Дело № 2-70/ 2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2011 года с.Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре Волковой Т.В.,
с участием представителя истца ФИО, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района, в лице главы сельского поселения ФИО,
третьего лица Пановой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панова Николая Федоровича к администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Панов Н.Ф. обратился в суд с иском к администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список нуждающихся в жилом помещении. Исковое заявление мотивировано тем, что он является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Проживает по адресу: <адрес>, в доме общей площадью <данные изъяты> кв.м., где кроме него проживают еще 5 человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет 10,3 кв. м., что ниже учетной нормы, установленной в Моргаушском районе. В августе 2010 года он обратился в администрацию Тораевского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Тораевского сельского поселения отказала ему в удовлетворении его просьбы по тем мотивам, что нуждаемость в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. По утверждениям истца, он никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал: регистрация родственников- дочери и внуков, не может расцениваться как умышленные и недобросовестные действия, учитывая его возраст и слабое состояние здоровья, поскольку указанные лица в собственности не имеют жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца ФИО поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснила, что дом находится в собственности истца Панова Н.Ф. и имеет площадь <данные изъяты> кв.м. По указанному выше адресу проживают: истец- Панов Н.Ф., его супруга- Панова В.К., дочь- Борисенко А.Н., внучка- Борисенко М.А., внук- Пшеничников Ю.В., внучка- ФИО Борисенко А.Н. и ее дочь Борисенко М.А. зарегистрированы по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, до этого были зарегистрированы по адресу: <адрес>; Пшеничников Ю.Н. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, до этого был зарегистрирован по адресу: <адрес>; ФИО зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, до этого была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Ввиду не сложившихся отношений с собственником жилья по прежнему месту жительства по адресу: <адрес>, ФИО, Борисенко А.Н. и ее дочь Борисенко А.Н. были вынуждены выехать из указанного жилого помещения в 2003 году и проживать в доме родителей Борисенко А.Н. по адресу: <адрес>, а в последующем сняться с регистрационного учета и зарегистрироваться по указанному адресу. Пшеничников Ю.В. обучался в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, которое закончил в 2010 году, проживал в период учебы в доме истца, а в последующем, в связи с необходимостью трудоустройства, был зарегистрирован по данному адресу. ФИО проживает в настоящее время с родителями и обучается в школе в <адрес>, однако намерена после завершения учебного года переехать на постоянное место жительства по месту регистрации ввиду сложных взаимоотношений между родителями. Какого-либо жилья, кроме указанного, никто из перечисленных лиц не имеет, следовательно намеренных действий по ухудшению жилищных условий они не совершали. Просила суд признать решение администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке истца Панова Н.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать включить в список нуждающихся в жилом помещении.
Третье лицо Панова В.К с исковыми требованиями истца согласилась, поддержала сказанное представителем истца ФИО, просила суд требования истца удовлетворить, пояснив, что регистрация дочери- Борисенко А.Н., внучки- Борисенко М.А., внука- Пшеничникова Ю.В., внучки- ФИО не связана с намерениями по ухудшению жилищных условий и обращением истца ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Тораевского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанные лица были вселены в качестве членов семьи собственника жилого помещения и проживали вместе с ними еще до регистрации.
Определением судьи Моргаушского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве соответчика привлечена администрация Моргаушского района Чувашской Республики.
Представители ответчиков- администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Павлов Н.А., администрации Моргаушского района ФИО иск не признали, суду пояснили, что с момента совершения действий по вселению Борисенко А.Н., Борисенко М.А., Пшеничникова Ю.В., ФИО., приведших к ухудшению жилищных условий истца, не истек установленный ст.53 ЖК РФ срок. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истца о постановке в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец Панов Н.Ф., третьи лица: Борисенко А.Н., Борисенко М.А., Пшеничников Ю.В., ФИО., представители третьих лиц- Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, заявлением просили провести разбирательство по делу без их участия.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающемся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст.2 ЖК РФ).
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч.2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.
К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст.13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст.14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ст.ст.2, 4 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Меры социальной поддержки инвалидов войны предусмотрены ст.14 Федерального закона «О ветеранах». В частности, п.4 ч.1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Истец Панов Н.Ф., являясь инвалидом Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Тораевского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно письма администрации Тораевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Так, согласно ст.56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.
Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, обоснованными.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением администрации Моргаушского района от 31 марта 2005 года № 170 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м общей площади жилья на человека.
Из материалов дела следует, что истец проживает по адресу: <адрес> и является собственником жилого помещения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости имущества от ДД.ММ.ГГГГ №.
