Дело № 2-239-2011г.Изготовлено 18.04.2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск13 апреля 2011 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьиГамбарян Е.Л.,
при секретареХудяковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калюга Н.В. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, администрации города Мончегорска о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством…» и восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий,
у с т а н о в и л:
Калюга Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, администрации города Мончегорска о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством…» и восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
В обоснование требования указывает, что распоряжением Департамента промышленности, строительства и ЖКХ Мурманской области от 26.11.2004года она была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Однако была снята с учета, в связи с отсутствием у нее постоянной регистрации в Мурманской области с 25.10.2005года по 15.10.2010года. В указанный период она была зарегистрирована в городе Санкт-Петербурге, при этом она никуда из г. Мончегорска не переезжала, продолжала работать <данные изъяты> имела регистрацию по месту пребывания по адресу: г. Мончегорск, <адрес>
В связи с изложенным, просит признать за ней право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области восстановить ее в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретение жилья в другом регионе РФ со дня подачи заявления.
В судебном заседании Калюга Н.В. на иске настаивает, дополнив, что снималась она с регистрации по месту жительства в городе Мончегорске для осуществления приватизации комнаты в городе Санкт-Петербурге, в которой ранее проживала ее дочь. При этом, в настоящее время данная комната ею подарена дальним родственникам.
Ответчики - администрация города Мончегорска и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области в судебном заседании не присутствовали, представили отзывы на исковое заявление и заявления о рассмотрении дела без их участия. При этом, администрация города Мончегорска считает, что не является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов РФ, каковыми они не являются. Министерство строительства и территориального развития Мурманской области в своем отзыве указали, что с иском не согласны, полагая, что истец злоупотребила своим правом, поскольку ранее использовала регистрацию по месту жительства в городе Санкт-Петербурге с целью реализации своего права на приватизацию принадлежащей доли в коммунальной квартире.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее – Закон), данный Закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статьей 1 Закона предусмотрено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение).
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями, либо они подлежат снятию с учета.
На основании подпункта «б» пункта 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
В судебном заседании установлено, что 26.11.2004 года Калюга Н.В. была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами Мурманской области (л.д. 7). На основании распоряжения департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (в настоящее время – Министерство строительства и территориального развития Мурманской области) от 31.03.2008года №59 она была снята с указанного учета, в связи с отсутствием постоянной регистрации в Мурманской области (л.д.9). При этом, из справки ООО «Теплоэнергосервис» следует, что Калюга Н.В. 04.10.2005 года была снята с регистрационного учета в г. Мончегорске Мурманской области в связи с убытием в город Санкт-Петербург. При этом, в период с 25.10.2005года по 21.09.2010 года была зарегистрирована по месту пребывания в городе Мончегорске, <адрес> (л.д. 10). С 20.08.1983 года работает <данные изъяты> Мончегорска (л.д.11)
Из пояснений Калюга Н.В. следует, что регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге была необходима ей для приватизации доли в коммунальной квартире (комнаты), нанимателем которой была ее дочь, которая ранее уже воспользовалась своим правом на приватизацию другого жилого помещения. Право собственности Калюга Н.В. на 19/74 долей (комнату) в праве собственности на <адрес>, находящуюся в Санкт-Петербурге, <адрес>, было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга. В дальнейшем, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ данная комната подарена истцом ФИО3 (л.д.20).
Оценив в совокупности вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 1 и 2 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку для реализации права на приватизацию жилого помещения необходимо проживание по месту жительства гражданина в приватизируемом жилье, Калюга Н.В. с целью реализации своего права на приватизацию снялась с регистрационного учета в г. Мончегорске, и зарегистрировалась по месту жительства в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес>.
Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
В случае несоблюдения данных требований суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
При этом, установлено, что после реализации своего права на приватизацию жилого помещения в городе Санкт-Петербурге Калюга Н.В. обратилась в суд с иском о защите своего права на участие подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством…» и восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, обосновывая свои требования тем, что она фактически не меняла места жительства на город Санкт–Петербург, и проживала постоянно в городе Мончегорске Мурманской области.
Учитывая вышеизложенное, суд расценивает действия истца, направленные на защиту своего права на участие подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством…» как злоупотребление своим правом, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований суд считает необходимым отказать.
Довод истца о том, что она, будучи зарегистрированной по месту жительства в городе Санкт - Петербурге с 25.10.2005года по 15.10.2010года, фактически не выезжала на постоянное место жительства туда, а ее выезд носил временный характер, судом отклоняется как необоснованный.
Так Закон Российской Федерации РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ввел институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При этом уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
С учетом вышеизложенного, Калюга Н.В., уведомив органы регистрационного учета о выезде из города Мончегорска и регистрации по месту жительства в городе Санкт – Петербурге добровольно сделала выбор своего жительства по этому месту, а, следовательно, данная регистрация удостоверяет факт выезда из района Крайнего Севера на постоянное место жительства в другой регион страны.
Кроме того, регистрация Калюга Н.В. по месту пребывания в городе Мончегорске удостоверяет факт нахождения данного гражданина в указанный период времени в городе Мончегорске по месту пребывания, то есть факт временного нахождения ее в вышеуказанном месте.
Таким образом, требования истца о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством…» и восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, суд считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления Калюга Н.В. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, администрации города Мончегорска о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством…» и восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение 10 дней.
Судья:Е.Л. Гамбарян