По заявлению ФИО о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании устранить допущенное нарушение



Копия

Дело № 2-80/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года с.Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Алексеевой А.В.,

при секретаре судебного заседания Волковой Т.В.,

с участием заявителя ФИО,

представителя заявителя ФИО, представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица- АДМИНИСТРАЦИЯ ФИО, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании устранить допущенное нарушение,

установил:

ФИО обратился в суд с заявлением о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании устранить допущенное нарушение. Заявление мотивировано тем, что по его заявлению ДД.ММ.ГГГГ Моргаушским районным судом было вынесено решение о признании отказа АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ за № в предоставлении ему свободного земельного участка площадью 700 кв.м. в <адрес> незаконным и возложении обязанности выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения за его счет выполнения в отношении истребуемого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного учета этого земельного участка. По вступлении решения суда в законную силу, АДМИНИСТРАЦИЯ ему была выдана схема расположения указанного земельного участка и за его счет ООО в последующем выполнены кадастровые работы, оформлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, земельному участку присвоен кадастровый №.

Обратившись ДД.ММ.ГГГГ в АДМИНИСТРАЦИЯ с заявлением о предоставлении ему в собственность испрашиваемого земельного участка для садоводства площадью, согласно кадастрового паспорта земельного участка, 670 кв.м. и кадастровым №, и представив необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ он вновь получил отказ в предоставлении ему земельного участка, мотивированный тем, что приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь на торгах (конкурсе, аукционе), что делает невозможным реализацию предусмотренного ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принципа первоочередности представления гражданам земельных участков.

Считая, что отказ неправомерен и не основан на законе, просит признать незаконным отказ главы АДМИНИСТРАЦИЯ в предоставлении ему, инвалиду третьей группы, в собственность земельного участка площадью 670 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить нарушенные его права и свободы, предоставив ему в собственность указанный земельный участок.

В ходе судебного разбирательства заявитель и его представитель заявление поддержали по изложенным в нем основаниям, уточнили требования, просили признать незаконным отказ АДМИНИСТРАЦИЯ в предоставлении в собственность заявителю земельного участка площадью 670 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> и обязать АДМИНИСТРАЦИЯ в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить нарушенные права и свободы заявителя, предоставив ему в собственность указанный земельный участок.

Представитель АДМИНИСТРАЦИЯ ФИО с требованиями заявителя не согласилась, пояснила, что приобретение указанного выше земельного участка в собственность для садоводства возможно лишь по результатам аукциона. Действующим земельным законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Положением «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Моргаушского района Чувашской Республики» льготы для льготной категории граждан, в частности для инвалидов, при предоставлении земельных участков, не связанных со строительством, также не предусмотрены. В рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Иных препятствий для предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка в собственность для садоводства не имеется.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10,11 настоящего Кодекса, что предусмотрено ст. 29 ЗК РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, согласно ст. 11 ЗК РФ, относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пунктам 1 и 4 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.

В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 5 статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения.

ФИО является инвалидом 3 группы, что подтверждается удостоверением серии № и справкой серии №, инвалидность установлена бессрочно.

По заявлению ФИО ДД.ММ.ГГГГ Моргаушским районным судом Чувашской Республики было принято решение о признании отказа АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ за № в предоставлении ФИО свободного земельного участка площадью 700 кв.м. в <адрес> незаконным, обязании АДМИНИСТРАЦИЯ выдать ФИО схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения за его счет выполнения в отношении истребуемого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного учета этого земельного участка.

Решение лицами, участвующими в деле, не обжаловалось, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письма АДМИНИСТРАЦИЯ № от ДД.ММ.ГГГГ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФИО была выдана схема расположения испрашиваемого земельного участка для проведения работ по его межеванию и постановки на кадастровый учет. В последующем за счет заявителя ООО выполнены кадастровые работы. Был оформлен кадастровый паспорт данного земельного участка. Земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к главе АДМИНИСТРАЦИЯ с заявлением о предоставлении ему в собственность для садоводства указанного земельного участка.

В соответствии с письмом АДМИНИСТРАЦИЯ № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю было отказано. Отказ мотивирован тем, что передача земельных участков в аренду в соответствии с п. 4 ч.1 ст.34 ЗК РФ осуществляется после обеспечения подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременной публикации такой информации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования не поступили иные заявления. Приобретение земельных участков в собственность осуществляется на торгах (конкурсе, аукционе), в рамках которых реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна. Следовательно приобретение земельного участка площадью 670 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, возможно лишь по результатам торгов (конкурса, аукциона).

Положением «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Моргаушского района Чувашской Республики», утвержденным Моргаушским районным Собранием депутатов 13 июля 2006 года № С-10/7 (с последующими изменениями решениями Собрания депутатов от 26 декабря 2007 года № С-23/2 и от 17 октября 2008 № С-28/8) льготы для льготной категории граждан, в частности для инвалидов, при предоставлении земельных участков, не связанных со строительством, не предусмотрены.

Вместе с тем, аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для садоводства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

<адрес> доказательств наличия условий, при которых заявитель не может претендовать на получение испрашиваемого им земельного участка для использования его в указанных им целях (для садоводства), а также отсутствия реальной возможности предоставления ему этого участка, суду не представлено. Доводы представителя АДМИНИСТРАЦИЯ о том, что приобретение земельного участка площадью 670 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, возможно лишь по результатам торгов (конкурса, аукциона), являются необоснованными. В соответствии с представленным суду заявителем письмом АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ за №, АДМИНИСТРАЦИЯ ему была представлена утвержденная схема расположения испрашиваемого им земельного участка для проведения его межевания и постановки на кадастровый учет, что само по себе свидетельствует о согласии администрации с предоставлением заявителю данного земельного участка в собственность либо передачей его в аренду. Заявителем, в свою очередь, обеспечено за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ. Осуществлен государственный кадастровый учет этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

При изложенных выше обстоятельствах суд признает требования заявителя законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ФИО удовлетворить.

Признать отказ АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении ФИО земельного участка площадью 670,00+-45,00 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать АДМИНИСТРАЦИЯ устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО, предоставив в собственность земельный участок площадью 670,00+-45,00 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.

Судья А.В.Алексеева

Мотивированное решение составлено 31 января 2011 года.

Копия верна:

Судья А.В.Алексеева