Решение о признании права собственности на жилой дом и земельный участок по наследству



Дело № 2-272-2011

Решение

Именем Российской Федерации

р.п. Мордово 22 марта 2011 года.

Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,

при секретаре Ходыревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева Александра Николаевича к администрации Мордовского района Тамбовской области и администрации Лавровского сельского Совета Мордовского района Тамбовской области о включении жилого дома и земельного участка в состав наследства и признании в порядке наследования по закону права собственности на жилой дом и земельный участок,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ года в с.Лаврово Мордовского района Тамбовской области умер ФИО1.

После смерти ФИО1 осталось наследство, состоящее из жилого дома общей площадью 60,20 кв. метров, в том числе жилой площадью 42,70 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка общей площадью 4204 кв. метра, расположенного по тому же адресу.

Указанное наследство после ФИО1 фактически приняла жена ФИО1 ФИО2, но юридически свое право собственности не оформила.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла.

После ФИО2 наследство по закону принял сын ФИО2 и ФИО1 Королев Александр Николаевич, наследственное дело №.

Сын ФИО2 Королев Александр Николаевич обратился в суд с иском к администрации Мордовского района Тамбовской области и администрации Лавровского сельского Совета Мордовского района Тамбовской области о включении земельного участка площадью 4204 кв.метра, предоставленного ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства, и жилого <адрес> <адрес> <адрес> в состав наследства ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и признании за ним в порядке наследования по закону права собственности на земельный участок площадью 4204 кв. метра, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, и на жилой дом, общей площадью 60,20 кв. метров, в том числе жилой площадью 42,70 кв. метров, расположенный на указанном земельном участке по тому же адресу.

В судебном заседании истец Королев А.Н. поддержал исковые требования и пояснил суду, что в 1953 году его отец ФИО1 построил индивидуальный жилой дом в <адрес>. Решение об отводе земельного участка под строительство дома, разрешение на строительство жилого дома и другие правоустанавливающие документы в отношении жилого дома не сохранились. В 1953 году дом был поставлен на похозяйственный учет в Лавровском сельском Совете Мордовского района Тамбовской области. В реестре БТИ Мордовского района дом не значился. На технический учет в БТИ Мордовского района Тамбовской области дом поставлен ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом расположен на земельном участке площадью 4204 кв. метра, предоставленном в собственность его отцу ФИО1 на основании постановления администрации Лавровского сельского Совета Мордовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Его родители ФИО1 и ФИО2 зарегистрировали брак в 1956 году. ДД.ММ.ГГГГ его отец ФИО1 умер. После смерти мужа ФИО2 фактически приняла наследство мужа, так как проживала совместно с мужем в одном доме и вела с ним общее хозяйство. Юридически свое право на наследство своего мужа ФИО2 не оформила. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. Он принял наследство по закону после своей матери ФИО2, с которой он проживал в одном доме и вел общее хозяйство, и обратился к нотариусу Мордовского района Тамбовской области с соответствующим заявлением. Нотариусом заведено наследственное дело №. Однако, нотариус не смогла выдать ему свидетельство о праве на наследство по закону на приусадебный земельный участок и на жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, так как не сохранились правоустанавливающие документы на жилой дом и не зарегистрировано право собственности его матери в порядке наследования после мужа ФИО1 на земельный участок, предоставленный в собственность ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства. Без судебного решения он не может юридически оформить наследство после матери и зарегистрировать свое право собственности на жилой дом и на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности его матери на принадлежащее ей имущество в виде жилого дома и земельного участка в установленном законом порядке не зарегистрировано. Он является наследником имущества своей матери по закону. Для оформления своего права собственности в порядке наследования на жилой дом и приусадебный земельный участок матери он просит суд включить жилой дом и приусадебный земельный участок в состав наследства ФИО2, и признать за ним в порядке наследования по закону право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 60,20 кв. метров, в том числе жилой площадью 42,70 кв. метров, и на приусадебный земельный участок площадью 4204 кв. метра, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика администрации Мордовского района Тамбовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Невзоров И.Г. не возражал в судебном заседании признать в порядке наследования по закону право собственности истца Королева А.Н. на жилой дом <адрес> <адрес>, общей площадью 60,20 кв. метров, и на земельный участок площадью 4204 кв. метра, предоставленный в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.

