об обязании выполнить ремонт дорожного покрытия дорог



Дело № 2-1516/2011                    полный текст изготовлен 28.10.2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск                                 26 октября 2011 года

         Мончегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Кальгиной Е.С.,

при секретаре Александровой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией, Муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска», Мончегорскому муниципальному унитарному предприятию «Городское благоустройство» об обязании выполнить ремонт дорожного покрытия дорог города Мончегорска, предназначенных для движения автомобильного транспорта,

Установил:

    Прокурор г.Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией (далее – администрация г.Мончегорска), Муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска» (далее – МУ УЖКХ), Мончегорскому муниципальному унитарному предприятию «Городское благоустройство» (далее – ММУП «Городское благоустройство») об обязании выполнить ремонт дорожного покрытия дорог города Мончегорска, предназначенных для движения автомобильного транспорта.

Свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения в г.Мончегорске 15 августа 2011 года выявлены участки проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения эксплутационное состояние которых не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93. Указывают, что в 2011 году между МУ УЖКХ, которому администрацией г.Мончегорска были делегированы полномочия по организации содержания дорог, и ММУП «Городское благоустройство» был заключен муниципальный контракт на выполнение ямочного ремонта дорог. Работы по ямочному ремонту в рамках контракта выполнены в полном объеме. Просят обязать ММУП «Городское благоустройство» и МУ УЖКХ солидарно исполнить обязанность по исправлению недостатков ненадлежащим образом выполненных ремонтных работ дорожного полотна по муниципальному контракту на следующих участках: <адрес>; а также включить в перечень объемов работ по муниципальному контракту автопроезд вдоль домов <адрес>, обязав администрацию г.Мончегорска профинансировать ремонт указанного участка дороги, а ММУП «Городское благоустройство» произвести ремонт дорожного покрытия. Также просят признать бездействие администрации г.Мончегорска, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию городских дорог в пределах г.Мончегорска и подведомственной территории, незаконным.

В судебное заседание ст.помощник прокурора г. Мончегорска Кузнецов И.Ю. представил уточненные исковые требования. Истец просит признать незаконными бездействие администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией, выразившееся в непринятии мер по поддержанию в текущем периоде 2011 года автомобильных дорог города Мончегорска в предельных значениях показателей, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, согласно стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках: <адрес> (от <адрес> до пересечения <адрес> с <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения <адрес> и <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения с <адрес> наб.). Обязать администрацию муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией и Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска в срок до 30 октября 2012 года привести эксплутационное состояния проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения города Мончегорска в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках: <адрес> (от <адрес> до пересечения <адрес> с <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения <адрес> и <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения с <адрес> наб.). Указывает, что 24 октября 2011 года повторно проведено обследование улично-дорожной сети г.Мончегорска, выявлены нарушения ГОСТа Р 50597-93 на вышеперечисленных участках дороги. В обоснование требований ссылается на ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст.12, 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», Устав муниципального образования г.Мончегорск, Устав МУ УЖКХ, ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

    Представитель ответчиков – администрация г.Мончегорска и МУ УЖКХ – Минина О.В. с иском не согласна. Указывает, что администрация г.Мончегорска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по организации содержания автомобильных дорог общего пользования в г.Мончегорске переданы МУ УЖКХ, которое осуществляет функции администратора дохода бюджетов, с функциями главного администратора, является получателем средств городского бюджета, предусмотренных на финансирование дорожной деятельности. Со стороны администрации бездействия в сфере дорожной деятельности нет. МУ УЖКХ также не согласно с иском, поскольку исполняет свои обязательства по содержанию дорог должным образом в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Представитель ММУП «Городское благоустройство» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещались должны образом.

Представитель ОГИБДД ОМВД по г.Мончегорску Морев М.С. исковые требования прокурора поддержал.

Выслушав истца, представителя ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Согласно подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257 – ФЗ), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257 – ФЗ дорожная деятельность –деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На основании ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. ФЗ от 19.07.2011 N 248-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ст.12 названного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с разделом 1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597 – 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11.10.1993 года № 221 (далее – Государственный стандарт) данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования Государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктами 3.1.1 Государственного стандарта установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1, согласно которой:

– повреждения покрытия для магистральных дорогих регулируемого движения, магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения и районного значения (группа дорог Б) не должны превышать 1,5 (3.5) кв.м на 1000 кв.м. и срок ликвидации этих повреждений составляет не более 7 суток.

– повреждения покрытия для улиц и дорог местного значения (группа дорог В) не должны превышать 2,5 (7) кв.м на 1000 кв.м. и срок ликвидации этих повреждений составляет не более 10 суток.

