О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения



Дело № 2-128/ 2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2011 года с.Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Алексеевой А.В.,

при секретаре Волковой Т.В.,

с участием представителя истицы Романовой Н.Г.- Димитриева В.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика- администрации Моргаушского района Тимофеевой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица- отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Кузьмина А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

третьих лиц Романова А.Г., Романовой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Нины Григорьевны к администрации Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения,

установила:

Романова Н.Г. обратилась в суд с иском к администрации Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения. Исковое заявление мотивировано тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах». Проживает по адресу: <адрес>, в доме общей площадью № кв.м. со своей семьей, состоящей из 9 человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет 11,83 кв.м, что ниже учетной нормы, установленной в Сятракасинском сельском поселении Моргаушского района. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Сятракаинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией сельского поселения отказано ей в этом. Отказ мотивирован тем, что нуждаемость в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. По утверждениям истицы она никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала.

В судебном заседании представитель истицы Димитриев В.Г. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что дом, в котором проживает истица, принадлежит Романовой Н.Г., имеет общую площадь № кв.м. Вместе с Романовой Н.Г. по указанному выше адресу проживают: сын- Романов А.Г., сноха- Романова Н.Л., внук- ФИО15 внучка- ФИО1, внук- ФИО16., внучка ФИО14, внук- ФИО2, сноха- ФИО13, внучка- ФИО3

Внук истицы- ФИО2 зарегистрирован по данному адресу ДД.ММ.ГГГГ, сноха- ФИО13 и ее дочь ФИО3 зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. Фактически ФИО2 проживал в доме истицы со времени расторжения брака с супругой, с ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО13- с момента заключения брака с сыном истицы ФИО11, с ДД.ММ.ГГГГ года, дочь последних- ФИО3- с момента ДД.ММ.ГГГГ.

Какого-либо жилья никто из проживающих совместно с Романовой Н.Г. не имеет, следовательно, действий по ухудшению своих жилищных условий они не совершали. Просил суд признать незаконным решение администрации Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет истицы в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения- с ДД.ММ.ГГГГ.

Третьи лица Романов А.Г. и Романова Н.Л. с исковыми требованиями истицы согласились, просили суд их удовлетворить, поддержали сказанное представителем истицы Димитриевым В.Г. Пояснили, что регистрация внука истицы- ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, снохи- ФИО13 и внучки- ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ не связана с намерениями Романовой Н.Г. по ухудшению жилищных условий и обращением ею ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Фактически ФИО2 проживал качестве члена семьи вместе с ними с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 и ФИО3 проживали с ДД.ММ.ГГГГ, вели общее хозяйство. Их проживание и дальнейшая регистрация по указанному адресу были связаны с отсутствием своего жилья.

Представитель ответчика- администрации Моргаушского района Тимофеева О.В. иск не признала, суду пояснила, что с момента совершения действий по регистрации ФИО2, ФИО13 и ФИО3, приведших к ухудшению жилищных условий истицы, не истек установленный ст.53 ЖК РФ срок. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель третьего лица- отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Кузьмин А.Н., согласившись с требованиями истицы, просил их удовлетворить.

Истица Романова Н.Г., третьи лица- ФИО15 ФИО16., ФИО2, ФИО13, ФИО3, представитель третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, представитель ответчика- администрации Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представили заявления с просьбой провести разбирательство по делу без их участия. Не явились третьи лица- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения- инвалид с детства, ФИО14- ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истица Романова Н.Г., третьи лица- ФИО15 ФИО16 ФИО2, ФИО13, ФИО3 в представленных заявлениях указали, что поддерживают требования истицы в полном объеме. Из представленного суду главой администрации Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района ФИО12 заявления следует, что он возражает против удовлетворения исковых требований.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающемся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст.2 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч.2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст.12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.

К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст.13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст.14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В ст.ст.2, 4 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст.21 Федерального закона «О ветеранах». В частности, п.4 ч.1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Истица Романова Н.Г., являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ года истца обратилась в администрацию Сятракасинского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника Великой Отечественной войны.

Согласно письма администрации Сятракасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, ей было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст.56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, обоснованными.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением администрации Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека.

Постановлениями главы Сятракасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что истица проживает по адресу: <адрес> и является собственником данного жилого помещения.

