Д Е Л О N 2-1244-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Мордово 22 декабря 2010 года
Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Карташова А.В.,
при секретаре Гавриловой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарабриной Веры Васильевны к администрации Мордовского поселкового Совета Мордовского района Тамбовской области и Шишиморовой Анне Степановне о признании принявшей наследство, включении в состав наследства части жилого дома, признании права собственности в порядке наследования и признании части дома обособленным жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Тарабрина В.В. обратилась в суд с иском к администрации Мордовского поселкового Совета Мордовского района Тамбовской области и Шишиморовой А.С. о признании принявшей наследство, включении в состав наследства части жилого дома, признании права собственности в порядке наследования и признании части дома обособленным жилым помещением.
В судебном заседании Тарабрина В.В. уточнила исковые требования и просила суд:
- признать ее наследником принявшим наследство после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ;
- включить в состав наследства ФИО2, ? долю жилого <адрес>;
- признать за нею право собственности в порядке наследования по закону на имущество ФИО2;
- прекратить общую долевую собственность на жилой дом <адрес>;
- признать часть дома <адрес>, общей площадью 56,2 кв.м., жилой площадью – 25,8 кв.м. обособленным жилым помещением – квартирой №;
- признать за нею право собственности на <адрес> общей площадью 56,2 кв.м., жилой площадью – 25,8 кв.м., <адрес>, расположенного по <адрес>
В обосновании исковых требований Тарабрина В.В. пояснила суду, что в 1930 году ее матерью ФИО2 и соседкой Шишиморовой Анной Степановной был построен жилой дом <адрес>. С момента постройки это были два обособленных жилых помещения. Матери принадлежала часть дома общей площадью 56,2 кв.м., жилой площадью – 25,8 кв.м. Вторая часть дома общей площадью 51,8 кв.м., жилой площадью – 30,6 кв.м. принадлежала Шишиморовой А.С. Однако в Мордовском поссовете дом был поставлен на учет как находящийся в долевой собственности, по ? доли ФИО2 и Шишиморовой А.С. Ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти матери она проживала совместно с нею и продолжает проживать в этом доме по настоящее время. К нотариусу по вопросу приятия наследства не обращалась, так как приняла наследство фактически проживая в части дома, принадлежавшей матери.
Ответчик Шишиморова А.С. в судебное заседание не явилась, направив в суд письменное заявление о согласии с иском и просьбой рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика администрации Мордовского поссовета Мордовского района Тамбовской области по доверенности Степанова Е.В. иск признала полностью, и пояснила суду, что администрация Мордовского поссовета не возражает против признания права собственности за Тарабриной В.В. в порядке наследования на часть жилого дома, принадлежавшую ее матери ФИО7 Жилой дом <адрес> по похозяйственным книгам поссовета значится как находящийся в общей долевой собственности ФИО7 и Шишиморовой А.С. В действительности это два обособленных жилых помещения.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
ФИО3, 1917 года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> (л.д. №).
Тарабрина (Саталкина) Вера Васильевна, как это следует из свидетельств о ее рождении и заключении брака, приходилась дочерью ФИО2 и в соответствии с п. 1 ст.1142 ГК РФ является ее наследником по закону первой очереди (л.д. №).
По справке нотариуса Мордовского района от ДД.ММ.ГГГГ после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 наследственное дело не заводилось, круг наследников нотариусу не известен (л.д. №).
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
По справке администрации Мордовского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 на день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала с дочерью Тарабриной Верой Васильевной по адресу: <адрес>. Тарабрина В.В. продолжает проживать в том же доме по настоящее время.
Следовательно, продолжая жить в доме матери, Тарабрина В.В., вступила во владение домом, тем самым приняла наследство после ее смерти.
По этим основаниям суд находит исковые требования Тарабриной В.В. о признании ее наследником, принявшим наследство ФИО2 подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По выписке из похозяйственной книги Мордовского поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, лицевого счета №, домовладение № по <адрес> <адрес> <адрес> значилось за ФИО2 и Шишиморовой Анной Степановной, по ? доли, на основании индивидуального строительства с 1930 года (л.д. №).
По техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес>, внесен в реестр ДД.ММ.ГГГГ, имеет общую площадь 108,0 кв.м. жилую площадь – 56,4 кв.м. Часть дома, занимаемая Тарабриной В.В. (по техническому паспорту помещения №) имеет общую площадь 56,2 кв.м. жилую площадь – 25,8 кв.м. Часть дома, занимаемая Шишиморовой А.С. (по техническому паспорту помещения №) имеет общую площадь 51,8 кв.м. жилую площадь – 30,6 кв.м.
Земельный участок площадью №., расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Тарабриной В.В.
Право собственности на часть жилого дома в установленном законом порядке ФИО2 при жизни зарегистрировано не было.
Жилой дом, принадлежавший ФИО2, не может быть признан самовольной постройкой, так как построен в 1930 году, состоял на учете в Мордовском поссовете как объект индивидуального строительства, располагается на земельном участке, находящимся в собственности Тарабриной В.В.
ФИО3, как собственник, добросовестно, открыто и непрерывно владела частью дома (недвижимым имуществом) более 48 лет.
По этим основаниям суд считает возможным включить в состав наследства ФИО2 ? долю жилого дома <адрес> общей площадью 108,0 жилой площадью – 56,4 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
В силу ч. 1 ст. 250 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
Как установлено в судебном заседании с 1930 года жилой дом № 18 <адрес>, фактически разделен на два обособленных жилых помещения, в которых проживали семьи ФИО2 и Шишиморовой Анны Степановны, каждая из которых пользовались только своей частью дома.
Пленум Верховного Суда РФ в подпункте «а» пункта 6 постановления N 4 от 10 июня 1980 г. «О некоторых вопросах, возникших в практике рассмотрения судами споров о выделе доли собственнику и определении порядка пользования домом, принадлежащим гражданам на праве общей собственности» (с последующими изменениями и дополнениями) разъяснил, что выдел (раздел) участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (ст. 252 ГК РФ). Таким образом, раздел дома влечет прекращение общей долевой собственности.
Следовательно, общая долевая собственность на домовладение № по <адрес> р.п. <адрес> была прекращена с 1930 года, с момента постройки изолированных частей жилого дома.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем изменения правоотношений и признания права.
Исковые требования Тарабриной В.В. не противоречат закону и не нарушают интересы других лиц.
По этим основаниям суд находит исковые требования Тарабриной В.В. о прекращении общей долевой собственности на жилой дом, признании части дома обособленным жилым помещением – квартирой, и признании за нею права собственности на эту квартиру подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать Тарабрину Веру Васильевну наследником принявшим наследство ФИО2, 1917 года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в состав наследства ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ? долю жилого дома <адрес>, общей площадью 108,0 кв.м., жилой площадью – 56,4 кв.м.
Признать за Тарабриной Верой Васильевной право собственности в порядке наследования по закону на имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ: ? долю жилого дома <адрес>, общей площадью 108,0 кв.м., жилой площадью – 56,4 кв.м.
Прекратить общую долевую собственность на жилой дом <адрес>, общей площадью 108,0 кв.м., жилой площадью – 56,4 кв.м.
Признать часть дома <адрес>, общей площадью 56,2 кв.м., жилой площадью – 25,8 кв.м. обособленным жилым помещением – квартирой №.
Признать за Тарабриной Верой Васильевной право собственности на квартиру № общей площадью 56,2 кв.м., жилой площадью – 25,8 кв.м., <адрес>, расположенного <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Судья А.В. Карташов