По иску к администрации сельского поселения о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным



Дело № 2-87/ 2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года с.Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Алексеевой А.В.,

при секретаре судебного заседания Волковой Т.В.,

с участием представителя истицы и третьего лица Анисимовой В.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика- администрации Моргаушского района Чувашской Республики Тимофеевой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика- администрации Юськасинского сельского поселения, в лице главы сельского поселения Иванова С.Н.,

третьих лиц: Анисимова В.Е., Анисимова А.В., Абаскиной О.В., Абаскина Р.В.,

представителя третьего лица- отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Кузьмина А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой Елизаветы Ивановны к администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и на обеспечение жильем за счет федерального бюджета.

установил:

Анисимова Е.И. обратилась в суд с иском к администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. Исковое заявление мотивировано тем, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах». Проживает по адресу: <адрес>, в доме общей площадью <данные изъяты>., где кроме нее проживают еще 6 человек: сын- Анисимов В.Е., сноха- Анисимова В.Е., внук- Анисимов И.В., внук- Анисимов А.В., внучка- Абаскина О.В., супруг последней- Абаскин Р.В. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет менее 12 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Юськасинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Юськасинского сельского поселения отказала ей в удовлетворении ее просьбы по тем мотивам, что нуждаемость в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. По утверждениям истицы, она никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала.

В судебном заседании представитель истицы и третье лицо Анисимова В.Е. поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснила, что дом находится в собственности ее супруга Анисимова В.Е., сына истицы Анисимовой Е.И., и имеет площадь <данные изъяты> кв.м. По указанному выше адресу проживают: истица- Анисимова Е.И., сын истицы- Анисимов В.Е., она- супруга Анисимова В.Е., их сыновья- Анисимов И.В. и Анисимов А.В., дочь- Абаскина О.В., зять- Абаскин Р.В. Дочь- Абаскина О.В. и зять- Абаскин Р.В. зарегистрированы в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду не сложившихся отношений дочери с родителями супруга, дочь вынуждена была сняться с регистрационного учета по месту жительства супруга и зарегистрироваться в родительском доме. Вместе с ней снялся с регистрационного учета и зарегистрировался у них и зять- Абаскин Р.В. Какого-либо жилья, кроме этого, никто из них не имеет, следовательно, каких-либо действий по ухудшению своих жилищных условий они не совершали. Просила суд признать отказ администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, в постановке истицы Анисимовой Е.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным; признать за истицей право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Третьи лица Анисимов В.Е., Анисимов А.В., Абаскина О.В., Абаскин Р.В. с исковыми требованиями истицы согласились, просили суд их удовлетворить, пояснив, что регистрация ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Абаскиной О.В. и Абаскина Р.В. была вынужденной и не связана с намерениями по ухудшению жилищных условий и обращением истицы ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Юськасинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представители ответчиков- администрации Юськасинского сельского поселения Иванов С.Н., администрации Моргаушского района Тимофеева О.В. иск не признали, суду пояснили, что с момента совершения действий по вселению Абаскиной О.В. и Абаскина Р.В.,

приведших к ухудшению жилищных условий истицы, не истек установленный ст.53 ЖК РФ срок. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель третьего лица- отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Кузьмин А.Н., согласившись с требованиями истицы, просил их удовлетворить.

Истица Анисимова Е.И., третье лицо Анисимов И.В., представитель третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причину неявки не сообщили.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч.2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 9 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, что предусмотрено ч.ч. 1, 2, 3 ЖК РФ.

Согласно ст. 12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.

К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст. 13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст. 14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В ст.ст. 2, 4 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В частности, п. 4 ч. 1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Истица Анисимова Е.И., являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ истца обратилась в администрацию Юськасинского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств как вдова участника Великой Отечественной войны.

Согласно письма администрации Юськасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, истице было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, обоснованными.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением администрации Моргаушского района от 31 марта 2005 года № 170 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека.

Постановлениями главы Юськасинского сельского поселения от 30 января 2006 года № 10 и администрации Юськасинского сельского поселения от 14 августа 2008 года №20 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что истица проживает по адресу: <адрес>.

Собственником жилого помещения является сын истицы Анисимов В.Е., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости имущества от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.

Площадь жилого дома согласно представленных документов составляет <данные изъяты> кв.м.

Согласно выписке из похозяйственной книги №, лицевой счет №, членами хозяйства являются: Анисимова Е.И., Анисимов В.Е., Анисимова В.Е., Анисимов И.В., Анисимов А.В., Абаскина О.В., Абаскин Р.В. Данное обстоятельство подтверждено и справкой администрации Юськасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой в состав семьи Анисимовой Е.И. входят: сын- Анисимов В.Е., сноха- Анисимова В.Е., внук- Анисимов И.В., внук-Анисимов А.В., внучка- Абаскина О.В., супруг последней- Абаскин Р.В.

Как видно из представленных паспортов, Анисимова Е.И. зарегистрирована по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО- ДД.ММ.ГГГГ, ФИО-ДД.ММ.ГГГГ, ФИО- ДД.ММ.ГГГГ, ФИО- ДД.ММ.ГГГГ, ФИО и ФИО- ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении проживали истица Анисимова Е.И., ее сын- Анисимов В.Е., сноха- Анисимова В.Е., внуки Анисимов И.В. и Анисимов А.В. Истица не нуждалась в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью до указанной даты на каждого проживающего составляла 16,46 кв.м. (82,3: 5), что выше учетной нормы 12 кв.м, установленной по Моргаушскому району.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Представленными суду документами установлено, что Абаскин Р.В. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Абаскина О.В. зарегистрирована по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ и снялась с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из выписки из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу до ДД.ММ.ГГГГ проживали: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО

Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № и № следует, что квартира по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/4 доле в праве ФИО, ФИО, ФИО, ФИО

Из изложенного следует, что ФИО к моменту регистрации на жилплощади родителей супруги ФИО был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по адресу: <адрес>, является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение (что составляет 16,85 кв.м) и утратившим данное право до настоящего времени не признан.

Как указывалось выше, при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

С учетом наличия в собственности ФИО 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, истица обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

Согласно ст. 31 ЖК РФ, 292 ГК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником и могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения. Следовательно, истица не была лишена возможности выразить свое волеизъявление по вселению в занимаемое жилое помещение ФИОи ФИО

После совершения действия по регистрации ФИО и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию Юськасинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Учитывая, что указанные действия по регистрации Абаскиной О.В. и Абаскина Р.В. совершены после принятия Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на ухудшение жилищных условий с целью получения мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья.

Ввиду того, что на момент обращения истицы с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истице в постановке на учет и по указанному основанию.

На основании изложенного, требования истицы о признании решения администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Анисимовой Елизаветы Ивановны к администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.

Судья А.В.Алексеева

Мотивированное решение составлено 01 марта 2011 года.