Решение о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости



Дело № 2-1084-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п.Мордово 17 ноября 2010 года.

Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,

при секретаре Ходыревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой Галины Анатольевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и досрочном назначении трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Потапова Галина Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе Тамбовской области б/н от ДД.ММ.ГГГГ Потаповой Г.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ - 25 лет.

В педагогический стаж работы Потаповой Г.А. не были засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 5 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней). Общая продолжительность периодов, не засчитанных в стаж на соответствующих видах работ, составила 1 год 3 месяца 21 день.

Потапова Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 5 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней), и досрочном назначении трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Потапова Г.А. поддержала исковые требования и пояснила суду, что указанные периоды работы исключены из ее педагогического стажа необоснованно. ДД.ММ.ГГГГ она родила дочь ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ дочери ФИО7 исполнилось полтора года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и считает, что этот период должен быть включен в стаж работы по специальности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на курсах повышения квалификации, которые были непосредственно связаны с ее трудовой педагогической деятельностью. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата. Поэтому она считает, что период нахождения на курсах повышения квалификации должен быть включен в стаж работы по специальности. Она считает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она выработала необходимый трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 25 лет, и просит суд признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе Тамбовской области в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе Тамбовской области включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и период нахождения на курсах повышения квалификации, общей продолжительностью 1 год 3 месяца 21 день, в специальный стаж в полном объеме, назначить ей трудовую пенсию по старости с момента ее обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Она также просит взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе судебные издержки: оплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе Тамбовской области Рыжкова Ю.В. в судебном заседании исковые требования Потаповой Г.А. не признала и пояснила суду, что у Потаповой Г.А. не возникло право на досрочное назначение пенсии, поскольку стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, дату обращения за назначением пенсии, составил менее 25 лет. Период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 1 год 3 месяца 5 дней, не может быть засчитан в педагогический стаж Потаповой Г.А., так как в стаж работы по специальности засчитывался отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет впервые был предусмотрен Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года и в специальный стаж не засчитывался. Периоды нахождения Потаповой Г.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего16 дней, не могут быть включены в педагогический стаж Потаповой Г.А., так как в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Курсы проходят с отрывом от работы, в этот период сохраняются только трудовые отношения, при этом педагогическая деятельность не осуществляется. Так как у Потаповой Г.А. отсутствуют законные основания для включения оспариваемых периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, она просит суд отказать Потаповой Г.А. в удовлетворении исковых требований. Продолжительность специального стажа Потаповой Г.А. на момент обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе составила менее 25 лет: 23 года 8 месяцев 10 дней, при необходимой продолжительности специального стажа 25 лет.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, предоставленные суду, находит исковые требования Потаповой Г.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 30.06.2009г.) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в течение трудовой деятельности Потапова Г.А. более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Исключение из стажа, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы Потаповой Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Потапова Г.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Потапова Г.А. находилась на курсах повышения квалификации, суд находит незаконным и неправомерным.

В период нахождения истицы Потаповой Г.А. в дополнительном отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях.

В п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом данной позиции Верховного Суда Российской Федерации суд считает необходимым включить в педагогический стаж Потаповой Г.А. время нахождения Потаповой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, суд считает необоснованным исключение из педагогического стажа Потаповой Г.А. периода нахождения Потаповой Г.А. на курсах повышения квалификации с 1 декабря по ДД.ММ.ГГГГ и с 22 декабря по ДД.ММ.ГГГГ.

В период нахождения истицы Потаповой Г.А. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое предусматривало включение время обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.

Согласно ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В связи с чем период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, период нахождения Потаповой Г.А. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г., утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006г., закреплена позиция Верховного Суда РФ, согласно которой период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного, суд считает нужным признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе Тамбовской области б/н от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Потаповой Галине Анатольевне».

Суд считает нужным обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе Тамбовской области засчитать в стаж на соответствующих видах работ периоды нахождения Потаповой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Осуществление истцом педагогической деятельности в учреждении для детей и в должности, работа в которой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, подтверждается трудовой книжкой истца Потаповой Г.А. серии <данные изъяты> , заполненной ДД.ММ.ГГГГ; справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>

Суд считает нужным удовлетворить требования истца Потаповой Г.А. о взыскании с ответчика судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей, так как судом удовлетворены исковые требования истца.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области б/н от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Потаповой Галине Анатольевне» незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 5 дней), в течение которого Потапова Галина Анатольевна находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней), в течение которого Потапова Галина Анатольевна находилась на курсах повышения квалификации,

всего общей продолжительностью 1 (один) год 3 (три) месяца 21 (двадцать один) день.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области досрочно назначить Потаповой Галине Анатольевне трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области в пользу Потаповой Галины Анатольевны судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда путем подачи жалоб через Мордовский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья О.А. Ефимкина