Площадь жилого дома согласно представленных документов составляет <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги № (лицевой счет №), членами хозяйства являются: жена истца- Панова В.К., дочь- Борисенко А.Н., внучка- Борисенко М.А., внук- Пшеничников Ю.В., внучка- ФИО Указанное подтверждается и справкой администрации Тораевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно паспортных данных, ФИО зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, Панова В.К.- ДД.ММ.ГГГГ, Борисенко А.Н. и Борисенко М.А.- ДД.ММ.ГГГГ, Пшеничников Ю.В.- ДД.ММ.ГГГГ, ФИО.- ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО не нуждался в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью до указанной даты на каждого проживающего составляла <данные изъяты> кв.м., что выше учетной нормы, установленной по Моргаушскому району.
В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что Борисенко А.Н. и ее дочь Борисенко М.А. были зарегистрированы по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Снялись с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной суду выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ (лицевой счет №) <адрес> следует, что членами указанного хозяйства до снятия с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ ФИО являлись: ФИО, ее внучка-ФИО., правнучка- ФИО., внук- ФИО <адрес> жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. Обеспеченность общей площадью на каждого проживающего составляла 12,58 кв.м.(50,3:4). Доказательств утраты Борисенко А.Н. и Борисенко М.А. права пользования жилым помещением по указанному адресу суду не представлено.
Пшеничников Ю.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, до этого, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно справке Государственного предприятия <адрес> по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №/ г-01, по данным технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата последней инвентаризации) общая площадь квартиры по указанному адресу составляет <данные изъяты> кв.м. В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ «Центра регистрации граждан» <адрес> по указанному адресу были зарегистрированы: наниматель- ФИО, сын- ФИО, Сын- Пшеничников Ю.В., жена- ФИО Пшеничников Ю.В. снялся с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. Ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на вселение в порядке обмена на данную жилую площадь выдан на ФИО, ФИО, Пшеничникова Ю.В., ФИО Обеспеченность общей площадью до снятия Пшеничникова Ю.В. с регистрации на каждого проживающего составляла 13,63 кв.м. (54,5:4). Доказательств утраты Пшеничниковым Ю.В. права пользования жилым помещением по данному адресу не представлено.
ФИО зарегистрирована в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, до этого, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно справке Государственного предприятия <адрес> по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №/ р-01, по данным технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата последней инвентаризации) общая площадь квартиры по указанному адресу составляет <данные изъяты> кв.м. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ «Центра регистрации граждан» <адрес> по данному адресу были зарегистрированы: наниматель- ФИО, сын- ФИО, ФИО, внучка- ФИО Последняя снялась с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. Обеспеченность общей площадью до снятия ФИО с регистрации на каждого проживающего составляла 11,55 кв.м. (46,2:4).
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО обучается в школе и проживает вместе с родителями в <адрес>, в <адрес> приезжает только на каникулы. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании представителем истца ФИО и третьим лицом Пановой В.К. Об этом свидетельствуют и оглашенные показания третьего лица Борисенко А.Н., данные в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным, к показаниям свидетелей ФИО, ФИО, ФИО о том, что ФИО обучается в <адрес> и приезжает каждую неделю в <адрес>, суд относится критически.
Доводы представителя истца о том, что ФИО намерена переехать на постоянное место жительства в <адрес> по окончании учебного года, суд не может принять во внимание, поскольку ФИО на момент обращения истца с заявлением в администрацию сельского поселения и в настоящее время по месту регистрации в <адрес> не проживает.
С учетом того, что Борисенко А.Н., Борисенко М.А., ФИО право пользования по предыдущему месту жительства не утратили, доказательств обратному суду не предоставили, ФИО фактически по месту регистрации не проживает, обеспеченность жилой площадью на каждого проживающего по адресу: <адрес>, составляет 20,22 кв.м. (62,3 +(12,58х2)+13,63): 5), что выше учетной нормы площади жилого помещения по Моргаушскому району.
После совершения действий по регистрации Борисенко А.Н., Борисенко М.А., Пшеничникова Ю.В., ФИО ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Тораевского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Учитывая, что указанные действия по регистрации Борисенко А.Н., Борисенко М.А., Пшеничникова Ю.В., ФИО совершены после принятия Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья.
Ввиду того, что на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст.53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет по этому основанию.
На основании изложенного, требования истца о признании решения администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список нуждающихся в жилом помещении, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Панова Николая Федоровича к администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список нуждающихся в жилом помещении, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.В.Алексеева
Мотивированное решение составлено 02 марта 2011 года.