Дело № 2-3496/2010Изготовлено 28.12.2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск23 декабря 2010 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кальгиной Е.С.,
при секретаре Александровой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожок Н.Ю к Комитету имущественных отношений администрации города Мончегорска о признании права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы,
Установил:
Рожок Н.Ю. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации г. Мончегорска о признании за ней права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
В обоснование заявленных требований указала, что с рождения проживает в г. Мончегорск. В настоящее время зарегистрирована с дочерью по месту пребывания до 20.01.2011 года в общежитии по адресу: <адрес> <адрес>, поскольку не имеет возможности приобрести отдельное жилое помещение. За пределами города Мончегорска жилья не имеет. С марта 2010 года она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации города. 26.07.2010 года обратилась в администрацию г. Мончегорска с заявлением об участии в программе «Обеспечение жильем молодых семей». Комитетом имущественных отношений администрации г. Мончегорска ей отказано во включении в число участников указанной программы по причине отсутствия регистрации по месту жительства. Считая данный отказ незаконным, просит признать за ней право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивает по основаниям указанным в исковом заявлении. Пояснила, что 19 июля 2010 года она обратилась в Комитет имущественных отношений администрации г.Мончегорска, показала документы, подготовленные для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей», ей выдали бланк заявления установленного образца, сказали каких документов не достает, и предложили прийти 26 июля 2010 года. При этом у нее не требовали никаких документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства. 26 июля 2010 года она вместе со своей матерью вновь обратилась в жилищный отдел, предоставила заявление установленного образца и документы. Однако, данное заявление принять отказались, поскольку у нее нет регистрации по месту жительства в г.Мончегорске. Просит включить ее и ее ребенка, как молодую семью, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Представитель ответчика – Комитета имущественных отношений администрации г. Мончегорска Ульянова М.А. в судебном заседании с иском не согласна. Указывает, что Рожок Н.Ю. не имеет регистрации по месту жительства, в связи с чем вопрос о включении ее в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» может быть рассмотрен лишь после установления судом факта, имеющего юридическое значение, что постоянным местом жительства истца является г.Мончегорск. Также указывает, что истица, хоть и не исключена из числа граждан нуждающихся в улучшении жилищных условия, но на сегодняшний день не имеет на это право, поскольку не имеет регистрации в г.Мончегорске по месту жительства. Кроме того, указывает, что заявления установленной формы о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Рожок Н.Ю. не подавала.
Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей Р.С.И, И.Е.Г, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.5, 6 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 года участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, среди прочих условий, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п.15 вышеназванных Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства: заявление по форме; документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
В судебном заседании установлено, что Рожок Н.Ю. и ее дочь – Р.А.Н, <данные изъяты> г.р. с 20.07.2010 года по 20 января 2011 года зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 7, 8).
Из справки ООО «Теплоэнергосервис» от 22.07.2010 года следует, что Рожок Н.Ю. была зарегистрирована в г. Мончегорске по месту жительства по адресам: <адрес> - с 27.02.1989 года по 25.12.1992 года; <адрес> – с 19.01.1993 года по 23.05.1995 года; <адрес> – с 23.05.1995 года по 28.04.2010 года; по месту пребывания по адресу: <адрес> – с 18.06.2010 года по 16.07.2010 года (л.д.6).
Решением Мончегорского городского суда от 16.03.2010 года прекращено право пользования Рожок Н.Ю. и Р.А.Н жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, постановлено выселить их из данного жилого помещения (л.д. 16-18).
Свидетель Р.С.И подтвердила факт постоянного проживания истца и ее несовершеннолетней дочери Р.А.Н в г. Мончегорске.
Таким образом, следует признать постоянным местом жительства Рожок Н.Ю. и ее несовершеннолетнего ребенка Р.А.Н г.Мончегорск Мурманской области.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, Конституциями и законами республик РФ.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 28.03.2008) «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ…» местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница – приют, дом маневренного фонда, специализированный дом для одиноких и престарелых, дом интернат для инвалидов и другие), а также иное жилое помещение.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Рожок Н.Ю. имела право обратиться с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в уполномоченный орган местного самоуправления г.Мончегорска, то есть, в Комитет имущественных отношений администрации г.Мончегорска, поскольку постоянно проживала в г.Мончегорске.
При этом, суд исходит из того, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких – либо прав и обязанностей и в силу части 2 статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Указанные положения отражены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (ред. от 28.03.2008)». Следовательно, граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства, обладают всеми правами иных граждан РФ.
Установлено, что 26 июля 2010 года Рожок Н.Ю. обратилась в Комитет имущественных отношений администрации г.Мончегорска с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», однако, данное заявление у нее принять отказались. Факт обращения Рожок Н.Ю. с вышеназванным заявлением подтверждается объяснениями истца, показаниями свидетеля Р.С.И, пояснившей, что документы у дочери в жилищном отделе принять отказались из-за отсутствия у нее справки о регистрации по месту жительства в г.Мончегорске, все иные документы дочерью предоставлялись; также факт обращения Рожок Н.Ю. с названным заявлением подтверждается и материалами дела (л.д.11, 28).
Из сообщения заместителя главы администрации города Б.М.П М.П. № от 26.08.2010 года следует, что вопрос о включении Рожок Н.Ю. в программу «Обеспечение жильем молодых семей» может быть рассмотрен после подтверждения, что постоянным местом жительства для нее является г.Мончегорск (л.д. 11).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что условия, обязательные для включения гражданина в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», за исключением регистрации по месту жительства в г.Мончегорске, у Рожок Н.Ю. соблюдены. Данный факт подтверждается также объяснениями истца, показаниями свидетеля Р.С.И Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Довод ответчика, что поскольку Рожок Н.Ю. не имеет регистрации по месту жительства в г.Мончегорске, то, следовательно, не имеет права состоять в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и после 01 января 2011 года будет снята с учета, судом отклоняется.
Согласно распоряжения администрации города от 02.03.2010 года № 76-р, Рожок Н.Ю. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации города (л.д. 9).
На момент обращения с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Рожок Н.Ю. не снята, и на момент обращения с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», то есть на 26 июля 2010 года, подтверждать свое право состоять в данной очереди Рожок Н.Ю. не была обязана.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что судом установлено, что постоянным местом жительством Рожок Н.Ю. в настоящее время является г. Мончегорск, суд приходит к выводу, что за Рожок Н.Ю. следует признать право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Рожок Н.Ю к Комитету имущественных отношений администрации города Мончегорска о признании права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы – удовлетворить.
Признать за Рожок Н.Ю право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, обязав Комитет имущественных отношений администрации города Мончегорска включить Рожок Н.Ю и ее несовершеннолетнего ребенка Р.А.Н, как молодую семью, в состав участников названной подпрограммы.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
СудьяЕ.С. Кальгина