О признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника ВОВ, нуждающаяся в улучшении жилищных условий



Дело №2-29/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2011 года с. Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Э.А., при секретаре Бирюковой О.В., с участием представителя истца и третьего лица ФИО, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица - отдела социальной защиты населения <адрес> ФИО, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика - администрации <адрес> ФИО, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Ярославского <адрес> сельского поселения ФИО рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к администрации <адрес> о признании решения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л :

ФИО обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о признании решения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратилась к главе администрации <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрация <адрес> письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказала ей в постановке на учет. Отказ мотивирован тем, что согласно представленных ею документов она совершила действия, в результате которых граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Она не согласна с данным отказом, так как намеренного ухудшения жилищных условий с ее стороны не было. Просит признать решение главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

На судебное заседание истица ФИО, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась.

В судебном заседании представитель истца и третье лицо ФИО, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО и ФИО, поддержала исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Суду пояснила, что она вместе с несовершеннолетними детьми ФИО и ФИО с ДД.ММ.ГГГГ проживает вместе с истицей ФИО в качестве членов семьи по адресу: <адрес>, хотя до ДД.ММ.ГГГГ были фактически зарегистрированы в <адрес>. В настоящее время в доме вместе с ФИО зарегистрированы и проживают она, ее дети ФИО и ФИО отец ФИО, мать ФИО У них не имеется возможности проживать в <адрес>, поскольку данное жилое помещение принадлежит брату ФИО. Поскольку общая площадь жилого дома <адрес> составляет менее 12 кв.м. общей площади на одного человека, считает, что ФИО имеет право на обеспечение жильем как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика - глава <адрес> сельского поселения ФИО. просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО, поскольку ФИО совершила действия, в результате которых граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, то есть зарегистрировала ФИО с детьми ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку у администрации <адрес> не было оснований для постановки ФИО на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Пояснила, что администрацией <адрес> формируется сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель третьего лица - отдела социальной защиты населения <адрес> ФИО поддержал исковые требования и просил их удовлетворить, указав, что общая площадь жилого дома, в которой проживает истица ФИО, составляет менее 12 кв.м. общей площади на одного человека.

Третьи лица - представитель Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО, ФИО, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении дела без их участия.

Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по мнению сторон, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

ФИО ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе администрации <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как вдова участника Великой Отечественной войны.

Главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО отказано письмом №. Отказ мотивирован тем, что ею совершены действия, в результате которых граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Как следует из удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших участников Великой Отечественной войны в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно п.4 ч.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.

Из содержания ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике» право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в ст. ст. 14, 15 17 -19 и 21 ФЗ от 12.11. 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п.4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что ФИО проживает в <адрес>. Вместе с ней по указанному адресу в качестве членов семьи зарегистрированы и проживают дочь ФИО, зять ФИО, внучка ФИО, правнучки ФИО и ФИО Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности истцу ФИО, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП «Бюро технической инвентаризации» <адрес>, следует, что жилой дом <адрес> имеет общую площадь № кв.м., жилую - № кв.м., вспомогательную -№ кв.м.

Из выписки из домовой книги на указанное жилое помещение следует, что ФИО, ФИО и ФИО в жилом доме <адрес> были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, ранее были зарегистрированы в <адрес>.

Отказывая в постановке на учет администрация <адрес> сослалась на то, что ФИО были совершены действия, в результате которых граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО, ФИО, односельчан ФИО, внучка ФИО и правнучки ФИО и ФИО с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживают у бабушки ФИО в д<адрес>, вместе с ними также проживают ФИО и ФИО.

Таким образом, в судебном заседании подтверждается факт проживания ФИО, ФИО и ФИО с ДД.ММ.ГГГГ года у бабушки ФИО ранее их фактической регистрации по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Таким образом, исходя из изложенного, сам по себе факт регистрации ФИО, ФИО и ФИО лишь в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> при наличии доказательств о фактическом их проживании ранее даты регистрации не является доказательством совершения ФИО намеренных действий с целью встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании подтвердился тот факт, что ФИО проживает с бабушкой ФИО, вселена последней вместе с несовершеннолетними детьми с целью проживания.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО, ФИО и ФИО имеют право пользования иным жилым помещением, не имеется.

До регистрации в <адрес> ФИО, ФИО и ФИО были зарегистрированы по адресу: <адрес>.

В судебном заседании установлено, что данное жилое помещение принадлежит брату ФИО ФИО, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО в составе своей семьи имеет супругу ФИО и сына ФИО.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в действиях ФИО не усматривается намеренности с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, являющаяся единственным критерием для отказа в постановке на такой учет.

В соответствии с частью 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Изучив документы, представленные ФИО при постановке на учет, суд приходит к выводу, что общая площадь жилого помещения ФИО составляет менее 12 квадратных метров общей площади на одного члена семьи (70,7 : 6 = 11,78 кв.м.).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО в полном объеме, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения членов семьи ФИО составляет менее учетной нормы, кроме того, истица имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдова участника Великой Отечественной войны.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО удовлетворить.

Признать решение главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет ФИО в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

Признать за ФИО право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Решение суда стороны вправе обжаловать в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2011 г..

Судья Моргаушского районного суда

Чувашской Республики Э.А. Степанова