Д Е Л О N 2-200-1181-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Мордово 16 декабря 2010 года
Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Аникиной А.С.,
при секретаре Федоровой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевляковой Нины Степановны к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области к администрации Мордовского района Тамбовской области об установлении факта принятия наследства и о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Шевлякова Н.С. обратилась в суд с иском к администрации Мордовского района Тамбовской области и Комитету по управлению имущество Тамбовской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на земельную долю на территории землепользования СХПК «<данные изъяты>», оставшейся после смерти ее мамы ФИО1.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Шевляковой Н.С. по доверенности Завершинская Р.И. поддержала требования истицы и просила суд признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на земельную долю, оставшуюся после смерти ФИО1 и установить факт принятия наследства, и пояснила, что мать истицы ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти она фактически приняла наследство. Матери принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Этот дом она продала на слом. Вязала себе 2 ковра, посуду, стулья, кровать раздала соседям. О том, что матери на праве собственности принадлежала земельная доля в СХПК «<данные изъяты>» ей стало известно только в 2009 году. Просила суд признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на земельную долю, оставшуюся после смерти ФИО1.
Представитель ответчика - администрации Мордовского района Тамбовской области по доверенности Невзоров И.Г. иск Шевляковой Н.С. не признал и пояснил суду, что земельная доля, принадлежащая умершей ФИО1 в 2006 году по решению общего собрания участников долевой собственности включена в невостребованные земельные доли. Списки с невостребованными земельными долями были опубликованы в газетах «Новая жизнь» и «Тамбовская жизнь». В установленный 90-дневный срок Шевлякова Н.С. не обратилась с соответствующими возражениями, поэтому был сформирован земельный участок с невостребованными земельными долями.
Представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв, из текста которого установлено, что земельная доля принадлежащая умершей ФИО1 подлежит изъятию в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 14 Закон Тамбовской области от 5 декабря 2007 г. N 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области", так как эта земельная доля законно включена в земельный участок с невостребованными земельными долями.
Суд, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Постановлением администрации Мордовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект перераспределения земель колхоза «<данные изъяты>» и уточненные списки пайщиков (570 человек) для предоставления бесплатной земельной доли за трудовым коллективом колхоза «<данные изъяты>» закреплен в собственность бесплатно земельный участок 4526,9 га сельхозугодий, в том числе 4303,9 га пашни.
Постановлением администрации Мордовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ в коллективно-долевую собственность трудовым коллективом колхоза «<данные изъяты>» предоставлен земельный участок, 570 долей.
Следовательно, земли колхоза «<данные изъяты>» (4526,9 га сельхозугодий, в том числе 4303,9 га пашни) переданы в собственность 570 участникам долевой собственности.
По свидетельству на право собственности на землю серии № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на основании постановления администрации Мордовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 7,94 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 7,55 га пашни в землях колхоза «<данные изъяты>» <адрес> (л.д. 11-12).
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10) и на день смерти проживала в <адрес> у дочери Шевляковой Н.С.
Таким образом, после смерти ФИО1 осталось имущество: жилой дом в <адрес> и земельная доля на землях колхоза «<данные изъяты>» <адрес>.
Шевлякова Нина Степановна приходилась дочерью умершей ФИО2 (л.д. 50,51).
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как следует из показаний свидетелей ФИО5, ФИО6 установлено, что, после смерти матери ФИО1 ее дочь Шевлякова Н.С. забрала себе его имущество: два ковра, посуду, кровать отдала соседям. Жилой дом умершей ФИО1 Шевлякова Н.С. продала на слом.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержаться в других собранных по делу доказательствах.
Представителем ответчика достоверность показаний свидетелей ФИО5 и ФИО6 не оспаривается, как не оспаривается и фактическое принятие наследства Шевляковой Н.С.
По этим основаниям суд приходит к выводу, что Шевлякова Н.С. фактически приняла наследство после смерти матери ФИО1
Других наследников, принявших наследство, судом не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Следовательно, жилой дом в <адрес> и земельная доля на землях колхоза «<данные изъяты>» <адрес> принадлежат Шевляковой Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд, учитывая, что в соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания этого права, находит исковые требования Шевляковой Н.С о признании права собственности в порядке наследования по закону на земельную долю, оставшуюся после смерти ФИО2 подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Шевляковой Ниной Степановной право собственности в порядке наследования по закону на имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ – на 1/570 земельную долю, общей площадью 7,94 га, из них пашни 7,55 га земельного участка общей площадью 4526,9 га, в том числе пашни 4303,9 га, согласно постановлений администрации Мордовского района № от ДД.ММ.ГГГГ и расположенного на территории землепользования колхоза «<данные изъяты>» <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение десяти дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.С.Аникина