о взыскании задолженности по платежам в бюджет



Дело № 2-1694-2011г.                             Изготовлено 12.12.2011г.

Решение

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск                                            07 декабря 2011 года

         Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи                                           Гамбарян Е.Л.,

при секретаре                                                          Худяковой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области к Паужа О.З. о взыскании задолженности по платежам в бюджет,

у с т а н о в и л :

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области (далее – инспекция ФНС по г. Мончегорску) обратилась в суд с иском к Паужа О.З. о взыскании задолженности по платежам в бюджет.

В обоснование требования указывает, что в результате выездной налоговой проверки выявлено, что Паужа О.З. получила наследство в виде ценных бумаг .... которые реализовала в 2008-2009 годах на общую сумму 530940 руб. При этом, ни налоговыми агентами не был исчислен и удержан налог на доходы физических лиц ( далее – НДФЛ), ни Паужа О.З. самостоятельно данный налог не уплатила, что привело к занижению налогооблагаемой базы по НДФЛ, и неуплате налога в бюджет в 2008, 2009 годах на общую сумму 69022 руб. После выявленного ответчик частично уплатила НДФЛ в размере 45500 руб., задолженность по данному налогу составила 21522 руб.

Ссылаясь на ст.ст. 31, 48, 101, 105 НК РФ инспекция ФНС по г. Мончегорску просят взыскать с ответчика задолженность по платежам в бюджет в общей сумме 57541,35 руб., в том числе НДФЛ - 21522 руб., пени по НДФД – 10608,35 руб., а также за неуплату налога на доходы физических лиц за 2008-2009 годы и не предоставление налоговых деклараций за 2008, 2009 годы в установленный срок, штраф, предусмотренный п. 1ст. 122 НК РФ– 4704,40руб., штраф, предусмотренный ст. 119 НК РФ -20706,60 руб.

В судебном заседании представители истца - Казакова А.С., Храмов В.В. уменьшили сумму исковых требований, а именно, просят взыскать с ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 17522 руб., поскольку ответчик частично оплатил данный налог, а также просят взыскать пени за период с 28.06.2011года по 07.12.2011года в размере 10737,36 руб., штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ– 4704,40руб., штраф, предусмотренный ст. 119 НК РФ - 20706,60 руб. Пояснили, что при вынесении решения о привлечении ответчика к налоговой ответственности документов, свидетельствующих о наличии у Паужа О.З. смягчающих обстоятельств, не было представлено, в связи с чем, размеры штрафов были назначены без учета смягчающих обстоятельств.

           Ответчик Паужа О.З. с измененными требованиями согласна частично. Не возражает против требования об уплате задолженности по налогу, пени. При этом просит снизить размер штрафов с учетом ее материального положения. Пояснила, что является неработающим пенсионером, получает пенсию в размере 10553,81 руб., работать не может по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста. Также просит учесть, что допустила налоговые нарушения неумышленно, в связи с незнанием требований Закона.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы данного дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.

    Согласно части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

    В соответствие с частью 1 статья 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами, предусмотрены ст. 214.1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ, при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок учитываются доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Налоговая база определяется налоговым агентом по окончании налогового периода.

Исчисление, удержание и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода, а также до истечения налогового периода или до истечения срока действия договора в пользу физического лица в порядке, установленном настоящей главой.

    Как следует из пункта 4 части 1 статье 228, частей 3 и 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

В связи с чем, они обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 настоящего Кодекса, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Как установлено в судебном заседании, на основании решения начальника инспекции ФНС по г. Мончегорску от 19.05.2011 года №611 была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов гражданки Паужа О.З. за период с 01.01.2008 года по 31.12.2009 года.

В результате проверки было выявлено, что в 2008-2009 годах Паужа О.З. были реализованы ценные бумаги в количестве 189 штук на общую сумму 530940 руб. полученные ею в наследство, что подтверждается свидетельством о праве на наследство от 16.12.2002 года, договором №.... от 27.05.2008 года, заключенным с ФИО5, договорами №.... и №.... от 26.03.2009 года, заключенными с ФИО6, расписками о получение денежных средств (л.д. 41-45,53). При этом, налоговые агенты П.А.Н. и Р.В.Н. при выплате вышеуказанного дохода ответчику налог на доходы физических лиц не исчислили и не удержали.

Таким образом, Паужа О.З. обязана была исчислить самостоятельно налог на доходы физических лиц и уплатить его в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором был получен доход. Однако данную обязанность она не исполнила, что привело к занижению налогооблагаемой базы по НДФЛ за 2008 - 2009 годы на общую сумму 530940 руб. и неуплате налога в бюджет в сумме 69022 руб., в том числе, за 2008 г. - 43958 руб., за 2009 г. – 25064 руб.

