о признании незаконным действия по постановке на кадастровый учет



Дело № 2-498/2011                                                                                                           

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года                                                                                               с.Моргауши

         Моргаушский районный суд Чувашской Республики     

в составе председательствующего судьи Алексеевой А.В.,

с участием представителя истца ФИО1 ФИО10, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей ответчика- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика- администрации <адрес> ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей ответчика- Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица- администрации <адрес> сельского поселения <адрес> в лице главы сельского поселения ФИО9,

при секретаре Мясниковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации <адрес> Чувашской Республики, Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Чувашской Республике о признании незаконным действия по постановке на кадастровый учет земельного участка,

установил:

         ФИО1 обратился в суд с иском с учетом последующих уточнений к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации <адрес> Чувашской Республики, Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Чувашской Республике о признании незаконным действия по постановке на кадастровый учет земельного участка. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделом Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером

         Истец, имея долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, СХПК <адрес>, принадлежащую ему на основании свидетельства о праве собственности на земельную долю серии ЧР , выданного <адрес> комитетом по земельным ресурсам и землеустройству ЧР на основании постановления главы <адрес> администрации от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет выделенного земельного участка. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет земельного участка ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что земельный участок пересекает ранее поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в признании незаконным отказа в постановке на учет земельного участка.

         Считает, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на учет по заявлению администрации <адрес> Чувашской Республики незаконно, поскольку администрация района не являясь правообладателем данного земельного участка не имела права на обращение с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет. Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, но несмотря на это используется не по целевому назначению, а для размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи.

         Полагая, что постановка земельного участка с кадастровым номером препятствует ему в реализации прав на выдел и закрепление за ним земельного участка из земель, находящихся в общей долевой собственности, истец просит признать действие Межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике по его постановке на учет незаконным.

         В ходе судебного разбирательства представитель истца ФИО10 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, вновь привел их суду. Суду также пояснил, что в виду обращения с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка ненадлежащего лица, а также ненадлежащего оформления кадастрового дела, несоответствия площади выделяемого земельного участка в проведении государственного учета земельного участка администрации <адрес> подлежало отказать. Кроме того, согласно действующего законодательства, минимальный срок аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 3 года, следовательно, заключенный между администрацией <адрес> и <адрес>) договор аренды противоречит закону Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике».

         Представители ответчика- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО5 и ФИО2 требования истца не признали, суду пояснили, что в силу положений ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав действия государственного органа незаконными, принимает решение об обязании соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Целью обращения в суд и желаемым для истца конечным результатом является снятие спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.

         В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08 февраля 2010 года № П/41 «О некоторых территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Управление Роснедвижимостипо Чувашской Республике прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике, которое, в свою очередь, переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике. Полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости,в соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приказом Федеральном службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 года № П/93, с 15 сентября 2010 года наделено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике- Чувашии, которое переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Чувашской Республике- Чувашии. В связи с наделением ФБУ «Кадастровая палата» по Чувашской Республике- Чувашии частью полномочий реорганизованного Управления Роснедвидимости по Чувашской Республики по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимости, Управление не правомочно производить действия по постановке на государственный кадастровый учет либо снятию с кадастрового учета земельных участков, и, соответственно, в случае признания действия Управления незаконными, нарушенные права истца не могут быть устранены Управлением. Оно является ненадлежащим ответчиком.

        Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской <адрес>, администрации <адрес> Чувашской Республики об обязании снять земельный участок с кадастровым номером с государственного кадастрового учета, признании недействительным отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании поставить земельный участок, оформленный межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет в удовлетворении заявленных требований было отказано. В рамках данного гражданского дела была дана оценка действиям органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером .

         Сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером содержались в представленном кадастровому инженеру кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого им был изготовлен межевой план на вновь образованный земельный участок. В результате игнорирования кадастровой основы, образуемый земельный участок истца пересек границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером . Данное нарушение было отражено в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ и в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ по решению от ДД.ММ.ГГГГ .

         Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.           О нарушении своих прав истцу стало известно с момента получения указанных решений об отказе в осуществлении кадастрового учета. ФИО1 пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

         Представитель ответчика- администрации <адрес> ФИО6 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку истцом оспариваются не действия администрации <адрес>, а Межрайонного отдела Управления Роснедвижимости.

         Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. <адрес> имела полномочия по распоряжению спорным земельным участком, в том числе и по обращению в компетентные органы по постановке земельного участка на кадастровый учет. Постановлением администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за «Об утверждении проектно-изыскательских работ» был утвержден акт обследования и выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ под строительство базовой станции сети радиотелефонной связи стандарта <адрес> в последующем была осуществлена постановка земельного участка на кадастровый учет, заключен договор аренды земельного участка с <адрес>

        ФИО1 пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

        Представители ответчика- Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» ФИО7и ФИО8 иск не признали, суду пояснили, что в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года, а также Уставом учреждения Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике- Чувашии является государственной некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций, возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

         Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета» от 11 марта 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР- Чувашии с 15 сентября 2010 года наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (полномочия органа кадастрового учета).

         Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием- для размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в силу Закона о кадастре, то есть является ранее учтенным объектом недвижимости согласно ст.45 указанного закона. Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка на тот момент регулировалась Федеральным законом от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

         На момент постановки земельного участка на государственный кадастровый учет полномочиями по государственному кадастровому учету было наделено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, являющееся федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, ФБУ «Кадастровая палата» по Чувашской Республике- Чувашии не является надлежащим ответчиком по данному спору.

        По существу рассматриваемого дела суду пояснили, что истцом не предоставлены доказательства нарушения его права действиями по государственному кадастровому учету других объектов недвижимости, не указаны нормы законодательства для признания действия по постановке на государственный кадастровый учет незаконными.           Решение Моргаушского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по делу Верховным Судом Чувашской Республики признано обоснованным. Новых доказательств истцом не представлено, ни предмет, ни обоснование не изменились, изменилось только название заявления. Целью заявлений (предыдущего и нынешнего) является постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого в результате выдела доли. Заявитель злоупотребляет своим правом в этой части требований.

           Согласно ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (ч.8 ст.31 ЗК РФ) и основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (ч.1 ст.32 ЗК РФ).

         Согласно ч.1 ст.4 ФЗ от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации формируются земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд и последующего изменения целевого назначения земель.

         Доводы истца, о том, что земельные участки с разрешенным использованием, не соответствующим категории земель, не должны были ставиться на государственный кадастровый учет необоснованны, что подтверждается также и ч.1 ст.7 Закона о Земельном кадастре, согласно которой государственному кадастровому учету подлежали все земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков и сроков их использования.

         Согласно ст.13 Закона об обороте, действовавшего на момент осуществления процедуры выдела ФИО1, местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определялось участником долевой собственности решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей. В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.

         Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет земельной доли участников долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности. В случае, если в течение 30 дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.

         Место расположения земельного участка, выделяемого ФИО1 в счет земельной доли определено в северной части кадастрового квартала , которое соответствует описанию местоположения земельного участка, установленном п.68 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 года №42. Спорный земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала.

         Местоположение земельного участка заявителя, определенного координатами, не соответствует местоположению, указанному в извещении о намерении выделиться и на который не поступило возражений от других участников долевой собственности, то есть процедура выдела не была соблюдена. Для выделения земельного участка в центральной части кадастрового квартала необходимо было это указать в извещении.

         Следовательно, право заявителя на выдел земельного участка в северной части кадастрового квартала наличием на учете спорного земельного участка, находящегося в центральной части кадастрового квартала , не нарушено.

         Заявленные требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку установленный ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок для обжалования в суд решения, действия (бездействия) органа государственной власти истцом также пропущен.

         Представитель третьего лица- администрации <адрес> сельского поселения ФИО9 с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что на спорном земельном участке находится водонапорная башня и вышка <адрес>», истец может выделить земельный участок в другом месте. В объявлении о выделении земельного участка, данном в газете «<адрес>», необходимо было указать не только расположении земельного участка в северной части, так же номер поля и участок.

         Истец ФИО1 и представитель третьего лица- <адрес>»,надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Истцом представлено заявление с просьбой провести разбирательство по делу без его участия.           Согласно представленного суду заявления, <адрес>» просит рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

         С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

         Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и гл.25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Из изложенного следует, что действие органа местного самоуправления может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие такого действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его совершением прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Согласно ч.1 ст.4 Закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В соответствии с ч.1 ст.16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, что предусмотрено ч.2 ст.20 данного Закона.

При этом перечень необходимых для кадастрового учета документов установлен статьей 22 указанного Закона.

В силу ч.1 ст.23 Закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт обследования и выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ под строительство базовой станции сети радиотелефонной связи стандарта <адрес> северо-западнее д.<адрес> сельской администрации <адрес> Чувашской Республики. Принято решение о разрешении <адрес> проведения проектно- изыскательских работ для проектирования строительства базовой станции.

Земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации <адрес> Чувашской Республики.

На основании указанного выше постановления от ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием- <адрес> Чувашской Республики и <адрес> заключен договор аренды земельного участка.

Суду представлены договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанного договора муниципальное образование- <адрес> Чувашской Республики предоставило <адрес> земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , находящийся примерно в <данные изъяты> м по направлению на северо-восток от ориентира , расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, <адрес>, <адрес> сельское поселение, <адрес>.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка предусмотрено, что в случае, если ни одна из сторон по договору не заявит о его расторжении, то настоящий договор считается пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка является муниципальное образование, кадастровый номер земельного участка . Земельный участок расположен в кадастровом квартале , разрешенное и фактическое использование- для размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи.

Судом также установлено, что постановлением главы <адрес> администрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена в собственность земельная доля общей площадью <данные изъяты> га в том числе <данные изъяты> га пашни с кадастровой оценкой <данные изъяты> балло-гектаров, расположенная на территории землепользования сельскохозяйственного производственного кооператива <адрес>.