Пунктом 3.1.3 ГОСТ Р 50597 – 93 определены показатели ровности дорог групп Б и В, которые составляют соответственно – не более 9 и 14 (%, число просветов).

Согласно п. 3.1.2 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что автомобильные дороги: <адрес> (от <адрес> до пересечения <адрес> с <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения <адрес> и <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения с <адрес> наб.) являются муниципальными и находятся в собственности муниципального образования городской округ город Мончегорск с подведомственной территорией (далее – город Мончегорск). Названные автомобильные дороги переданы в оперативное управление МУ УЖКХ.

Как следует из акта проверки соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения (л.д.12-13, 14-71) от 15.08.2011, в ходе прокурорской проверки было установлено несоответствие дорожного покрытия требованиям ГОСТ ГОСТ Р 50597-93 на участках городских автомобильных дорог: <адрес>, на круговом движении в районе <адрес> в районе поворота с <адрес>; участок проезжей части в районе домов <адрес>; проезд вдоль <адрес>, до АЗС; проезд вдоль домов <адрес>, просадки, выкрошивание асфальта и неровности на данных участках дорог превышают предельно допустимые нормативы, для дорог группы Б и В, установленные п. 3.1.3 и таблицей 1 ГОСТ Р 50597-93.

Согласно акту совместного обследования улично-дорожной чети город Мончегорска ОГИБДД ОМВД по г.Мончегорску и прокуратуры г.Мончегорска от 25.10.2011 года, составленного в присутствии представителя МУ УЖКХ, в настоящее время проезжая часть автомобильных дорог на участках: <адрес>, не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, имеются просадки, многочисленные ямы. Так, отдельные ямы на этих участках дорог превышают размеры по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см, а площади повреждений на 1000 кв.м превышают 1,5 и 2,5 кв.м.

Таким образом, установлено, что недостатки и нарушения дорожного покрытия на указанных участках дорог не устранены, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93 о предельно допустимых нарушениях дорожного покрытия и сроках их устранения – от 7 до 10 суток.

При этом, ремонт проезжей части автомобильных дорог в рамках муниципального контракта № 2-2011 от 11.01.2011 года выполнен в полном объеме (л.д.39).

В связи с чем, суд приходит к выводу, что, имеющийся муниципальный контракт в силу недостаточных утвержденных в нем объемов ремонтных работ и бюджетного финансирования, не обеспечил надлежащее и соответствующее законодательству состояние дорожного покрытия на исследованных автомобильных дорогах в г. Мончегорске, в результате чего требования ст.ст. 3, 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» исполнены не были.

Выявленные нарушения в состоянии проезжей части автомобильных дорог не только создают неудобства движению автотранспорта, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан.

Согласно п.5 ст.13 Устава муниципального образования г. Мончегорск, принятого решением Совета депутатов муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией от 28 октября 2010 года № 81, к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

В силу ст. 44, п. 1.1 ст. 45 Устава муниципального образования г.Мончегорск, администрация города, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделена полномочиями, отнесенными к вопросам местного значения, предусмотренных ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.13 настоящего Устава, в том числе, в области дорожной деятельности и должна обеспечивать исполнение полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Согласно п.п.2.1, 2.2, 2.3, 2.23, 2.24 п.2, 3.6, 3.7, 3.11 п.3 ст.45 Устава, администрация городского округа в сфере бюджета, финансов и экономике принимает решение о подготовке проекта бюджета города, вносит проект бюджета в Совет, обеспечивает исполнение бюджета; утверждает порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения муниципального задания, а также решает вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности и создает муниципальные предприятия и учреждения, координирует их деятельность, определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий.

В силу Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании – городской округ город Мончегорск с подведомственной территорией, утвержденного решением Совета депутатов города Мончегорска от 02.09.2008 года № 56 (ст.18) разработка проекта бюджета города осуществляется администрацией города Мончегорска.

Решением Совета города Мончегорска от 24.12.2009 № 133 (с изм. от 28.01.2011) утверждена структура администрации города, в состав которой входит заместитель главы администрации города по вопросам транспорта и коммунального хозяйства.

Решением Совета города Мончегорска от 30.04.2010 года № 18 согласовано создание муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска», с учредителем – администрация города Мончегорска.

Постановлением администрации г.Мончегорска от 04.05.2010 года № 421 создано МУ УЖКХ, курирование и координацию деятельности которого осуществляет зам.главы администрации Емельянов В.И.

