Дело №2-597/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Трихалкина С.В., при секретаре Яковлеве А.В., с участием истца ФИО, его представителя ФИО, действующей на основании доверенности, третьих лиц: ФИО, представителя АДМИНИСТРАЦИЯ ФИО, действующей на основании доверенности, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к АДМИНИСТРАЦИЯ о признании постановления АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании за ним права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как участник Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
ФИО обратился в Моргаушский районный суд Чувашской Республики с иском к АДМИНИСТРАЦИЯ о признании постановления АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании за ним права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как участник Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исковое заявление мотивировано тем, что своего благоустроенного жилья он не имеет. ДД.ММ.ГГГГ он получил письмо АДМИНИСТРАЦИЯ, где ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как он обеспечен жилой площадью. С данным отказом он не согласен. Администрация не учла, что дом, где он проживает, неблагоустроен, отсутствует водоснабжение, канализация, санузел и газовое отопление.
В судебном заседании истец ФИО поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель истца ФИО поддержала ранее данные пояснения, а также исковые требования. Суду пояснила, что ФИО проживает в доме вместе с сыном ФИО, который постоянно проживает вместе и является членом его семьи. В соответствии с законом «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны обеспечиваются благоустроенным жильем. Жилье ФИО не благоустроено, нет водопровода, канализации, горячей и холодной воды, все удобства на улице. За водой приходится ходить за пятьсот метров.
Ответчик - АДМИНИСТРАЦИЯ, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явилась, представителя не направила. Из поступившего заявления следует, что решение вопроса об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо - ФИО поддержал исковые требования. Суду пояснил, что он проживает вместе с отцом ФИО. Он постоянно в разъездах, так как является индивидуальным предпринимателем. За отцом не может постоянно ухаживать. Дома нет водопровода,канализации, горячей и холодной воды, все удобства на улице. В туалет отец ходит дома. В баню, он его возит к сестре в <адрес>.
Третье лицо - представитель АДМИНИСТРАЦИЯ ФИО, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. №47 на учет ветераны Великой Отечественной войны могут быть поставлены только при признании жилого помещения не пригодным для проживания.
Третье лицо - отдел социальной защиты населения <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явился, своего представителя не направил.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, которых достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Предметом судебной защиты в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации являются права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина.
Согласно пункту 1статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Создание препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод это такой результат действий (решений), при котором гражданину необходимо преодолевать препятствия и ограничения, не предусмотренные законом.
Из заявления ФИО следует, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе АДМИНИСТРАЦИЯ для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как участник Великой Отечественной войны.
Из постановления главы АДМИНИСТРАЦИЯ за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществляется администрацией сельского поселения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 года, на основании заявления граждан, поданных ими по месту жительства и приложенных к заявлению документов. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека не более учетной нормы площади жилого помещения (учетная норма, утвержденная в АДМИНИСТРАЦИЯ составляет 12 кв.м.). Представленные гражданином заявления о постановке на учет и документы рассматриваются администрацией сельского поселения и по результатам рассмотрения выносит решение о принятии или отказе в принятии на учет. Руководствуясь ч.1 п.3 ст.54 Жилищного кодекса РФ, сообщает, что согласно представленных документов, жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 50,3 кв.м. на двоих, то есть 25,15 кв.м. на каждого превышая учетную норму. В связи с этим администрация поселения отказывает в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, и справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной АДМИНИСТРАЦИЯ, следует, что в доме <адрес> зарегистрированы: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения; сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Из представленного уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО в праве собственности какого-либо имущества не имеет.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО в собственности имеет жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Как следует из удостоверения серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО имеет право на льготы и преимущества, установленные в соответствии со статьей 15 Закона «О ветеранах».
Как следует из удостоверения серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО имеет право на льготы и преимущества, установленные в соответствии со статьей 14 Закона «О ветеранах».
Из справки за № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП «Бюро технической инвентаризации» <адрес> Чувашской Республики, следует, что жилой дом <адрес> имеет общую площадь 50,3 кв.м., жилую - 32,2 кв.м., вспомогательную - 18,1 кв.м.
Как следует из показаний, допрошенных в суде свидетелей ФИО и ФИО, с ФИО проживают в одной деревне и знают, что он проживает вместе с сыном. Водопровода на их деревне нет, удобства расположены на улице. За водой он сам ходить не может, хозяйством занимается его сын.
Реализация Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 и социальная поддержка ветеранов, участников и членов семьи участников Великой Отечественной войны согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» производится в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, критерием постановки участников Великой Отечественной войны является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Из содержания ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно п.4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 31 марта 2005 года № 170 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Постановлением главы АДМИНИСТРАЦИЯ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» также установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Из анализа приведенных норм права следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право участники - ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, уровень обеспеченности которых общей площадью жилого помещения составляет ниже учетной нормы.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.15, ч.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции от 06 мая 2010 года, участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Положения п.1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» предусматривают, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, установленные ст.ст. 14, 15 Федерального закона «О ветеранах», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то есть участники Великой Отечественной воины.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) признаются, в том числе, члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учитывая, что общая площадь жилого помещения, в котором проживает ФИО, составляет 50,3 кв.м., а в данном жилом доме истец проживает лишь со своим сыном, суд приходит к выводу, что ФИО обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи свыше учетной нормы, и в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимся в жилом помещении не является.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания постановления АДМИНИСТРАЦИЯ № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим положениям жилищного законодательства, поскольку в ходе судебного заседания подтвердилось основание отказа в постановке ФИО на учет в качестве нуждающегося в жилищных помещениях - обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи свыше учетной нормы.
В судебном заседании доказательств, свидетельствующих о совершении ФИО каких-либо действий по ухудшению своих жилищных условий не установлено.
Как следует из акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ, представленного АДМИНИСТРАЦИЯ качество дома: деревянный в нормальном состоянии, комнаты сухие. Благоустройство дома и жилой площади: отопление газовое, индивидуальное, водоснабжение отсутствует, канализации нет. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади - удовлетворительное. На жилой площади проживают ФИО и ФИО. Условия жизни гражданина, выразившего желание встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник Великой Отечественной войны - удовлетворительные.
Однако, быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан определенные Федеральным Законом от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Таким образом, следует признать, что ФИО не является нуждающимся в жилом помещении и отказ АДМИНИСТРАЦИЯ в постановке ФИО на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным.
С учетом изложенного, исковые требования ФИО следует признать необоснованными.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Иных доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено и не просили их исследовать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО к администрации АДМИНИСТРАЦИЯ о признании постановления АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании за ним права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как участник Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Моргаушского
районного суда Чувашской Республики С.В. Трихалкин