Дело № 2-93/ 2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2011 года с.Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Волковой Т.В.,
с участием представителя истицы- адвоката Галкина С.В., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- администрации Моргаушского района Чувашской Республики Тимофеевой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица- отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Кузьмина А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
третьих лиц Трофимова А.Н., Трофимовой Э.Н., Кивалкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Розы Артемьевны к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и на обеспечение жильем за счет федерального бюджета,
установил:
Григорьева Р.А. обратилась в суд с иском к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Исковое заявление мотивировано тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах». Проживает по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., где кроме нее зарегистрированы и проживают: зять, дочь, внук, внучка. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет 9,42 кв.м, что ниже учетной нормы, установленной в Моргаушском районе. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения отказала ей в этом, мотивируя тем, что нуждаемость в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. По утверждениям истицы она никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала. В силу своего возраста и состояния здоровья (является инвалидом 2 группы) она нуждается в постоянном уходе, в связи с чем фактически с 2005 года проживает в семье дочери.
В судебном заседании представитель истицы Галкин С.В. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что <адрес> по адресу: <адрес> Чувашкой Республики предоставлена по договору социального найма Трофимову А.Н. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на семью из пяти человек: <данные изъяты>. Жилое помещение имеет площадь <данные изъяты> кв.м. По указанному адресу фактически проживают: истица- Григорьева Р.А., зять-Трофимов А.Н., дочь Трофимова Э.Н., внук Трофимов А.А., внучка Яковлева (Трофимова) А.А. Согласно паспортных данных, Трофимов А.Н., Трофимова Э.А., Яковлева А.А., Трофимов А.А. зарегистрированы по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Истица зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, хотя фактически проживает здесь с января 2005 года. Ее регистрация по данному адресу связана с необходимостью обращения в медучреждение по месту жительства за медицинской помощью, так как после перенесенного инсульта она не может ходить и нуждается в постоянном уходе. Какого-либо жилья, кроме указанного, никто из перечисленных лиц не имеет, следовательно, каких-либо действий по ухудшению своих жилищных условий они не совершали. Просил суд признать отказ администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке истицы Григорьевой Р.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным; признать за истицей право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Третьи лица: Трофимов А.Н., Трофимова Э.Н., Кивалкина Н.А. с исковыми требованиями истицы согласились, просили суд их удовлетворить, пояснив, что регистрация Григорьевой Р.А. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> была вынужденной и не связана с намерениями по ухудшению жилищных условий и обращением истицы ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Фактически истица проживает по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. После повторного ОНМК по <данные изъяты> (согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного №) после выписки из больницы ДД.ММ.ГГГГ, поскольку за истицей требовался постоянный уход, она стала проживать у них. Была вселена как член семьи нанимателя жилого помещения. Ввиду возраста и состояния здоровья, поскольку истица после повторно перенесенного инсульта не может ходить, нуждается в постоянном уходе. Регистрация прежде всего была вызвана необходимостью обращения в медучреждение по месту жительства за медицинской помощью, поскольку прием осуществляется врачами по территориальному принципу.
Определением судьи Моргаушского районного суда от 08 февраля 2011 года для участия в деле в качестве соответчика привлечена администрация Моргаушского района.
Представитель ответчика- администрации Моргаушского района Тимофеева О.В. иск не признала, суду пояснила, что с момента совершения действий по вселению Григорьевой Р.А. в указанное выше жилое помещение не истек установленный ст. 53 ЖК РФ срок. Наличие указанного обстоятельства послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель третьего лица- отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Кузьмин А.Н., согласившись с требованиями истицы, просил их удовлетворить.
Истица Григорьева Р.А., представитель ответчика- администрации Моргаушского сельского поселения Никитин Н.И., представитель третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, третьи лица Трофимов А.А., Яковлева А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. От истицы Григорьевой Р.А., представителя ответчика- администрации Моргаушского сельского поселения Никитина Н.И., третьих лиц- Трофимова А.А. и Яковлевой А.А. поступили заявления с просьбой провести судебное разбирательство без их участия. Причина неявки представителя третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, не известна.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч.2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 9 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, что предусмотрено ч.ч. 1, 2, 3 ЖК РФ.
Согласно ст. 12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.
К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст. 13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст. 14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ст.ст. 2, 4 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В частности, п. 4 ч. 1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Истица Григорьева Р.А., являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ истца обратилась в администрацию Моргаушского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника Великой Отечественной войны.
Согласно письма администрации Моргаушского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, истице было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Так, согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.
Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, необоснованными.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением администрации Моргаушского района от 31 марта 2005 года № 170 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека.