Данным постановлением также утвержден Устав МУ УЖКХ

Согласно п.п.1.1, 1.4, 1.11, 1.12, 1.13 Устава, МУ УЖКХ, является бюджетным учреждением и находится в введении исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации г. Мончегорска. Учредителем и собственником имущества Учреждения является город Мончегорск, от имени которого функции учредителя осуществляет администрация г.Мончегорска, являющаяся органом местного самоуправления. Учреждение является получателем средств, предусмотренных в бюджете города на содержание учреждения и реализацию возложенных на него функций. Учреждение исполняет свои обязательства в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств. Субсидиарную ответственность по обязательствам МУ УЖКХ несет собственник закрепленного за ним имущества.

В соответствии с п.2.4.2 Устава учреждение осуществляет организацию содержания автомобильных дорог общего пользования в г.Мончегорска.

Как следует из п.п. 3.1.2, 3.2.2, 5.1 Устава Учреждение планирует свою деятельность по согласованию с учредителем; предоставляет отчеты об использовании бюджетных средств управлению финансов администрации города Мончегорска. Высшим органом управления Учреждения является Учредитель.

Проанализировав приведенное законодательство, Устав МУ УЖКХ, суд считает, что довод администрации г.Мончегорска об отсутствии полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, подлежит отклонению.

Органом местного самоуправления в лице исполнительно-распорядительного органа администрации города в текущем периоде 2011 года не были исполнены в полном объеме предусмотренные законом обязанности по поддержанию эксплутационного состояния дорожного покрытия автомобильных дорог в г. Мончегорске и его ремонту в текущем периоде 2011 года.

Администрацией города, в рамках предоставленных полномочий, не были приняты надлежащие меры по контролю за состоянием дорожного покрытия на вышеназванных участках дорог; при согласовании муниципального контракта № 1-2011 от 11.01.2011 года уполномоченными должностными лицами администрации г.Мончегорска не принято исчерпывающих мер по контролю и координации МУ УЖКХ с целью включения действительных объемов ремонтных работ проезжей части дорог в размерах, соответствующих требованиям безопасности дорожного движения и ГОСТ Р 50597-93.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией, выразившееся в непринятии мер по поддержанию в текущем периоде 2011 года эксплутационного состояния проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения города Мончегорска в предельных значениях показателей, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, согласно стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках: <адрес> (от <адрес> до пересечения <адрес> с <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения <адрес> и <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения с <адрес> наб.), подлежит удовлетворению.

Также истцом заявлены требования об обязании ответчиков привести эксплутационное состояние участков автомобильных дорог: наб.Климентьева, <адрес>, в срок до 30 октября 2012 года в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотъемлемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Проанализировав полномочия администрации г.Мончегорска, как в сфере дорожной деятельности (контроль, координация, высшее управление деятельностью уполномоченной организации), так и в сфере бюджета, финансов и экономики (подготовка проекта бюджета, внесение его в Совет города с приложением необходимых документов и материалов, обеспечение исполнение бюджета города; принятие решение о размещении муниципальных заказов по заявкам от муниципальных заказчиков, разработка и утверждение конкурсной документации, документации об аукционах и т.п.), а также проанализировав полномочия МУ УЖКХ в сфере дорожной деятельности, которое, как следует из его Устава, исполняет свои обязательства, в том числе, организацию содержания автомобильных дорог общего пользования в г.Мончегорске, только в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, учитывая, что заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчиков в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, а именно, на принятие мер к приведению эксплутационного состояния проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения города Мончегорска в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на спорных участках, в соответствии с возложенными на каждого из ответчиков полномочиями, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в указанной части.

Ответчик ММУП «Городское благоустройство» подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности, в связи с отсутствием заявленных к нему исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией, Муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска» об обязании выполнить ремонт дорожного покрытия дорог города Мончегорска, предназначенных для движения автомобильного транспорта – удовлетворить.

Признать незаконными бездействие администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией, выразившееся в непринятии мер по поддержанию в текущем периоде 2011 года эксплутационного состояния проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения города Мончегорска в предельных значениях показателей, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, согласно стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках: <адрес> (от <адрес> до пересечения <адрес> с <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения <адрес> и <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения с <адрес> наб.).

Обязать администрацию муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией и Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска в срок до 30 октября 2012 года принять меры по приведению эксплутационного состояния проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения города Мончегорска в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках: <адрес> (от <адрес> до пересечения <адрес> с <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения <адрес> и <адрес> (от перекрестка <адрес> с <адрес> до пересечения с <адрес> наб.).

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                        Е.С. Кальгина