Дело № 2-432/ 2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 августа 2011 года с.Моргауши Моргаушский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Алексеевой А.В., при секретаре судебного заседания Николаевой О.Н., с участием представителя истца ФИО1 ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., третьих лиц: ФИО10, ФИО4, ФИО8, представителя третьего лица- администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. установил: ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. Исковое заявление мотивировано тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах». Проживает по адресу: <адрес>, в доме общей площадью <данные изъяты> кв.м., где кроме нее зарегистрированы и проживают: сын, дочь, внук и внучка. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет <данные изъяты> кв.м., тогда как учетная норма на территории Чуманкасинского сельского поселения составляет 12 кв.м. ДД.ММ.ГГ. она обратилась в администрацию Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением от ДД.ММ.ГГ. № глава поселения отказал ей в этом, мотивируя тем, что нуждаемость в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. По утверждениям истца, она никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала. ФИО4 была вынуждена переехать к ней с детьми после развода, так как проживать по прежнему адресу было затруднительно, поскольку там оставался проживать ее бывший супруг. Другого жилья у них не имеется. В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснила, что <адрес> по адресу: <адрес> принадлежит по праву собственности ФИО1, имеет площадь <данные изъяты> кв.м. Вместе с ФИО1 по указанному выше адресу проживают: сын- ФИО10, дочь- ФИО4, внук- ФИО3, внучка- ФИО9 Дочь- ФИО8 в указанном хозяйстве состояла непродолжительное время на регистрационном учете, хотя фактически там не проживала. Это было связано лишь с получением ею субсидии по приобретенной квартире. ФИО10 зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГ., однако он постоянно проживает в <адрес> в качестве члена семьи истца с ДД.ММ.ГГ.. ФИО4 и ее сын ФИО3 зарегистрированы по данному адресу с ДД.ММ.ГГ., ФИО9 с ДД.ММ.ГГ., хотя фактически проживают в качестве членов семьи истца с ДД.ММ.ГГ.. До этого они проживали в <адрес>. Ввиду сложившихся неприязненных отношений с супругом, ФИО4 с детьми после развода была вынуждена переехать жить к истцу. Какого-либо жилья никто из проживающих совместно с ФИО1 лиц не имеют, следовательно, действий по ухудшению своих жилищных условий они не совершали. Просила суд признать отказ администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ. № в постановке истца ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным; признать за истцом право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Третьи лица: ФИО10, ФИО4, ФИО8 с исковыми требованиями истца согласились, просили суд их удовлетворить. Поддержали сказанное в судебном заседании представителем истца ФИО2, подтвердили, что регистрация ФИО4, ФИО3, ФИО9 на жилой площади ФИО1 была вынужденной, в связи с разводом ФИО4 с супругом и невозможностью дальнейшего совместного проживания. Пояснили, что ФИО4 с детьми с ДД.ММ.ГГ. фактически проживает без регистрации в <адрес>, часто приезжает в <адрес> к матери ФИО1, живет с дочерью в деревне во время отпуска, сын - во время каникул. На средства ФИО4 проведена газификация жилого дома истца. Регистрация указанных лиц не связана с намерениями по ухудшению жилищных условий и обращением ФИО1 ДД.ММ.ГГ. в администрацию Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ФИО10 проживает в <адрес>, в хозяйстве истца с ДД.ММ.ГГ.. В связи с тем, что проживает в деревне, решил подарить свою долю в праве собственности на квартиру своей супруге ФИО2 Представитель третьего лица- администрации Моргаушского района ФИО5 иск не признала, суду пояснила, что с момента совершения действий по вселению ФИО4, ФИО3, ФИО9, приведших к ухудшению жилищных условий истца, не истек установленный ст.53 ЖК РФ срок. Продажа ДД.ММ.ГГ. принадлежащей третьему лицу ФИО4 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес> своему бывшему супругу ФИО11, дарение ДД.ММ.ГГ. принадлежащей третьему лицу ФИО10 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № по адресу: <адрес> своей супруге ФИО2, также свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий. Наличие указанных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Истец ФИО1, представитель ответчика администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района ФИО14, третьи лица- ФИО3, ФИО9, представитель третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития ЧР ФИО6, представитель третьего лица- отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО13, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представили суду заявления с просьбой провести разбирательство по делу без их участия. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему. Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающемся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст.2 ЖК РФ). В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч.2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно ст.12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации. К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст.13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст.14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В ст.