О признании решения незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета



Дело № 2-231/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2011года с.Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Алексеевой А.В.,

при секретаре судебного заседания Волковой Т.В.,

с участием представителя истицы- адвоката Галкина С.В., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика- администрации Моргаушского района Чувашской Республики Тимофеевой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика- администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, в лице главы сельского поселения Павлова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифоровой Анны Алексеевны к администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, на обеспечение жильем за счет федерального бюджета,

установил:

Никифорова А.А. обратилась в суд с иском к администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. Исковое заявление мотивировано тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах». Проживает по адресу: <адрес>, в доме общей площадью № кв.м., где кроме нее зарегистрирована и проживает ее сестра ФИО1 Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет 11,45 кв.м, что ниже учетной нормы, установленной в Тораевском сельском поселении Моргаушского района. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Тораевского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения отказала ей в этом, отказ мотивирован тем, что нуждаемость в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. По утверждениям истицы она никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала.

В судебном заседании представитель истицы Галкин С.В. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что дом № по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Никифоровой А.А. Жилое помещение имеет площадь № кв.м. Дом не имеет каких-либо удобств: не газифицирован, не имеет водоснабжения, канализации. По указанному адресу фактически проживают истица Никифорова А.А. и ее сестра ФИО1 Несмотря на регистрацию последней по указанному адресу лишь ДД.ММ.ГГГГ, она фактически проживает там с ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи собственника жилого помещения. ФИО1 ранее проживала по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она продала свой жилой дом. Несмотря на сохраненную по данному адресу регистрацию, она там не проживала, поскольку является инвалидом 2 группы, нуждается в постоянном уходе. Собственник жилья фактически в нем не проживает, постоянно проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получает пенсию по месту жительства в <адрес>. Какого-либо жилья, кроме указанного, Никифорова А.А. и ФИО1 не имеют, следовательно, каких-либо действий по ухудшению своих жилищных условий они не совершали. Просил суд признать отказ администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке истицы Никифоровой А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным; признать за истицей право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика- администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Павлов Н.А., исковые требования истицы не признал, просил в их удовлетворении отказать, суду пояснил, что регистрация ФИО1 в доме № по адресу: <адрес>, произведена лишь ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Подтвердил, что дом, принадлежащий Никифоровой А.А., не имеет каких-либо удобств: не газифицирован, не имеет водоснабжения, канализации. Со слов жителей <адрес> ему известно о том, что ФИО1 является инвалидом и проживает вместе с Никифоровой А.А. по указанному адресу давно, но поскольку он работает главой сельского поселения лишь с <адрес>, подтвердить это обстоятельство не может.

Представитель ответчика- администрации Моргаушского района Тимофеева О.В. иск не признала, суду пояснила, что с момента совершения действий по вселению ФИО1 в указанное выше жилое помещение не истек установленный ст. 53 ЖК РФ срок. Наличие указанного обстоятельства послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просила в удовлетворении исковых требований истице отказать.

Истица Никифорова А.А., третье лицо ФИО1, представитель третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, представитель третьего лица- отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. От истицы Никифоровой А.А., третьего лица ФИО1, третьего лица- отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики поступили заявления с просьбой провести судебное разбирательство без их участия, в заявлениях указали, что исковые требования поддерживают, просят удовлетворить. Причина неявки представителя третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития ЧР не известна.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч.2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 9 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, что предусмотрено ч.ч. 1, 2, 3 ЖК РФ.

Согласно ст. 12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.

К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст. 13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст. 14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В ст.ст. 2, 4 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В частности, п. 4 ч. 1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Истица Никифорова А.А., являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ истца обратилась в администрацию Тораевского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника Великой Отечественной войны.

Согласно письма администрации Тораевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, необоснованными.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением администрации Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека.

Постановлениями главы администрации Тораевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что истица проживает по адресу: <адрес>, является его собственником, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №.

Площадь жилого дома согласно справке МУП «БТИ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и технического паспорта на жилой дом, составленного МУП «БТИ» <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет № кв.м.

В соответствии с выпиской из похозяйственной книги №, лицевой счет № от ДД.ММ.ГГГГ, членами хозяйства являются Никифорова А.А. и ФИО1 Данное обстоятельство подтверждено и справкой администрации Тораевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.

Из представленного суду паспорта следует, что ФИО1 зарегистрирована по указанному выше адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Представленными суду документами и объяснениями представителя истицы Галкина С.В. установлено, что ФИО1 ранее проживала по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ она продала жилой дом по указанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ членом хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, являлась до выбытия ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Судом установлено, что собственник жилого дома ФИО2 по указанному адресу не проживает, постоянно проживает в <адрес>.

В силу своей болезни, являясь инвалидом второй группы, ФИО1 нуждается в постоянном уходе, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, эпикризом на клинико-экспертную комиссию.

В соответствии со справкой Тораевского сельского поселения Моргаушского района № т ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 проживает в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке-подтверждению, заверенной главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, свидетели ФИО6 и ФИО3 подтверждают, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ переехала жить из <адрес> к сестре Никифоровой А.А., проживающей в <адрес>

Факт проживания ФИО1 в хозяйстве истицы с ДД.ММ.ГГГГ подтвержден в судебном заседании свидетелями ФИО5 и ФИО4

Согласно лицевого счета №, выданного Управлением ПФР в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 получает пенсию в Тораевском отделении почтовой связи с ДД.ММ.ГГГГ.

Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что сам по себе факт регистрации ФИО1 лишь ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> при наличии доказательств о фактическом ее проживании по данному адресу ранее даты регистрации, не является доказательством совершения истицей Никифоровой А.А. намеренных действий с целью встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО1 имеет право пользования иным жилым помещением, суду не представлено. Общая площадь занимаемого истицей жилого помещения составляет № кв.м. В расчете на одного человека обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 11,45 кв.м, что ниже достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, установленного в <адрес>.

Следовательно, сделанные администрацией Тораевского сельского поселения выводы об отсутствии нуждаемости истицы в жилом помещении, не могут быть признаны обоснованными, а решение об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении законным. Требования истицы о признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Признать решение администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Никифоровой Анне Алексеевне в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконным.

Признать за Никифоровой Анной Алексеевной право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.

Судья А.В.Алексеева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.