.м.
Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 31 марта 2005 года № 170 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Из анализа приведенных норм права следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, уровень обеспеченности которых общей площадью жилого помещения составляет ниже учетной нормы.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении.
Аналогичные нормы содержаться и в п. 3 ч.1 ст. 13, ст. 16 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений».
По смыслу указанных норм права, для отказа в принятии на учет по названному основанию недостаточно установить, что гражданин совершил какие-то действия по ухудшению своих жилищных условий, но и необходимо, чтобы в результате этих действий гражданин мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях.
Согласно статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного заседания ответчиком не представлено доказательств действия ФИО по ухудшению своих жилищных условий.
Кроме того, как установлено в судебном заседании ФИО после обращения к АДМИНИСТРАЦИЯ для постановки на учет в качестве нуждающегося, какие-либо действия по ухудшению своих жилищных условий по адресу: <адрес> не предпринимала. Как следует из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, от 12 ноября № следует, что за ФИО, ФИО, ФИО, ФИО сведений о регистрации права собственности не имеется.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО имеет на правах собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО имеет на правах собственности лишь земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя истицы ФИО последним в жилое помещение по адресу: <адрес>, была зарегистрирована ФИО - с ДД.ММ.ГГГГ..
Данные факты нашли свои подтверждения и в показаниях допрошенных в суде свидетелей ФИО и ФИО, которые подтвердили, что ФИО, которая является вдовой участника Великой Отечественной войны, в настоящее время проживает по адресу: <адрес> со своими сыновьями, дочкой, снохой и внучкой, так как за ней необходим постоянный контроль и посторонний уход. ФИО и ФИО проживают вместе с ФИО более пяти лет, ведут совместное хозяйство.
Показания свидетелей также нашли своего подтверждения следующими документами, имеющимися в материалах дела.
Так из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АДМИНИСТРАЦИЯ, следует, что ФИО фактически проживает по адресу <адрес> 2002 года, ФИО фактически проживает по этому адресу с 2005 года.
Кроме того, сведения о том, что ФИО имеет какое-либо право на проживание, либо право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> отсутствуют, что также подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из изложенного, сам по себе факт регистрации указанного лица в 2010 году при наличии доказательств о фактическом их проживании ранее даты регистрации не является доказательством совершения ФИО намеренных действий с целью встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в действиях ФИО не усматривается намеренность с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, являющаяся единственным критерием для отказа в постановке на такой учет.
В соответствии с частью 2 статьи 50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Изучив документы, представленные ФИО при постановке на учет, суд пришел к выводу, что общая площадь жилого помещения ФИО составляла менее 12 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации №5-ФЗ от 12 мая 1995 года в редакции Закона от 21 декабря 2009 года N327-ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст.21 вышеуказанного закона Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Иных доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено.
Таким образом, исковое заявление ФИО подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО удовлетворить.
Признать отказ АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Признать за ФИО право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Моргаушского районного суда
Чувашской Республики С.В. Трихалкин