Площадь жилого дома согласно справке МУП «БТИ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № составляет № кв.м.

Согласно выписке из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ № (лицевой счет №) членами хозяйства являются: Романова Н.Г.(записана первой), Романов А.Г., Романова Н.Л., ФИО15 ФИО1, ФИО16 ФИО14, ФИО2, ФИО13, ФИО3

Согласно паспортных данных, ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. До этого, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован в <адрес>. ФИО13 и ее дочь ФИО3 зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. До этого, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, были зарегистрированы по адресу: <адрес>

Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ года в спорном жилом помещении проживали: истица Романова Н.Г., ее сын- Романов А.Г., сноха- Романова Н.Л., внуки- ФИО15 ФИО1, ФИО16., ФИО14 Истица при этом не нуждалась в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью до указанной даты на каждого проживающего составляла 15,21 кв.м. (№:7), что выше учетной нормы 12 кв.м, установленной по <адрес>.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что супруг ФИО13 ФИО11 (сын истицы) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №

Представленной суду выпиской из похозяйственной книги (лицевой счет №) от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что ФИО13 и ее дочь ФИО3 до регистрации ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, были зарегистрированы и являлись членами хозяйства по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, площадь жилого дома составляет № кв.м, правообладателями являются мать ФИО13 ФИО10 и брат ФИО9

Из изложенного следует, что ФИО13 и ФИО3 к моменту регистрации на жилплощади истицы были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по адресу: <адрес>. Доказательств утраты ими права пользования жилым помещением по данному адресу суду не представлено. Доводы ФИО13, указанные в заявлении, третьих лиц Романова А.Г. и Романовой Н.Л. в судебном заседании о том, что сняться с регистрационного учета ФИО13 и ФИО3 попросил брат ФИО8, не подтверждены какими-либо доказательствами.

Кроме того, как следует из справки администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО13 была зарегистрирована на территории <адрес> сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в хозяйстве своей тети ФИО7 Согласно указанной справки, несмотря на регистрацию в настоящее время на территории Сятракасинского сельского поселения, ФИО13 продолжает проживать в <адрес>.

Данное обстоятельство нашло подтверждение в судебном заседании и показаниями свидетеля- специалиста-эксперта <адрес> сельского поселения ФИО6, подтвердившей факт проживания ФИО13 в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ

Изложенное свидетельствует о том, что ФИО13 на момент обращения истицы с заявлением в сельское поселение не проживала в принадлежащем последней жилом доме.

В соответствии со справкой МУП «БТИ» и ПЖФ от ДД.ММ.ГГГГ №, по архивным данным предприятия за ФИО2 была зарегистрирована по праву собственности 1/4 доля в квартире № в доме № по <адрес> на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за №.

Как видно из материалов дела, брак между ФИО2 и ФИО5 прекращен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО5, действующей в интересах сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был заключен договор дарения 1/4 доли в праве общей долевой собственности квартиры общей площадью № кв.м, находящейся по адресу: <адрес>, ФИО4

Из указанного договора следует, что на момент его заключения (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 проживал по адресу: <адрес> вместе с ФИО5 и сыном.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № правообладателем указанной выше квартиры является сын ФИО2 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Доказательств утраты ФИО2 права пользования данным жилым помещением суду не представлено.

По изложенным основаниям доводы третьего лица ФИО2 в представленном суду заявлении, представителя истицы Димитриева В.Г., третьих лиц Романова А.Г. и Романовой Н.Л. в судебном заседании о том, что регистрация ФИО2 в жилом помещении, принадлежащем его бабушке Романовой Н.Г., была вынужденной в связи с разводом с супругой и отсутствием места для проживания, суд признает несостоятельными.

После совершения действий по регистрации ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Учитывая, что действия по вселению в качестве членов семьи собственника жилого помещения и регистрации ФИО2, ФИО13 и ФИО3 совершены после принятия Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки.

Ввиду того, что на момент обращения истицы с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст.53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истице в постановке на учет по этому основанию.

На основании изложенного, требования истицы о признании незаконным решения администрации Сятраксинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании администрации Сятраксинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Романовой Нины Григорьевны к администрации Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным решения администрации Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании администрации Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.

Судья А.В.Алексеева

Мотивированное решение составлено 12 апреля 2011 года.