Дело №2-206-2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 14 апреля 2011года р.п.Мордово Мордовский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего Есманского В.Н., при секретаре Андреевой Л.Н., с участием прокурора Рогачева П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц, а также инвалида 2 гр. Зенина Юрия Александровича и инвалида 2 гр. Чечина Юрия Павловича к администрации Ленинского сельсовета Мордовского района, Кулиной Нине Ивановне, Клочнева Вера Петровна, Коршунова Вера Петровна, Логинова Надежда Алексеевна, Лукьянчук Полине Петровне и др. о признании действия главы Ленинского сельсовета в части созыва граждан для принятия решения о размере платы при подключении к построенному газопроводу незаконным, признании решения, принятого сходом жителей п. Ленинский 09.04.2010 г., не действующим со дня его принятия, признании бездействия администрации Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области незаконным, в части невыполнения мероприятий по организации газоснабжения населения, а также обязании администрации Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области разработать и принять Порядок организации газоснабжения населения на территории Ленинского сельсовета и установить тарифы для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации, установил: Прокуратура Мордовского района провела проверку по заявлению жителей п. Ленинский Зенина Ю.А. и Чечина Ю.П. о строительстве газопровода низкого давления в поселке Ленинский Мордовского района. По результатам проверки прокурор Мордовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, а также инвалидов 2 гр. Зенина Ю. А. и Чечина Ю. П. к администрации Ленинского сельсовета Мордовского района, Кулиной Нине Ивановне, Клочнева Вера Петровна, Коршунова Вера Петровна, Логинова Надежда Алексеевна, Лукьянчук Полине Петровне и др.( всего 57 человек) с настоящим иском. Определениями суда от 09 марта 2011года и 22 марта 2011 года привлечены в качестве соответчиков Сонина Т. В., Наврузова С. Н. и Волкова Н. Б. как собственники газопровода низкого давления в п. Ленинский Мордовского района Тамбовской области и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ООО "Тамбоврегионгаз". В судебном заседании помощник прокурора Мордовского района Рогачев П.А. иск поддержал и пояснил, что проведенной прокуратурой Мордовского района проверкой установлено, что в ноябре 2006г. жителями 210 квартир было осуществлено строительство газопровода низкого давления в поселке Ленинский Мордовского района Тамбовской области. Жители остальных 52 квартир поселка в строительстве уличного газопровода участия не принимали. 09.04.2010 г. на собрании жителей муниципального поселения (протокол № 4) принято решение, согласно которому для подключения к газопроводу новых пользователей, последние должны передать старшей по улице денежные средства в размере 35 тыс. руб. После оплаты данной суммы старшей по улице составляется справка об отсутствии задолженности, которая в дальнейшем направляется главе администрации сельсовета. Глава администрации сельсовета заверяет данную справку и на ней ставиться печать. Только после указанной процедуры лицо вправе обратится в организацию газового хозяйства для получения технических условий. На основании выданных технических условий производятся монтажные работы, после чего заключается договор на поставку газа. Размер данной суммы был рассчитан исходя из инфляции и размера стоимости работ и материала по сравнению к ценам, которые применялись при первоначальном строительстве газопровода. Однако, согласно действующего законодательства, объекты газораспределительной системы не могут быть в собственности физических лиц (граждан). Так, в соответствии со ст.7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система (куда входят и уличные газопроводы низкого давления) представляет собой имущественный производственный комплекс, находящийся в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно–правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность, либо создавшей и приобретшей их на других предусмотренных законодательством основаниях. Организация – собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С учетом приведенной нормы объекты газораспределительной системы не могут принадлежать на праве собственности физическим лицам. Согласно ч.1 ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Таким образом, граждане поселка, на средства которых построен уличный газопровод, не являются собственниками уличного газопровода. Частями 1 и 2 ст.4 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" предусмотрено, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. При этом инвестиционная деятельность определена в законе как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Капитальные вложения определены как инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Так как газопровод низкого давления в п. Ленинский построен за счет капитальных вложений личных средств граждан, в целях газоснабжения принадлежащих