Дело №2-589/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Трихалкина С.В., при секретаре Яковлеве А.В., с участием истца ФИО, представителя ответчика ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ФИО, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к ПЕНСИОННЫЙ ФОНД о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включить периоды работы в трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО обратился в ПЕНСИОННЫЙ ФОНД с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, считая, что у него имеется необходимый для этого специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ПЕНСИОННЫЙ ФОНД № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ФИО досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому трудовая пенсия по старости устанавливается при наличии специального трудового стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не мене 25 лет, отказано. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД признало, что у ФИО стаж педагогической деятельности составляет лишь 19 лет 3 месяца 12 дней, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ (с учетом того, что индивидуальные сведения представлены по ДД.ММ.ГГГГ). При этом не засчитали в вышеуказанный стаж ФИО период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ ЧГПИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности методиста по воспитательной работе методкабинета РОНО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и инспектора по трудовому обучению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности инструктора отдела пропаганды и агитации РАЙКОМА КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Не согласившись с решением ПЕНСИОННЫЙ ФОНД, ФИО обратился в суд с иском к ПЕНСИОННЫЙ ФОНД о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ ЧГПИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности инструктора отдела пропаганды и агитации РАЙКОМА КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения. Требования мотивированы тем, что он работает учителем физики в ШКОЛА, имеет стаж педагогической деятельности более 25 лет. В соответствии со ст.80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается при выслуге не менее 25 лет.
В судебном заседании истец ФИО поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также периоды работы на ответственных должностях в партийных и комсомольских органах. Просит обязать назначить пенсию с момента обращения, то есть с 01.11.2010 года.
Представитель ответчика ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ФИО, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО не признала и просила в их удовлетворении отказать, заявив, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано обоснованно по мотивам, указанным в решении и в отзыве на исковое заявление, так как стаж педагогической деятельности ФИО составляет лишь 19 лет 3 месяца 12 дней. В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Суд, заслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу и материалы пенсионного дела, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1, пунктом 3 ст.28 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста; списки соответствующих работ, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организации) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 г. были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которые вступили в силу с 14 ноября 2002 года.
До вступления в силу указанных Списка и Правил, в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ №30 от 21 января 2002 г. «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при определении права на досрочную трудовую пенсию применялись ранее утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 и постановлением Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 г. (с изменениями от 19.02.2001 г.), как не противоречащие названным федеральным законам, в частности:
- в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 г., засчитывается в стаж период работы до 1 ноября 1999 года;
- после 1 ноября 1999 года стаж исчисляется исходя из Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденного постановлением Правительства РФ №1066 от 22. 09.1999 г..
В соответствии с указанными выше Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «наименование учреждений».
Судом установлено, что истец ФИО в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР.
Данный факт подтверждается также представленной истцом справки ВОЕНКОМАТ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также военным билетом ГЛ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО в части зачета в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД исходило из того, что на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование предусматривает такое право только для лиц, проходящих службу в особых условиях, а не по призыву.
Суд считает, что на момент службы ФИО в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО пояснила, что отказывая ФИО в части зачета в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД исходило из того, что в момент обращения ФИО за назначением трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, действующее на момент прохождение службы, утратило силу.
Между тем, с таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы ФИО в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы ФИО подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона 30 декабря 2008г. №319-ФЗ) сохранено право на досрочное назначение пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от из возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные правовые нормы содержались в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П « По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым введение нового правового регулирования, отменившего включение некоторых не страховых периодов в трудовой стаж, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо в период работы (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец начал свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ с должности учителя физики. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в рядах Советской Армии. ДД.ММ.ГГГГ принят заместителем секретаря комитета ВЛКСМ ЧГПИ, откуда уволен ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора отдела пропаганды и агитации РАЙКОМА КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Для правильного разрешения спора по поводу включения в стаж работы истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию, работы: заместителя секретаря комитета ВЛКСМ; инструктора отдела пропаганды и агитации райкома КПСС; II секретаря и I секретаря РК ВЛКСМ, необходимо проанализировать правовые нормы, действовавшие на момент работы истца в совокупности с действующим пенсионным законодательством.
Действительно, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, не содержит в разделе «Наименование должностей» должности: методиста по воспитательной работе, инспектора по трудовому обучению, инструктора отдела пропаганды, секретарь РК ВЛКСМ.
Между тем в период работы ФИО в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ ЧГПИ, в должности инструктора отдела пропаганды и агитации СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ; в должности II секретаря СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ и СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, позволяющее при определенных условиях засчитывать периоды работы в указанной должности в стаж работы по специальности.
В соответствии п.п. «а» п.1, п.2 вышеуказанного Положения, действовавшим до 01 октября 1993 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
В соответствии с Порядком зачета в педагогический стаж в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, являющимся приложением к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работникам просвещения, утв.приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года №94, учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов; в должности заведующего библиотекой горкома или райкома партии в период с 1952 по 1956г; время освобожденной партийной работы в партийно-политических органах Советской Армии, МВД при условии, если лица, выполнявшие эту работу, в указанный период времени не состояли в кадрах Советской Армии и МВД и, следовательно, эта работа осуществлялась ими в порядке трудовых отношений на общих основаниях с рабочими и служащими.
Из анализа вышеприведенного законодательства следует, что время освобожденной работы партийных органах на перечисленных выборных и ответственных должностях засчитывалась в стаж учителям без каких-либо условий и ограничений.
В силу п.4 Положение, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, период работы на выборной работе в партийных органах засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Из содержания и смысла вышеуказанной нормы следует, что выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывается в специальный педагогический стаж при условии, если на день назначения пенсии (обращения за ней) не менее 16 лет 8 месяцев из 25 лет приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Из материалов дела усматривается, что стаж работы истца на должностях, дающих право на получение досрочной трудовой пенсии составляет в связи с педагогической деятельностью, более 18 лет, а поэтому на день обращения ФИО за досрочной трудовой пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу, которая и ранее действующим законодательством, и ныне действующим законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсию. Иное толкование данной нормы противоречило бы конституционному смыслу закона.
Так как истец занимал должности, предусмотренные вышеназванной Инструкцией, то периоды его работы на должностях: заместителя секретаря комитета ВЛКСМ ЧГПИ; инструктора отдела пропаганды и агитации СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ; II секретаря СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ и I секретаря СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ.
Таким образом, с учетом удовлетворенных требований специальный стаж ФИО составляет более 25 лет на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ (с учетом того, что индивидуальные сведения представлены по ДД.ММ.ГГГГ).
По изложенным выше основаниям суд приходит к выводу, что ответчиком истцу ФИО в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности отказано незаконно, так как на момент обращения в ПЕНСИОННЫЙ ФОНД его педагогический стаж составлял более 25 лет.
Других доказательств сторонами суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-198, 338 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО удовлетворить.
Признать решение ПЕНСИОННЫЙ ФОНД № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов работы в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ ЧГПИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности инструктора отдела пропаганды и агитации РАЙКОМА КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей незаконным, и отменить его в этой части.
Включить в специальный трудовой стаж ФИО, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ ЧГПИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности инструктора отдела пропаганды и агитации РАЙКОМА КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и СЕКРЕТАРЬ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО право на получение досрочной трудовой пенсии по старости со дня подачи заявления и обязать ПЕНСИОННЫЙ ФОНД назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда стороны вправе обжаловать в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней с момента его оглашения через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.
Судья С.В. Трихалкин