о признании незаконным отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности по последствиям профзаболевания



Дело №2-2248-10 изготовлено 09.08.2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2010 года г. Мончегорск

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Пак С.Б.

при секретаре Шейдоровой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусатова В.П к ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» и филиалу №6 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» о признании незаконным отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности по последствиям профзаболевания,

установил:

Мусатова В.П обратился в суд с иском к ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» и филиалу №6 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» о признании незаконным отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности по последствиям профзаболевания.

В обоснование требования указал, что в период работы в ОАО «Комбинат Североникель» с 23.11.1983г. по 30.11.1999г. на должности сменного мастера ЦЭН-2, в ОАО «Кольская ГМК» с 01.12.1999г. по 30.01.2009г. на должностях сменного мастера ГМО ЦЭН-2 и бригадира электролизного отделения ЦЭН во вредных условиях труда, в октябре 2009 года при обследовании в клинике ... у него были выявлены профессиональные заболевания - ....

Несмотря на наличие указанных профессиональных заболеваний 09.12.2009г. филиал №6 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» и 17.02.2010г. ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» не установили ему процент утраты профессиональной трудоспособности, что нарушает его право на возмещение вреда из средств фонда социального страхования.

Ссылаясь на ст.3, п.3 ст.11 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», п.12 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000г. №789, п.5 «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001г. №56, ст.ст.98, 100 ГПК РФ, истец просит суд признать акт №120 МСЭ в филиале №6 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» от 09.12.2009г. и акт освидетельствования в ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» от 17.02.2010г. в отношении него незаконными и отменить. Обязать ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» освидетельствовать его, определив степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах, исходя из оценки имеющихся профессиональных способностей, психофизических способностей и профессионально значимых качеств, позволяющих ему выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии - сменный мастер и бригадир на участках основного производства цеха электролиза никеля. Взыскать с ответчиков в его пользу судебные расходы в сумме 5200 рублей.

В судебном заседании истец Мусатова В.П и его представитель адвокат Хоменко Т В настаивали на требованиях по тем же основаниям.

Представители ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» Бессонова Н Ю и филиала №6 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» Фролова Т А возражали против удовлетворения иска, указывая на то, что у Мусатова В.П на момент освидетельствования не было выявлено стойких функциональных нарушений со стороны бронхо-легочной системы, приводящих его к ограничению жизнедеятельности, поэтому не было оснований для установления группы инвалидности в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005г. №535. Будучи уволенным по собственному желанию с той же работы, к выполнению которой был допущен по результатам медицинских осмотров, СМЭ не могло определить снижение его квалификации, объема работы и ее качества, снижения заработка, изменение степени напряженности труда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, а также дело освидетельствования Мусатова В.П, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим Федеральным законом случаях.

В соответствии с п.3 ст.11 указанного Федерального закона степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Мусатова В.П с 23.11.1983г. по 30.11.1999г. работал в ОАО «Комбинат «Североникель» в должности сменного мастера ЦЭН-2, с 01.12.1999г. по 30.01.2009г. в ОАО «Кольская ГМК» в должности сменного мастера ГМО ЦЭН-2 и бригадиром электролизного отделения ЦЭН. 30.01.2009г. уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ л.д.17-23).

Решением ВК №573 от 19.10.2009г. л.д.7) после стационарного обследования Мусатова В.П в клинике НИЛ ФГУН СЗНЦ л.д.8), у последнего впервые установлены профзаболевания - ..., которые обусловлены длительным воздействием вредных производственных факторов (промышленные аэрозоли) в профессиях сменный мастер, бригадир. По профзаболеванию противопоказана работа в контакте с токсическими и раздражающими веществами, аллергенами, пылью, в условиях низких температур.

Актом освидетельствования №120 от 09.12.2009г. филиала №6 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» и актом освидетельствования №54 от 17.02.2010г. ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» Мусатова В.П не установлена группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах л.д.9-10).

Согласно абзацам 17 и 18 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под профессиональной трудоспособностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а под степенью утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Таким образом, законодатель определяет «профессиональную трудоспособность» человека как способность к выполнению не любой работы а именно, работы определенной квалификации, объема и качества.

Поскольку под термином «квалификация» понимается уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями, то и степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) должна определяться исходя из его способности выполнять работу по прежней специальности или должности.

В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция относятся к существенным условиям трудового договора.

Поскольку Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), то и степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от его способности выполнять профессиональную деятельность, которая являлась существенным условием трудового договора.

Пунктом 12 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ №789 от 16.10.2000г., предусмотрено, что степень утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности определяется, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

Аналогичная норма содержится и во Временных критериях определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (приложение №1 к постановлению Минтрузсоцразвития РФ от 18.07.2001г. №56) пункт 5.

Пункты 14-17 Правил раскрывают критерии установления процента утраты профессиональной трудоспособности от 100 % до 10-30%. Согласно п.17 Правил, в случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.

При этом, наряду с функциями нарушений организма, оценивается профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профессионального заболевания) в обычных или специально созданных производственных или иных условиях труда).

Судом же установлено, что Мусатова В.П 30.01.2009г. уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ. На момент освидетельствования в ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» 17.02.2010г. и в филиале №6 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» 27.01.2010г. был уволен с той же работы, к выполнению которой был допущен по результатам медицинских осмотров, не имело место снижение его квалификации, объема работы и качества, снижения заработка, изменение степени напряженности труда и т.д.

Следовательно, принятые ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» 17.02.2010г. и филиалом №6 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» 27.01.2010г. решения об отсутствии у истца функциональных нарушений со стороны бронхо-легочной системы как следствие профзаболевания не приводит к ограничению жизнедеятельности, необходимости в мерах социальной защиты и не дает оснований для определения группы инвалидности и степени утраты проф.трудоспособности, нельзя признать необоснованными и незаконными.

На основании изложенного, в удовлетворении иска Мусатова В.П надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Мусатова В.П к ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» и филиалу №6 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» о признании незаконным отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности по последствиям профзаболевания - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Пак С.Б.