    В настоящее время ответчиком обязанность по уплате НДФЛ за 2008 - 2009 г.г. исполнена частична в сумме 51500 рублей, оставшаяся сумма задолженности по НДФЛ составила 17522 руб., которая подлежит взысканию с Паужа О.З. в полном объеме.

Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сборов, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    Инспекцией ФНС по г. Мончегорску 16.06.2011 года у налогоплательщика Паужа О.З. выявлена недоимка по НДФЛ в размере 23522 руб., о чем свидетельствует уведомление о выявлении недоимки № 1151 (л.д. 12).

В связи с тем, что налог не был уплачен в установленный законом срок, в адрес Паужа О.З. 21.07.2011 было направлено требование об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 20.07.2011 года (л.д. 11, 14-15). Поскольку до настоящего времени ответчиком задолженность по НДФЛ погашена не полностью, на сумму задолженности начислена пеня за период с 28.06.2011года по 07.12.2011года в размере 10737 руб. Размер пени ответчиком не оспаривается, и соответственно, подлежит взысканию с Паужа О.З.

По требованию о взыскании с ответчика штрафов суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 настоящего Кодекса, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Согласно статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет штраф в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, и не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В соответствии с п.1 статьи 122 неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Статьей 112 Налогового кодекса РФ установлен перечень обстоятельств смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, такие как: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Согласно пункту 2 данной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В соответствии с частью 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Таким образом, законодателем установлен минимальный предел для уменьшения размера штрафа (не менее чем в два раза), тогда как максимальный предел такого уменьшения не предусмотрен.

           Как установлено в судебном заседании Паужа О.З. в нарушение п.1 ст. 229 НК РФ не предоставила в установленный срок, а именно, до 30 апреля 2009 года и до 30 апреля 2010 года, налоговые декларации за 2008-2009 г.г., в связи с чем, решением начальника инспекции ФНС по г. Мончегорску № 39 от 27.06.2011 г.(л.д. 24-31) она привлечена к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 20706,60руб.

        Расчет размера штрафа представлен истцом в заявлении, проверен судом, возражений ответчика по данному расчету не имеется.

    Кроме того, Паужа О.З. решением начальника инспекции ФНС по г. Мончегорску № 39 от 27.06.2011 г.(л.д. 24-31) была привлечена к налоговой ответственности по п. 1 статьи 122 НК РФ, а именно, за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы. Размер штрафа налоговым органом установлен в 4704,40 руб.( 23522 руб.х 20%).

    Также судом установлено, что Паужа О.З. является пенсионером по старости, не работает, размер ее пенсии составляет 10553,81 руб. в месяц, после оплаты жилищно-коммунальных услуг, ее доход в месяц составляет менее прожиточного минимума для пенсионера в Мурманской области, что свидетельствует о тяжелом материальном положении (л.д. 81, 83-86).

Принимая во внимания данные обстоятельства, а также то, что на день вынесения решения суда большая часть задолженности ответчиком погашена, суд считает возможным снизить размер взыскиваемого штрафа в два раза, и взыскать с ответчика штраф в общей сумме ( 20706,60 руб. + 4704,40руб.) х ....) 12705,50 руб.

        Также согласно п.1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика судом взыскивается государственная пошлина в федеральный бюджет пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в размере 1428,95 руб.

        Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                                Р Е Ш И Л :

Исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области к Паужа О.З. о взыскании задолженности по платежам в бюджет – удовлетворить частично.

Взыскать с Паужа О.З. налог на доходы физических лиц (получатель платежа: УФК Минфина РФ по Мурманской области; Налоговый орган: ИНН/КПП 5107010515/510701001 ИФНС России по г. Мончегорску; счёт № 40101810000000010005; ГРКЦ ГУ Банк России по Мурманской области г. Мурманск; БИК 044705001; ОКАТО 47415000000) в размере 17522 (семнадцать тысяч пятьсот двадцать два) рубля (с перечислением на КБК 18210102021011000110), пени в размере 10737 (десять тысяч семьсот тридцать семь) рублей 36 копеек (с перечислением на КБК 18210102021012000110), штраф в общей сумме 12705 (двенадцать тысяч семьсот пять) рублей 50 копеек.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Паужа О.З. в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1428 (одна тысяча четыреста двадцать восемь) рублей 95 копеек.

    Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение десяти дней.

      Судья:                                                                                                          Гамбарян Е.Л.