Постановлениями главы администрации Моргаушского сельского поселения от 30 января 2006 года № 12 и от 19 августа 2008 года № 27 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что истица проживает по адресу: <адрес>
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма является зять истицы- Трофимов А.Н., что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным <адрес> на основании решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Ордер выдан на семью из пяти человек: Трофимова А.Н., его супругу- Трофимову Э.Н., дочь- Трофимову Н.А., сына- Трофимова А.А., дочь- Трофимову А.А. Как следует из свидетельств о заключении брака, после регистрации брака ФИО с ФИО ДД.ММ.ГГГГ ФИО присвоена фамилия ФИО, после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ ФИО с ФИО ФИО присвоена фамилия ФИО.
Площадь жилого дома согласно представленных документов составляет <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с выпиской из лицевого счета (домовой книги) от ДД.ММ.ГГГГ № в состав семьи Трофимова А.Н. входят: его супруга- Трофимова Э.Н., сын- Трофимов А.А., дочь- Яковлева А.А., теща- Григорьева Р.А. Данное обстоятельство подтверждено и справкой администрации Моргаушского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как видно из представленных паспортов, Трофимов А.Н., Трофимова Э.Н., Яковлева А.А., Трофимов А.А. зарегистрированы по указанному выше адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Истица зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении проживали Трофимов А.Н., Трофимова Э.А., Яковлева А.А., Трофимов А.А. Обеспеченность общей площадью до указанной даты на каждого проживающего составляла 11,78 кв.м. (47,1:4), что ниже учетной нормы 12 кв.м, установленной по Моргаушскому району. После регистрации Григорьевой Р.А. обеспеченность общей площадью составила 9,42 кв.м. (47,1:5).
Ордер № от ДД.ММ.ГГГГ был выдан Трофимову А.Н. на семью из 5 человек, в том числе и на дочь Трофимову (ныне Кивалкину) Н.А. Установлено, что Кивалкина Н.А. не проживает по адресу: <адрес> со времени регистрации брака с Кивалкиным Д.М., с ДД.ММ.ГГГГ, и не претендует на жилую площадь по указанному адресу. С ДД.ММ.ГГГГ семья Кивалкиных проживала по адресу: <адрес>. В последующем дом признан ветхим и аварийным и семье предоставлена квартира по договору социального найма. Согласно договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Кивалкин Д.М. является нанимателем квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, совместно с ним проживают жена- Кивалкина Н.А., дочь- Кивалкина Е.Д., сын- Кивалкин А.Д. Обеспеченность общей площадью на каждого проживающего составляет 11,93 кв.м. Данное обстоятельство не оспаривалось и подтверждено сторонами в судебном заседании.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Представленными суду документами и объяснениями третьих лиц установлено, что Григорьева Р.А. ранее проживала по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица продала 1/5 долю в праве собственности на указанный жилой дом с хозяйственными строениями сыну Григорьеву В.Н., действующему за несовершеннолетнюю дочь Григорьеву А.В., что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истица по договору дарения безвозмездно передала принадлежащий ей на праве общей долевой собственности (4/5 доли в праве) в общую долевую собственность Григорьеву В.Н. указанный выше жилой дом с хозяйственными строениями и земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая, что указанные действия совершены истицей до принятия Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, суд не может признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на ухудшение жилищных условий с целью получения мер социальной поддержки.
Как видно из выписки из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ членами хозяйства по адресу: <адрес> являлись до снятия истицы с регистрации ДД.ММ.ГГГГ ФИО., ФИО., ФИО. Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что Григорьев В.Н. и Григорьева А.В. постоянно проживают в <адрес>. В деревню приезжают редко, в хозяйстве фактически никто не проживает. После повторного ОНМК по <данные изъяты> (согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного №) после выписки из больницы ДД.ММ.ГГГГ, поскольку за истицей требовался постоянный уход, она стала проживать у своей дочери Трофимовой Э.Н. по адресу: <адрес>. Истица вселена в жилое помещение на правах члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика- администрации Моргаушского района и нашло подтверждение в судебном заседании показаниями третьих лиц:Трофимова А.Н., Трофимовой Э.Н., Кивалкиной Н.А., а также свидетелей: ФИО., ФИО., ФИО
Регистрация лица по месту жительства по заявлению нанимателя или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи нанимателя жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, сам по себе факт регистрации истицы ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> не является доказательством совершения истицей намеренных действий с целью встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, сделанные администрацией Моргаушского сельского поселения выводы об отсутствии нуждаемости истицей в жилом помещении, не могут быть признаны обоснованными, а решение об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении законным. Требования истицы о признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Признать решение администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Григорьевой Розе Артемьевне в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконным.
Признать за Григорьевой Розой Артемьевной право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.В.Алексеева
Мотивированное решение составлено 01 марта 2011 года.