Дело № 2-195/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2011 года с.Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Волковой Т.В.,
с участием заявителя Шишкина А.А.,
представителя заинтересованного лица- администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, в лице главы сельского поселения Никитина Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Шишкина Анатолия Александровича о признании решения органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить допущенное нарушение прав,
установил:
Шишкин А.А. обратился в суд с заявлением о признании решения органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить допущенное нарушение прав. Заявление мотивировано тем, что постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Об этом ему стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ несмотря на то, что он неоднократно подходил в администрацию сельского поселения с вопросом о предоставлении жилья. На его просьбу о восстановлении в очереди, ему было отказано. Считая решение неправомерным, просил признать постановление главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконным и обязать администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики восстановить его в прежней очереди в списке нуждающихся в жилом помещении администрации Моргаушского сельского поселения.
В ходе судебного разбирательства заявитель Шишкин А.А. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, просил признать постановление главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконным и обязать администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики восстановить его в прежней очереди в списке нуждающихся в жилом помещении администрации Моргаушского сельского поселения.
Представитель заинтересованного лица- администрации Моргаушского сельского поселения Никитин Н.И. с требованиями заявителя не согласился, пояснил, что постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» от 17 октября 2005 года №42 Шишкин А.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Это было связано с выездом последнего в ДД.ММ.ГГГГ году на другое место жительства. Ввиду отсутствия сведений о месте проживания, Шишкин А.А. не был уведомлен о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; и иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом и другими федеральными законами.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решении. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В силу ч.1 указанной статьи, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органов государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органов государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка строительства жилого дома; 6) выявления в предоставленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку перечень, предусмотренный ст.56 ЖК РФ, является закрытым, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.
Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений утвержден Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12 января 2006 года №2.
Согласно п.2 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений ведется органами местного самоуправления поселений.
Право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку сохраняется за гражданином до получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением следующих случаев: утраты оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку (если общая площадь на каждого члена семьи составляет более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления); выезда на другое постоянное место жительства; выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении и наличии права на государственную поддержку, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; подачи ими заявления о снятии с учета.
Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку принимается органом местного самоуправления, о чем гражданин должен быть извещен в письменной форме с указанием основания снятия с учета, что предусмотрено пунктами 11 и 12 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что Шишкин А.А., на основании его заявления, решением жилищной комиссии при администрации Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет на получение жилья на общих основаниях.
ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан контрольный талон к ордеру № на квартиру площадью 18,6 кв.м на семью из двух человек: на него и его дочь ФИО В качестве основания выдачи ордера указывается постановление главы от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с выпиской из лицевого счета (домовой книги) от ДД.ММ.ГГГГ №, в коммунальной <адрес> общим санузлом и кухней, общей площадью 12 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> были зарегистрированы и проживали: Шишкин А.А., его жена- ФИО, дочери- ФИО, ФИО Данное обстоятельство подтверждается и справкой о составе семьи, выданной Моргаушской сельской администрацией Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МУП «Бюро технической инвентаризации» Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ №, комната № в жилом <адрес> в <адрес> имеет общую площадь 18,7 кв.м.
Согласно списка очередности на получения жилой площади на ДД.ММ.ГГГГ, Шишкин А.А. был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ и состоял в списке на указанную дату под номером 30.
Постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Шишкин А.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с ч.1 п.3 ст.15 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений».
Вместе с тем, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст.14 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 15 Закона оснований для снятия их с учета.
Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу ч.1 ст.15 Закона предусмотрено в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими в орган, осуществляющий принятие на учет, документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ч.2 статьи решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом местного самоуправления, осуществившим принятие на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Администрацией Моргаушского сельского поселения доказательств наличия оснований для снятия Шишкина А.А. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях на момент вынесения постановления ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.
Так, из материалов дела усматривается, что на дату вынесения оспариваемого постановления, в личном деле содержались лишь: сведения на ДД.ММ.ГГГГ: копия паспорта Шишкина А.А. с отметкой о регистрации по спорному адресу с ДД.ММ.ГГГГ; копия паспорта ФИО с отметкой о регистрации по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ (дата не указана); выписка из лицевого счета (домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в спорном жилом помещении на указанную дату были зарегистрированы и проживали: Шишкин А.А., его жена- ФИО, дочери- ФИО, ФИО; справка Моргаушской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о составе семьи Шишкина А.А.; справка Моргаушской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что Шишкин А.А. субсидию на строительство жилого дома и приобретение жилья не получал.
Как установлено судом, о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, заявителю стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ при обращении в сельское поселение с вопросом о предоставлении ему жилья и, в связи с этим сбором необходимых документов. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании, подтверждено представителем заинтересованного лица Никитиным Н.И.
Согласно отзыва на исковое заявление ответчика, Шишкин А.А. о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не был уведомлен, так как после выезда на другое постоянное место жительства в ДД.ММ.ГГГГ году, не предоставил в сельское поселение сведений о регистрации по новому адресу. Указанное также свидетельствует о том, что администрация сельского поселения на момент снятия Шишкина А.А. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не располагала сведениями о выезде последнего куда-либо на постоянное место жительства.
При изложенных выше обстоятельствах суд признает требования заявителя о признании решения органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить допущенное нарушение прав законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Шишкина Анатолия Александровича удовлетворить.
Признать постановление главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Шишкина Анатолия Александровича, незаконным.
Обязать администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики восстановить Шишкина Анатолия Александровича в прежней очереди в списке нуждающихся в жилом помещении администрации Моргаушского сельского поселения.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.В.Алексеева
Мотивированное решение составлено 29 марта 2011 года.