О назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности



Дело № 2-74/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2011 года с. Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Э.А., с участием истицы ФИО, представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ <адрес> ФИО, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Бирюковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности и обязании назначить досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности с момента обращения,

у с т а н о в и л :

ФИО обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что у нее имеется необходимый для этого специальный стаж в связи с осуществлением медицинской деятельности. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО в назначении указанной выше досрочной трудовой пенсии по старости отказано по мотиву отсутствия требуемого законом не менее 25-летнего специального стажа. Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> признало, что у ФИО трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, составляет 24 года 03 месяца 07 дней на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ (с учетом того, что индивидуальные сведения представлены по ДД.ММ.ГГГГ). При этом в специальный стаж в связи с осуществлением медицинской деятельности ФИО не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Не согласившись с данным решением Управления Пенсионного фонда РФ <адрес> ФИО обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ <адрес> о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Требования мотивированы тем, что она работает фельдшером в <адрес> ФАП, имеет стаж медицинской деятельности более 25 лет.

В судебном заседании истица ФИО поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что за время нахождения на курсах повышения квалификации у нее из зарплаты производились отчисления в пенсионный фонд, сохранялась заработная плата и место работы. На курсы повышения квалификации она была направлена работодателем. Просит обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ <адрес> ФИО исковые требования ФИО не признала и просила в их удовлетворении отказать, заявив, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано обоснованно по мотивам, указанным в решении и в отзыве на исковое заявление. В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды обучения на курсах повышения квалификации, а также в отпуске по уходу за ребенком в указанном перечне отсутствуют, поэтому не подлежат включению в льготный трудовой стаж.

Суд, заслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу и материалы пенсионного дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 указанного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года №30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

До вступления в силу указанных Списка и Правил, в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ №30 от 21 января 2002 г. «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при определении права на досрочную трудовую пенсию за период работы до 01 ноября 1999 г. применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 г., а за период после 01 ноября 1999 г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ №1066 от 22. 09.1999 г.

В соответствии с указанными выше Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «наименование учреждений».

В судебном заседании установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО по направлению работодателя находилась на курсах повышения квалификации.

Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Данное постановление было признано не подлежащим применению на территории РФ лишь постановлением СМ РФ от 22 сентября 1993 г. №953.

Постановление СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», каких либо запретов по включению указанных периодов в специальный стаж не содержало.

Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года, действительно содержат указания на то, что в специальный стаж включаются периоды работы, которая выполнялась в течение полного рабочего дня.

Суд считает, что периоды нахождения ФИО на курсах повышения квалификации необходимым включить в специальный стаж, поскольку в соответствии со ст.196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.

Указанные гарантии установлены ст.112 КЗоТ РСФСР, действовавшего в периоды спорных отношений, и статьей 187 Трудового кодекса РФ, согласно которым при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировки и учебных отпусков являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. За периоды нахождения на курсах повышения квалификации ФИО получала заработную плату, из заработной платы производились налоговые отчисления и отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Поэтому требования истицы ФИО о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, подлежат удовлетворению.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) женщине по ее заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.

В соответствии со ст.ст.165, 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 19 ноября 1992 года) частично оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск по уходу за ребенком, без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Согласно Постановлению Совета министров СССР и ВЦСПС № 677 от 22 августа 1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения ребенком возраста трех лет. Здесь же указано, что дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Вместе с тем, Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 года внесено изменение в ст.167 КЗоТ, которое исключает возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

При рассмотрении споров, возникающих в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком имел место после 06 октября 1992 года, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО в части включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

С учетом удовлетворенных требований специальный стаж ФИО на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ составляет (с учетом того, что индивидуальные сведения представлены по ДД.ММ.ГГГГ) более 25 лет.

По изложенным выше основаниям, суд приходит к выводу, что ответчиком истице ФИО в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности отказано незаконно, так как на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ <адрес> ее медицинский стаж составлял более 30 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО удовлетворить частично.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, незаконным и отменить его в этой части.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) <адрес> включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения ФИО на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> назначить ФИО досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда стороны вправе обжаловать в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий судья Э.А.Степанова