        В силу п.2 ст. 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

Процедура выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрена ст.13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет выделяемого им земельного участка, находящегося по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, <адрес> сельское поселение, северная часть кадастрового квартала .

Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Кадастровая палата» отказала ФИО1 в осуществлении кадастрового учета, мотивировав свой отказ тем, что образуемый земельный участок пересекает границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером

Не согласившись с данным решением истец обратился в Моргаушский районный суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике, администрации <адрес> Чувашской Республики об обязании снять земельный участок с кадастровым номером с кадастрового учета, признании недействительным отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании поставить земельный участок, оформленный межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано. При этом судом установлено, что в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости ФИО1 было отказано в связи с тем, что при составлении межевого плана кадастровый инженер не учел, что образуемый земельный участок пересекает границы ранее учтенного земельного участка, сведения о котором были ему ранее предоставлены в кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ. В виду того, что кадастровый инженер проигнорировал кадастровую основу и не воспроизвел внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером , межевой план образуемого земельного участка не соответствует требованиям по подготовке межевого плана, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Заключение кадастрового инженера о том, что земельный участок с кадастровым номером подлежит снятию с кадастрового учета, не может являться основанием для его снятия с кадастрового учета.

Учитывая, что поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.24 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, а представленный ФИО1 межевой план не соответствует требованиям указанных выше норм права, суд пришел к выводу, что отказ в снятии земельного участка с кадастрового учета и в осуществлении государственного кадастрового учета вновь сформированного земельного участка является правомерным.

        В соответствии с п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственного учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.          Согласно ч.6 статьи орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доводы представителя истца ФИО10 о незаконности постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером суд признает несостоятельными.

Согласно ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами, что предусмотрено ст. 32 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.2 ст.19 Федерального закона от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшего на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков были необходимы следующие документы: заявка, правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании.

В силу ст.3 Приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 02 октября 2002 года № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых на государственный кадастровый учет» документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, оформлялись в виде Описаний земельных участков.

Представленные на постановку на кадастровый учет спорного земельного участка администрацией <адрес> в орган кадастрового учета документы, в том числе и Описание земельного участка, соответствовали требованиям действующего на тот период времени законодательства о государственном земельном кадастре.

Требования о согласовании границ земельных участков, указанные в Положении о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 2002 года № 396, и требования об извещении владельцев смежных земельных участков при проведении межевых работ, указанные в Инструкции по межеванию земель, утвержденные Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года, применялись к порядку оформления землеустроительных дел, а не Описаний земельных участков.

        Требования о минимальных размерах образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

Материалами дела подтверждается, что оспариваемые действия регистрирующего органа по постановке на кадастровый учет земельного участка соответствовали вышеприведенным положениям законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.45 Закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст.43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», является ранее учтенным.

Кроме того, из материалов дела следует, что местонахождение земельного участка, выделяемого ФИО1 в счет земельной доли определено в северной части кадастрового квартала , тогда как земельный участок с кадастровым номером находится в центральной части кадастрового квартала, что подтверждается схемами расположения данного квартала. Следовательно, право на выдел земельной доли истца в северной части кадастрового учета наличием на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером , не нарушено. Доказательств обратному суду не представлено.

В ходе судебного разбирательства представителями ответчиков заявлено о признании ненадлежащими ответчиками: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Чувашской Республике- Чувашии, администрации <адрес> Чувашской Республике.

         Как указывалось выше, постановка на кадастровый учет спорного земельного участка произведена на основании заявления администрации <адрес>.

         Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 Д.Медведева «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вступившим в законную силу 01 марта 2009 года) Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На нее возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднены и их функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

         Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 409-р (с изм. от 22 июля 2009) «О проведении ликвидационных мероприятий в отношении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости» во исполнение указанного выше Указа Президента к ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роскартографии и Роснедвижимости.

         Приказом Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости согласно Плану-графику, в частности ФГУ «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по Чувашской Республике с 15 сентября 2010 года.

         В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (Приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2010 года № П/166) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенное наименование- Управление Росреестра по Чувашской Республике, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии и т.д.

         На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Чувашской Республике- Чувашии, администрация <адрес> являются надлежащими ответчиками по делу.

         В ходе судебного разбирательства представителями ответчиков заявлено о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд данным заявлением.

         В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Однако, поскольку в данном случае усматривается спор о праве на земельный участок, дело рассматривается в порядке искового производства, ссылку на эту статью ответчиками суд считает необоснованной.

         В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Доказательств пропуска истцом указанного срока ответчиками суду не представлено.

         Представителем истца ФИО10 заявлено о проведении судебного разбирательства в пределах исковых требований истца.

         Согласно ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст.195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что процедура формирования земельного участка с кадастровым номером для последующей передачи в аренду <адрес> была проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания незаконными действий регистрирующего органа по постановке на кадастровый учет земельного участка не имеется.

         Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

         В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации <адрес> Чувашской Республики, Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Чувашской Республике о признании незаконным действия Межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике по постановке ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , отказать.

        На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.

         Судья                                              А.В.Алексеева

        

         Мотивированное решение составлено 28 ноября 2011 года.