Дело №2-622/2010 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Э.А., при секретаре Бирюковой О.В., с участием представителя истца и третьего лица ФИО, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица - отдела социальной защиты населения <адрес> ФИО, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к администрации <адрес>, администрации <адрес> о признании отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л :
ФИО обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> и администрации <адрес> о признании отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратилась к главе администрации <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрация <адрес> письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказала ей в постановке на учет. Отказ мотивирован тем, что согласно представленных ею документов она совершила действия, в результате которых граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а также в связи с тем, что размер жилой площади на каждого члена семьи превышает учетную норму. Она не согласна с данным отказом, так как намеренного ухудшения жилищных условий с ее стороны не было. Просит признать отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях незаконным, признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Истец ФИО, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явилась (л.д.45).
Представитель истца ФИО и третье лицо ФИО поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Суду пояснил, что тетя ФИО с ДД.ММ.ГГГГ года проживет в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО продала жилой дом, находящийся по вышеуказанному адресу, ему, и в настоящее время какого-либо жилого помещения в собственности ФИО не имеется. В жилом доме вместе с ФИО зарегистрированы и проживают он и его сын ФИО. Поскольку в собственности истца жилого помещения не имеется, кроме того, данный жилой дом, где проживает истица, не имеет коммунальных удобств, горячей воды, считает, что ФИО имеет право на обеспечение жильем как вдова участника Великой Отечественной войны независимо от своего имущественного положения.
Представитель третьего лица - отдела социальной защиты населения <адрес> ФИО поддержал исковые требования и просил их удовлетворить, указав, что в собственности истца ФИО какого-либо жилого помещения не имеется.
Третье лицо ФИО поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, пояснил, что в собственности ФИО какого-либо жилого помещения не имеется. Он в настоящее время работает в <адрес>, на выходные дни приезжает и проживает в <адрес>. В связи с отсутствием коммунальных удобств в зимнее время ФИО вынуждена проживать в <адрес>.
Представитель ответчика - глава администрации <адрес> ФИО, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия. Как следует из поступившего в суд заявления, просит удовлетворить иск (л.д.42, 26).
Представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрении дела, на судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела без их участия. Из поступившего заявления следует, что просит отказать в удовлетворении иска (л.д.46).
Третье лицо - представитель МИНИСТЕРСТВО ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела без участия представителя министерства.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по мнению сторон, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
ФИО ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе администрации <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как вдова участника Великой Отечественной войны.
Главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО отказано письмом №. Отказ мотивирован тем, что ФИО совершены действия, в результате которых граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а также в связи с тем, что размер жилой площади на каждого члена семьи заявителя превышает учетную норму.
Как следует из удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших участников Великой Отечественной войны в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
Статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Из содержания ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике» право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в ст. ст. 14, 15 17 -19 и 21 ФЗ от 12.11. 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п.4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что ФИО проживает в <адрес>. Вместе с ней по указанному адресу в качестве членов семьи зарегистрированы и проживают ФИО и ФИО.
Данный жилой дом зарегистрирован на праве собственности за ФИО, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП «Бюро технической инвентаризации» <адрес>, следует, что жилой <адрес> имеет общую площадь № кв.м., жилую -№ кв.м., вспомогательную -№ кв.м.. Данное обстоятельство подтверждается и выпиской из похозяйственной книги <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что общая площадь жилого помещения, в котором проживает ФИО, составляет № кв.м., а в данном жилом доме истица проживает с семьей из 3 человек, суд приходит к выводу, что ФИО обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи свыше учетной нормы (№ и в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающейся в жилом помещении не является.
Кроме того, проживающим совместно с ФИО лицам - ФИО и ФИО - принадлежат по 1/3 доле в праве общедолевой собственности на 3-комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.15, 16). Согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания отказа администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим положениям жилищного законодательства, поскольку в ходе судебного заседания подтвердилось основание отказа в постановке ФИО на учет в качестве нуждающейся в жилищных помещениях - обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи свыше учетной нормы.
В судебном заседании доказательств, свидетельствующих о совершении ФИО каких-либо действий по ухудшению своих жилищных условий не установлено.
Довод истца об отсутствии в ее собственности какого-либо жилого помещения не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не влечет нуждаемость гражданина в жилье исходя из положения п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, в силу которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Более того, в спорном домовладении ФИО проживает в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
Жилой дом, в котором проживает ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, что подтверждается как объяснениями третьего лица ФИО, так и выпиской из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный жилой дом пригоден для проживания.
Довод об отсутствии коммунальных удобств не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания и не может служить основанием для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку в соответствии с п.п.12, 41 Порядка о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных; не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Учитывая, что ФИО не является нуждающейся в жилом помещении, не подлежат удовлетворению требования истца о признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника Великой Отечественной войны.
С учетом изложенного, исковые требования ФИО суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО к администрации <адрес> и администрации <адрес> о признании отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Моргаушского районного суда
Чувашской Республики Э.А. Степанова