Представитель ответчика администрации Лавровского сельского Совета Мордовского района Тамбовской области Глава сельского Совета Карташов С.М. признал в судебном заседании исковые требования истца Королева А.Н. и не возражал, чтобы суд признал в порядке наследования по закону право собственности истца Королева А.Н. на жилой <адрес> в <адрес>, общей площадью 60,20 кв. метров, и на земельный участок площадью 4204 кв. метра, предоставленный в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.

Суд, выслушав истца Королева А.Н., представителя ответчика администрации Мордовского района Тамбовской области Невзорова И.Г., представителя ответчика администрации Лавровского сельского Совета Мордовского района Тамбовской области Карташова С.М., исследовав доказательства, предоставленные суду, считает нужным удовлетворить исковые требования истца Королева А.Н. по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в 1953 году ФИО1 построил для себя жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждено выпиской из похозяйственной книги №, лицевой счет №, Лавровского сельского Совета Мордовского района Тамбовской области, согласно которой <адрес> в <адрес> числится за ФИО1 с 1953 года на основании индивидуального строительства (л.д.16).

Согласно техническому паспорту на жилой <адрес> в <адрес>, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом построен в 1953 году (л.д.7-15).

Согласно постановлению администрации Лавровского сельского Совета Мордовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации землевладений, землепользований граждан» ФИО1 предоставлен в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 0,46 га. (л.д.17-18).

Согласно свидетельству на право собственности на землю №, выданному ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Лавровского сельского Совета Мордовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации землевладений, землепользований граждан», ФИО1 предоставлен в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 0,46 га. (л.д.19).

Согласно плану границ земельного участка и кадастровому паспорту земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, фактическая площадь земельного участка составила 4204 кв. метра (л.д.20, л.д.21-22).

Таким образом, на день смерти ФИО1 принадлежало право собственности на земельный участок площадью 4204 кв. метра, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в <адрес>, и на жилой <адрес> в <адрес>, общей площадью 60,20 кв. метров, в том числе жилой площадью 42,70 кв. метров.

Факт смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подтвержден свидетельством о смерти серии <данные изъяты> №, выданным Лавровским сельским Советом Мордовского района Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

После смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследство по закону приняла супруга ФИО2.

Свидетельство о браке №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что ФИО1 и ФИО2 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

Согласно справке администрации Лавровского сельского <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на день смерти ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, с женой ФИО2, завещаний в делах сельского Совета нет (л.д.30).

В соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В соответствии с п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО2 совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после ФИО1, так как вступила во владение и управление наследственным имуществом в виде жилого дома и приусадебного земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, и приняла меры по сохранению наследственного имущества.

Факт смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ подтвержден свидетельством о смерти серии <данные изъяты> №, выданным Лавровским сельским Советом Мордовского района Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).

Наследником имущества ФИО2 по закону является сын Королев Александр Николаевич.

Согласно п.1 ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Факт родственных отношений истца и наследодателя подтвержден свидетельством о рождении Королева Александра Николаевича серии <данные изъяты> №, в котором в графе мать указана ФИО2 (л.д.28).

Согласно справке нотариуса Мордовского района Тамбовской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ истец Королев А.Н. принял наследство по закону после своей матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, проживавшей на день смерти в <адрес>, наследственное дело № (л.д.29).

Однако, истец Королев А.Н. не может оформить свое право на наследственное имущество, состоящее из жилого дома и приусадебного земельного участка, принадлежащих наследодателю ФИО2, по причине отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом, отсутствие регистрации права собственности наследодателя ФИО2 на жилой дом и на земельный участок, на котором расположен жилой дом.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания этого права.

Исходя из требований ст.12 ГК РФ, суд считает возможным включить жилой дом и земельный участок в состав наследства ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и признать за истцом Королевым А.Н., являющимся наследником имущества ФИО2, в порядке наследования по закону право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Королева Александра Николаевича удовлетворить.

Включить земельный участок площадью 4204 кв.метра, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, и жилой дом общей площадью 60,20 кв. метров, в том числе жилой площадью 42,70 кв. метров, расположенные по адресу: <адрес>, в состав наследственного имущества ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Королевым Александром Николаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, в порядке наследования по закону право собственности на земельный участок площадью 4204 кв. метра, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>; и на жилой дом общей площадью 60,20 кв. метров, в том числе жилой площадью 42,70 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный номер №.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тамбовский областной суд путем подачи жалоб через Мордовский районный суд.

Судья Ефимкина О.А.