Дело №2-646/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 декабря 2011 года с.Моргауши Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Тарасовой Э.Л., при секретаре Галкиной З.П., с участием заявителя - помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Чернова А.В., представителя заинтересованного лица - главы администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Иванова С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики о признании бездействия администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики незаконным и обязании устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики незаконным и обязании устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами - очистить захламленную территорию, расположенную на участке местности на расстоянии 750 метров от д.Вурманкасы Моргаушского района Чувашской Республики. Заявление мотивировано тем, что администрацией Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики нарушаются требования природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, сбор и вывоз отходов производства и потребления бытовых отходов с территории сельского поселения должным образом не организован. Несанкционированное размещение отходов на территории населенного пункта в не предусмотренном для этого месте создает угрозу неблагоприятного их воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании помощник прокурора Моргаушского района Чернов А.В. поддержал требования прокурора в полном объеме, просил удовлетворить их и обязать администрацию Юськасинского сельского поселения устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в течение 1 месяца. Пояснил, что администрацией Юськасинского сельского поселения не организован сбор и вывоз мусора с данного участка местности, в результате чего организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Представитель заинтересованного лица - глава администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Иванов С.Н. требования прокурора признал в полном объеме. Суду пояснил, что на участке местности, расположенной на расстоянии 750 метров от д.Вурманкасы действительно имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Администрацией Юськасинского сельского поселения Моргаушского района в течение ближайшего времени будут предприняты меры по устранению этой свалки. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Моргаушского района проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарного законодательства, в ходе которой на участке местности, расположенной на расстоянии 750 метров от д.Вурманкасы Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов размерами примерно 2х3 метра. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Как следует из ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.18 ч.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статьей 249 ч.1 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). В судебном заседании установлено, что на участке местности расположенной на расстоянии 750 метров от д.Вурманкасы Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики не организован вывоз отходов, ввиду чего жителями мусор зачастую выносится на несанкционированную свалку. Согласно п.п. 3.2, 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства» временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями. Суд находит, что ввиду ненадлежащей организации органом местного самоуправления сбора и вывоза твердых бытовых отходов на участке местности расположенной на расстоянии 750 метров от д.Вурманкасы Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики образовалась несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, следовательно, проанализировав вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд требования прокурора, направленные на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, находит обоснованными, и считает, что обязанность по очистке указанной свалки, образовавшейся в результате бездействияорганаместного самоуправления,возлагается на администрацию Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики. Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов органами местного самоуправления предусмотрена ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и т.д.. Таким образом, суд считает, что каких-либо доказательств, подтверждающих надлежащую организацию сбора мусора органом местного самоуправления на участке местности расположенном на расстоянии 750 метров от д.Вурманкасы Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики не представлено. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона прокуратуре Российской Федерации», 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Требования прокурора об обязании администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере с обращениями отходами - очистить захламленную территорию, расположенную на участке местности на расстоянии 750 метров от д.Вурманкасы Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, направлены на защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду. С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора о признании бездействия незаконным и обязании администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере с обращениями отходами - очистить захламленную территорию, расположенную на участке местности на расстоянии 750 метров от д.Вурманкасы Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики. Срок, в течение которого прокурор просит обязать очистить свалку - один месяц, суд находит разумным, в течение которого возможно исполнение решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Моргаушского района Чувашской Республики к администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие и обязании устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, удовлетворить. Признать бездействие администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики незаконным и обязать администрацию Юськасинского сельского поселения в срок до 15 января 2012 года очистить территорию, расположенную на расстоянии 750 метров от д.Вурманкасы Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, от несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления в Верховный суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения. Судья Моргаушского районного суда Чувашской Республики Э.Л. Тарасова