им домовладений, по отношению к построенному уличному газопроводу они являются инвесторами и пользователями, а не собственниками уличного газопровода и не могут определять размер платы за подключение к построенному газопроводу. Статья 20 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" гарантирует обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности. Следовательно, жители поселка, изъявившие желание в настоящее время продолжать возведение газопровода низкого давления, являясь такими же инвесторами, имеют право участвовать в его строительстве. Что касается установленного размера денежной компенсации в сумме 35000 рублей, то постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее–Правила), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капительного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно п.2 Правил сети инженерно-технического обеспечения – это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электротеплогазоводоснабжения и водоотведения. В соответствии с п.17 Правил плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации. Следовательно, плата за подключение домовладений к построенному газопроводу должна определяться на основании тарифов, устанавливаемых органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры. В тоже время проведенной проверкой установлено, что Ленинским сельсоветом тарифы, определяющие размер платы за подключение домовладений к построенному газопроводу, не устанавливались. Размер платы за подключение к построенному газопроводу в размере 35 тыс. руб. фактически был определен сходом граждан Ленинского сельсовета от 09.04.2010 г. № 4, созванным по инициативе главы Ленинского сельсовета, несмотря на то, что решение, принятое жителями поселка оформлено в виде протокола собрания жителей. В силу требований ст. 25 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Как установлено проверкой требования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющие порядок проведения схода граждан, а также принятия решения и его вступления в силу, нарушены при проведении схода 09.04.2010 г. В частности, в нарушение нормы Федерального закона, проведенный сход не является правомочным, так как был проведен при участии в нем менее половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Кроме того, вопреки положениям закона решение схода жителей Ленинского сельсовета от 09.04.2010 г. (протокол № 4) официально не опубликовывалось (обнародовалось). Следовательно, принятое решение, определившее размер платы за подключение к построенному газопроводу в сумме 35 тыс. руб. не имеет юридической силы и не может применяться. Кроме того, на сходе 09.04.2010 г., созванном главой Ленинского сельсовета и проведенном под председательством главы сельсовета, решение о размере платы за подключение к построенному газопроводу, было принято не собственниками уличного газопровода, а гражданами, являющимися по отношению к построенному газопроводу, в соответствии с действующим законодательством, пользователями. Несмотря на данные обстоятельства, в настоящее время при подключении жителей п. Ленинский, в том числе и заявителей, к построенному газопроводу за основу берется размер платы, установленный сходом граждан 09.04.2010 г., составляющий 35 тыс. руб. Денежная сумма в размере 35 тыс.руб., за подключение к построенному газопроводу, определена собранием жителей Ленинского сельсовета 09.04.2010г. (протокол № 4), председателем которого был глава Ленинского сельсовета Кулина Н.И. (инициатор собрания), секретарем – специалист администрации сельсовета Клочнева В.П., а членом президиума собрания – депутат Ленинского сельского Совета народных депутатов Букатина Г.А. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Однако, каких либо действий по организации газоснабжения населения Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области, в п. Ленинский, администрацией сельсовета не осуществляется, в связи с чем жителями поселка произвольно устанавливается оплата за подключение к построенному газопроводу. Помимо этого, до настоящего времени, администрацией Ленинского сельсовета не разработан Порядок организации газоснабжения населения на территории Ленинского сельсовета. Произвольное установление оплаты за подключение к построенному газопроводу в п.