Взыскание морального вреда.



Дело № 2-171/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Хиславичи 12 мая 2011 года.

Судья Монастырщинского районного суда Смоленской области Севастьянов И.В.

с участием истца Леонченковой Е.В., представителя истца Аниськина Н.И.,

представителя ответчика Захаренко И.А.,

третьего лица на стороне ответчика Костюкова В.А.,

при секретаре Милеенковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонченковой Елены Викторовны к Открытому акционерному обществу <данные изъяты> о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Леонченкова Е.В. в своем заявлении просит взыскать с ответчика в свою пользу в счет компенсации морального вреда 500000 рублей.

Свои требования Леонченкова Е.В. мотивирует тем, что ее супруг, Леонченков Сергей Николаевич, состоял в трудовых отношениях с ответчиком и работал в качестве машиниста экскаватора в <данные изъяты>».

06.08.10 г. в 20 час. 20 мин., находясь при исполнении служебных обязанностей, в результате несчастного случая на производстве, ее муж погиб.

На иждивении погибшего было двое малолетних детей. В настоящее время она и ее малолетние дети испытывают нравственные страдания в связи с потерей мужа и отца.

Истец Леонченкова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель истца Аниськин Н.И., исковые требования поддержал. По существу заявленного иска пояснил, что Леонченковой Е.В. в связи с гибелью мужа был причинен моральный вред. Она теперь одна вынуждена воспитывать двух малолетних детей.

Покойный Леонченков С.Н. был хорошим супругом и отцом, красивым и физически здоровым мужчиной. С его смертью, Леонченкова Е.В. испытала огромное эмоциональное потрясение. Ушел из жизни единственный по настоящему родной человек, на которого она возлагала большие надежды. Утрата, понесенная Леонченковой Е.В. и ее детьми невосполнима.

Представитель ответчика юрисконсульт ОАО <данные изъяты> Захареноко И.А. предъявленные к ОАО «<данные изъяты>» исковые требования в части причинения истцу морального вреда признал полностью, однако размер компенсации считает завышенным. Выразил позицию ответчика о возможной выплате Леонченковой Е.В. в качестве компенсации морального вреда 300000 рублей.

Третье лицо на стороне ответчика Костюков В.А. с исковыми требованиями согласен. Заявил, что потерю человека деньгами не измерить.

Суд, заслушав стороны и исследовав материалы дела, находит заявленный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Приговором Хиславичского районного суда от 18.01.11 г. (приговор вступил в законную силу) Костюков В.А. работавший слесарем по эксплуатации газового оборудования <данные изъяты>, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.264 УК РФ и приговорен к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года 6 месяцев (л.д.6-7).

Из Акта № «О несчастном случае на производстве» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «<данные изъяты>» нарушило ст.212 ТК РФ, то есть не обеспечило безопасные условия и охрану труда работников (л.д.9-12).

Согласно п.3 ст.8 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что возмещение застрахованному морального вреда. Причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В судебном заседании, бесспорно установлено, что Леонченковой Е.В. причинен моральный вред. Гибель мужа истца воспринята сторонами адекватно, причиненные ей нравственные страдания вызвали сожаление и сомнению не подвергались.

Причиной возникновения данного вреда суд признает смерть Леонченкова С.Н. в результате несчастного случая на производстве.

<данные изъяты>

В силу ч.1 ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

В соответствии с ч.1 ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

На основании ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Согласно ч.1 и 2 ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При возложении на ОАО «<данные изъяты>» обязанность компенсации морального вреда суд учитывает то обстоятельство, что именно данная организация является владельцем источника повышенной опасности, то есть автомобиля <данные изъяты> которым управлял ее работник Костюков В.А., бывший в то время в состоянии алкогольного опьянения, что в свою очередь явилось основной причиной ДТП и привело к гибели пассажира.

Истец Леонченкова Е.В., человек с ранимой психикой, имеющая двоих малолетних детей, возлагавшая большие надежды на мужа и гордившаяся им, испытала огромное душевное потрясение в связи со смертью супруга Леонченкова С.Н.
Смерть мужа и отца, процесс прощания с близким и родным человеком без сомнения тяжелой психической травмой отразились на душевном состоянии Леонченковой Е.В. и ее детей.

Суд считает, что потеря мужа и отца является для Леонченковой Е.В. и детей невосполнимой утратой, а человеческая жизнь по своей сути бесценна, однако денежная компенсация морального вреда может сыграть положительную роль в восстановительном процессе и неким образом загладить горечь утраты. С учетом выше изложенного, характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, степени вины ответчика, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 300000 руб.

Согласно ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика ОАО «<данные изъяты>» 200 руб. в возврат уплаченной Леонченковой Е.В. государственной пошлины.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в пользу Леонченковой Елены Викторовны 300000 (триста тысяч) рублей 00 коп. в счет компенсации морального вреда и 200 (двести) рублей 00 коп. в возврат государственной пошлины, всего подлежит взысканию 300200 (триста тысяч двести) рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в 10-дневный срок в Смоленском областном суде с подачей жалобы через Монастырщинский районный суд.

Судья И.В.Севастьянов.