ст.2, 4 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны. Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В частности, п. 4 ч. 1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Истец ФИО1, являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ. ДД.ММ.ГГ. истец обратилась в администрацию Чуманкасинского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника Великой Отечественной войны. Согласно письма администрации Чуманкасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ. №, истцу было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий. Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, согласно ст.56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи. Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, обоснованными. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Постановлением администрации Моргаушского района от ДД.ММ.ГГ. № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека. Постановлениями главы Чуманкасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ. №, от ДД.ММ.ГГ. № учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Из материалов дела следует, что истец проживает по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения является ФИО1 Общая площадь жилого дома согласно справке МУП «БТИ» Моргаушского района от ДД.ММ.ГГ. № составляет <данные изъяты> кв.м. Согласно выписке из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГ. № (лицевой счет №) членами хозяйства являются: ФИО1, ФИО10, ФИО4, ФИО3, ФИО8, ФИО9 Согласно паспортных данных, истец ФИО1 была зарегистрирована по указанному адресу ДД.ММ.ГГ., ФИО10- ДД.ММ.ГГ., ФИО4 и ФИО3- ДД.ММ.ГГ., ФИО9- ДД.ММ.ГГ., ФИО8- ДД.ММ.ГГ.. Следовательно, до ДД.ММ.ГГ. в указанном жилом помещении проживали истец ФИО1 и ФИО10 Истец не нуждалась в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью до указанной даты на каждого проживающего составляла <данные изъяты> кв.м (<данные изъяты>), что выше учетной нормы 12 кв.м, установленной по Моргаушскому району. Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГ. согласно договора передачи № третье лицо ФИО10 и его супруга- представитель истца ФИО2 бесплатно получили в собственность каждый в равных долях занимаемую ими квартиру № в <адрес>. По договору дарения от ДД.ММ.ГГ. ФИО10 (даритель) безвозмездно передал принадлежащую ему на праве общей долевой собственности 1/2 долю в праве на указанную квартиру ФИО2 (одаряемой). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ. собственником квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, является ФИО2, общей площадью <данные изъяты> кв.м., является ФИО2 Вместе с тем, судом установлено, что брак между супругами ФИО10 и ФИО2 не расторгнут, они проживают вместе, являются членами одной семьи, что нашло подтверждение как показаниями лиц, участвующих в деле, так и показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО12 Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании. Доказательств утраты ФИО10 права пользования жилым помещением по данному адресу суду не представлено. Судом также установлено, что брак между ФИО4 и ФИО11 прекращен ДД.ММ.ГГ.. Решением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ. за ФИО4 и ФИО11 признано право общей долевой собственности по 1/2 доле в праве собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: <адрес>. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ. ФИО4 являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого дома с надворными постройками, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по указанному выше адресу. ДД.ММ.ГГ. между ФИО4 (продавцом) и ФИО11 заключен договор купли-продажи 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ. ФИО11 является собственником жилого дома с надворными постройками по адресу: <адрес>. Из изложенного следует, что ФИО4, ФИО3, ФИО9 на момент регистрации на жилплощади ФИО1 были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по адресу: <адрес>. Как установлено судом, ФИО4, ФИО3 и ФИО9 фактически проживают (без регистрации) с ДД.ММ.ГГ. в <адрес>. ФИО4 и ФИО9 устроились там на работу, ФИО3 обучается в школе. Приезжают они к истцу в отпуск и на каникулы. Данное обстоятельство нашло подтверждение в судебном заседании показаниями третьих лиц: ФИО4, ФИО10, ФИО8, свидетелей ФИО7 и ФИО12 После совершения действий по регистрации на жилой площади ФИО1 ФИО4 и ФИО3 ДД.ММ.ГГ., ФИО9- ДД.ММ.ГГ.; продажи ДД.ММ.ГГ. принадлежащей третьему лицу ФИО4 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес>; дарения ДД.ММ.ГГ. принадлежащей третьему лицу ФИО10 1/2 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> по адресу: <адрес> своей супруге ФИО2, истец ДД.ММ.ГГ. обратилась в администрацию Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Учитывая, что указанные действия совершены после принятия Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки. Ввиду того, что на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет и по этому основанию. На основании изложенного, требования истца о признании решения администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 25 апреля 2011 года № 56 об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ. № об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Моргаушский районный суд Чувашской Республики. Судья А.В.Алексеева Мотивированное решение составлено 16 августа 2011 года.