Ленинский населением, с участием должностных лиц органа местного самоуправления, свидетельствует о бездействии администрации Ленинского сельсовета Мордовского района, в части организации газоснабжения населения и непринятие нормативного правового акта, регулирующего данную сферу влечет за собой нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц на подключение к газопроводу. Принятым решением, установившим размер платы за подключение к построенному газопроводу, существенным образом нарушено право инвалидов 2 группы Зенина Юрия Александровича и Чечина Юрия Павловича на охрану здоровья, поскольку в силу своего материального положения, обусловленного состоянием здоровья, они лишены возможности оплатить подключение к газопроводу в сумме 35 тыс. руб. В связи с чем они не могут в полной мере реализовать свое права на охрану здоровья и создать для себя благоприятные условия быта посредством газификации своих жилых домов. Просил суд признать действия главы Ленинского сельсовета в части созыва граждан для принятия решения о размере платы при подключении к построенному газопроводу незаконным. Признать решение, принятое собранием жителей п. Ленинский 09.04.2010 г., не действующим со дня его принятия. Признать бездействие администрации Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области незаконным в части невыполнения мероприятий по организации газоснабжения населения. Также прокурора просил обязать администрацию Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать и принять Порядок организации газоснабжения населения на территории Ленинского сельсовета, установить тарифы для подключения объектов капитального строительства к системам существующей инфраструктуры газоснабжения на территории Ленинского сельсовета. Ответчики – собственники уличного газопровода Сонина Т. В. и Волкова Н. Б. с исковыми требованиями не согласились. Сонина Т.В. пояснила, что в 2004 –2006 годах 211 человек на улицах Микрорайон, Центральная, Комсомольская, Набережная, Специалистов, Молодежная и Юбилейная, Луговая в пос. Ленинском был построен уличной газопровод низкого давления. Старшими по строительству были она от ШРП N1, от ШРП N2 – Наврузова Серафима Николаевна, от ШРП N3 – Швецова Зоя Ивановна. Их избрали старшими по уличной газификации на собрании жителей. Они должна была вести организационные работы по газификации этих улиц, собирать с жителей деньги, следить за расходованием денег, подписывать необходимые документы. Представители администрации сельсовета и района в газификации не участвовали. Расходы по строительству уличного газопровода низкого давления у каждого из участников строительства составили от 17500 до 21500 рублей. В последующем ещё 28 человек решили газифицировать свои квартиры. Они не возражали, и 28 человек выплатили всем пайщикам компенсации за расходы, понесенные по строительству уличного газопровода, по 35000 рублей каждый. Теперь свои квартиры решили газифицировать истцы. Они не возражают против этого при условии компенсации им, ответчикам, ранее понесенных затрат на строительство газопровода. Чтобы истцы газифицировали свои квартиры, просили с них также по 35000 рублей с каждого, учитывая инфляцию. Так как истцы отказались выплатить первоначальным участникам строительства, как собственникам уже построенного уличного газопровода, эту сумму, пайщики, как собственники уличного газопровода, не дают согласие на подключение истцов к уличному газопроводу. Она считает свои действия и действия остальных ответчиков законными. После вынесения Мордовским судом решения от 22 ноября 2010 года еще подключились три человека, компенсировав затраты на строительство. Газопровод зарегистрирован в собственность на трех физических лиц. И как собственники они имеют право требовать компенсации понесенных затрат. С пояснениями Сониной Т.В. полностью согласилась ответчица Волкова Н.Б. Глава Ленинского сельсовета Кулина Н.И., не возражая против иска, считала, что для исполнения требований прокурора понадобится значительное время. При этом она не может не учитывать вступившее в законную силу решение Мордовского райсуда от 22 ноября 2010 года, где фактически определена компенсация для подключающихся к существующему газопроводу. Кроме того, Совет и она не собирали 09.04.2010г. сход граждан, как указано в исковом заявлении, а было лишь собрание граждан (протокол № 4 собрания жителей Ленинского сельсовета), на котором граждане высказали своё мнение по строительству газопровода и определили стоимость подключения к построенному газопроводу по 35000 рублей с каждого, учитывая инфляцию. Остальные ответчики в суд не явились, извещены надлежащим образом. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным. Из пояснений ответчиков и копий свидетельств о государственной регистрации права видно, что Сонина Т. В., Наврузова С. Н. и Волкова Н. Б. является собственниками уличного газопровода низкого давления в п. Ленинский Мордовского района Тамбовской области, проведенного за счет средств граждан, и как собственники, считают они, обладает правами владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Ответчики полагают, что установили плату в 35000 рублей за подключение домовладений жителей к газопроводу в целях компенсации затрат на его строительство и тем самым реализовали права собственников, предоставленные законодательством. Данный вывод нельзя признать обоснованным. Фактически собственники выступают в качестве организации, оказывающей услуги по транспортировке газа, поэтому на них распространяются требования законодательства, регулирующего отношения в области газоснабжения. Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в России определяет Федеральный закон от 31 марта 1999г. N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", на что и указано в его ст.1. В ч.3 ст.7 названного Закона предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами. Статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" деятельность в области газоснабжения, в том числе деятельность по транспортировке газа относится к регулируемым государством видам деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке. Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2000 N1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", которым утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации. Согласно этим положениям расчеты при выполнении регулируемого вида деятельности осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно пункту2 Правил сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. В соответствии с пунктом17 Правил плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации. Следовательно, плата за подключение домовладений жителей п. Ленинский к построенному газопроводу должна определяться на основании тарифов, устанавливаемых полномочными на то органами власти. Таким образом, законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения - газораспределительных сетей не предоставлено права самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение. Поэтому не основано на законе принятие в одностороннем порядке обжалуемого прокурором решения собрания граждан от 09.04.2010 г. о размере платы в 35000 руб. за подключение к построенной линии газопровода как компенсации ответчикам понесенных при его строительстве затрат. Кроме того, решения собрания граждан, в отличие от решения схода граждан (ст. 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), не подлежат обязательному исполнению на территории поселения и не подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Указанное решение собрания граждан п. Ленинский от 09.04. 2010 г. принято вопреки требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области газоснабжения, и признаётся судом не действующим со дня его принятия. Исходя из вышеизложенных норм, суд приходит к выводу, что действия главы Ленинского сельсовета в части созыва граждан 09.04.2010 г. для принятия решения о размере платы при подключении к построенному газопроводу являются незаконными, поскольку собрание граждан не может возлагать обязанности на других граждан. В связи с тем, что, вопреки требованиям ч.3 ст.7 Федерального закона от 31 марта 1999г. N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области не выполнила мероприятия по организации газоснабжения населения, суд признаёт её бездействие в этой части незаконным. И, как следствие этого, суд считает необходимым обязать администрацию Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области разработать и принять Порядок организации газоснабжения населения на территории Ленинского сельсовета, установить тарифы для подключения объектов капитального строительства к системам существующей инфраструктуры газоснабжения на территории Ленинского сельсовета. С учетом сложности решения данных вопросов, суд считает необходимым установить реальный срок – один год – для исполнения администрацией Ленинского сельсовета решения суда в этой части. Вместе с тем, при разработке тарифов для подключения объектов капитального строительства к системам существующей инфраструктуры газоснабжения на территории Ленинского сельсовета администрации следует учитывать вступившее в законную силу решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 22 ноября 2010 года (гражданское дело N2–703–2010), согласно которому в отношении 16 человек: Земских З. И., Бережанского В. П., Тарабрина С. Н., Логинова В. А., Серединкиной А. В., Кулина Ю. И., Каковкина А. О., Плаксиной А. И., Зенина Ю. А., Нырковой Г. А., Кочетковой Н. В., Дятлова С. П., Сыщикова А. Н., Ступникова О. А., Кулина В. Н. и Анохиной В. Л. – определена плата в 30222 рублей за подключение к уже существующему газопроводу низкого давления. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд решил: 1. Признать действия главы Ленинского сельсовета в части созыва граждан для принятия решения о размере платы при подключении к построенному газопроводу незаконным. 2. Признать решение, принятое собранием жителей п. Ленинский 09.04.2010 г., не действующим со дня его принятия. 3. Признать бездействие администрации Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области незаконным в части невыполнения мероприятий по организации газоснабжения населения. 4. Обязать администрацию Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать и принять Порядок организации газоснабжения населения на территории Ленинского сельсовета. 5. Обязать администрацию Ленинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу установить тарифы для подключения объектов капитального строительства к системам существующей инфраструктуры газоснабжения на территории Ленинского сельсовета. Решение может быть обжаловано в 10 дней со дня составления мотивированного решения в Тамбовский областной суд путем подачи жалоб через Мордовский райсуд. Судья В.Н.Есманский