Дело № 2-396/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2011 года с.Моргауши Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Трихалкина С.В., при секретаре Яковлеве А.В., с участием: истца - помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Тихонова А.Н., ответчика - представителя администрации <адрес> Чувашской Республики Колесниковой М.Н., действующей на основании доверенности, третьих лиц: представителя Муниципального унитарного предприятия жилищное - коммунального хозяйства «Моргаушское» <адрес> Терентьевой Е.Н., действующей на основании доверенности, представителя Муниципального унитарного предприятия <адрес> жилищное - коммунальное хозяйство <адрес> Колесниковой А.Л., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Чувашской Республики к администрации <адрес> Чувашской Республики о признании бездействия администрации <адрес> в не организации проведения аудиторской проверки незаконным, обязании администрацию <адрес> Чувашской Республики организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Моргаушского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> Чувашской Республики о признании бездействия администрации <адрес> в не организации проведения аудиторской проверки незаконным, обязании администрацию <адрес> Чувашской Республики организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности Муниципального унитарного предприятия жилищное - коммунального хозяйства «Моргаушское» <адрес> (далее по тексту <адрес> а также Муниципального унитарного предприятия <адрес> жилищное - коммунальное хозяйство <адрес> (далее по тексту <адрес>) за ДД.ММ.ГГГГ в течение 6 месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Моргаушского района проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, администрацией <адрес>, осуществляющей права собственника в отношении имущества <адрес>», а также <адрес> решение о проведении аудиторских проверок бухгалтерской отчетности вышеуказанных организаций за ДД.ММ.ГГГГ год не принималось, аудит бухгалтерской отчетности за ДД.ММ.ГГГГ год не проводился. Неисполнение администрацией <адрес> обязанностей по организации проведения аудита бухгалтерской отчетности вышеуказанных организаций свидетельствует об отсутствии контроля за финансовой деятельностью предприятия, что может повлечь за собой нарушение имущественных прав муниципального образования. Истец - помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики Тихонов А.Н. на судебном заседании исковые требования поддержал, по изложенным в заявлении основаниям. Ответчик - представитель администрации <адрес> Чувашской Республики Колесникова М.Н., исковые требования прокурора <адрес> не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что для проведения аудиторской проверки нет оснований, так как решение о проведение аудиторской проверки принимает сам собственник. Третье лицо - представитель <адрес>» Терентьева Е.Н. также просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что аудиторская проверка в МУП <адрес>» не проводилось с 2002 года, и на ее проведение нет средств. Третье лицо - представитель <адрес> Колесникова А.Л. также просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что аудиторская проверка в <адрес> не проводилась вообще. Суд, выслушав сторон, исследовав письменные доказательства, которых, по мнению сторон, достаточно для принятия решения и не требуется представления дополнительных доказательств, приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд о заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Указанные обстоятельства являются основаниями для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования - <адрес> Чувашской Республики. Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) в том числе и органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, прокуратурой Моргаушского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об унитарных предприятиях, в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» решение о проведении аудиторских проверок принадлежит собственнику имущества унитарного предприятия. Пунктами 1.1, 1.4 Устава <адрес>», а также <адрес> определено, что имущество предприятия на праве собственности принадлежит <адрес>, учредителем предприятия является администрация <адрес>. В соответствии с п.4.5.7 Устава <адрес>», а также <адрес> обязанность предприятий ежегодно проводить аудиторские проверки в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Согласно ч.1 п. 4, ч. 4 ст. 5 ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии со ст. <данные изъяты> <данные изъяты>, органы местного самоуправления от имени Моргаушского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Права собственника муниципального имущества <адрес>, осуществляет администрация <адрес>. В судебном заседании из пояснений сторон, а также материалами дела установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, администрацией <адрес>, осуществляющей права собственника в отношении имущества <адрес>», а также <адрес>, аудит бухгалтерской отчетности ДД.ММ.ГГГГ годы не проводился. Согласно ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, В соответствии со ст. 49 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Неисполнение администрацией <адрес> обязанностей по организации проведения аудита бухгалтерской отчетности <данные изъяты>» свидетельствует об отсутствии контроля за финансовой деятельностью предприятия, что может повлечь за собой нарушение имущественных прав муниципального образования. Доводы представителя ответчика о том, что критерии проведения аудиторской проверки определяются самим собственником, а также то, что проверка бухгалтерской отчетности унитарного предприятия за 2009 год проводится в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» в редакции федерального закона от 01.07.2010 года № 136-ФЗ, то есть проведение аудита зависит от объема выручки, не состоятельны, так как следует из пояснений самого представителя истца, такие критерия собственником предприятий не определены. Кроме того, как следует из смысла вышеуказанной ст. 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарные предприятия, основанные как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления, подлежат обязательному аудиту, т.е. ежегодной обязательной аудиторской проверке ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Статья 12 ГК РФ предусматривает такие способы защиты гражданских прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу требований ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, предоставленные суду в их совокупности. Обязанность же предоставлять суду доказательства, доказать те обстоятельства, на которые имеются ссылки в обоснование либо опровержение заявленных в суд требований, закон - ст.ст.56 -57 ГПК РФ, возлагает на стороны по делу. В данном случае суд при вынесении решения исходил из тех доказательств, которые были предоставлены сторонами по делу, иных доказательств по делу не представлено и не просили исследовать их. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Моргаушского района Чувашской Республики подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Моргаушского района Чувашской Республики удовлетворить. Признать бездействие администрации <адрес> Чувашской Республики выразившееся в не организации проведения аудиторской проверки Муниципального унитарного предприятия жилищное - коммунального хозяйства «Моргаушское» <адрес> Чувашской Республики, а также Муниципального унитарного предприятия <адрес> жилищное - коммунальное хозяйство <адрес> Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ. незаконным. Обязать администрацию <адрес> Чувашской Республики организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности Муниципального унитарного предприятия жилищное - коммунального хозяйства <адрес> <адрес> Чувашской Республики, а также Муниципального унитарного предприятия <адрес> жилищное - коммунальное хозяйство <адрес> Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ годы в течение 6 (шести) месяцев, то есть до 30 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня оглашения через Моргаушский районный суд Чувашской Республики. Судья С.В. Трихалкин