о признании незаконным бездействия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления



Дело № 2-1099/2012 Изготовлено 10 августа 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск                              06 августа 2012 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Кораевой В.Б.,

при секретаре Ихилове О.Н.,

с участием помощника прокурора Зануздаевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Мончегорска о признании незаконным бездействия исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления,

                    установил:

Прокурор г.Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления – администрации города Мончегорска в части непринятия до 01.06.2012 мер по разработке и утверждению правил благоустройства территории муниципального образования городской округ город Мончегорск с подведомственной территорией.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Мончегорска в соответствии с заданием прокуратуры Мурманской области проведена проверка принятия органами местного самоуправления города Мончегорска Правил благоустройства территории муниципального образования и приведения муниципальных правовых актов в сфере благоустройства в соответствие с новыми положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В ходе проверки установлено, что в нарушение законодательства РФ Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ город Мончегорск с подведомственной территорией до настоящего времени органами местного самоуправления города Мончегорска не приняты.

Ссылаясь на пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ), ч. 1 ст. 45, ст. 254 ГПК РФ просит признать незаконным бездействие исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Мончегорска в части непринятия до 01.06.2012 мер по разработке и утверждению правил благоустройства территории муниципального образования городской округ город Мончегорск с подведомственной территорией, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения. Обязать исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрацию города Мончегорска в срок до 01.10.2012 утвердить Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ город Мончегорск с подведомственной территорией.

В судебном заседании помощник прокурора г. Мончегорска Зануздаева М.А. на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что органы местного самоуправления города Мончегорска должны были принять правила благоустройства территории городского округа в срок до 1 июня 2012 года. Администрацией города Мончегорска в результате непринятия указанных правил не решается один из вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции.

Представитель администрации г. Мончегорска Ульянова М.А. (по доверенности) и представитель МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Мончегорска» Минина О.В. (по доверенности) с требованиями не согласны, не оспаривая факт неприятия Правил благоустройства территории городского округа в установленный законом срок, ссылаются на отсутствие бездействия органа местного самоуправления, наличие объективных причин длительности согласования указанного нормативно – правового акта: его объем, значимость. При этом указали, что в настоящее время Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией (далее Правила) разработаны и прошли процедуру согласования со структурными подразделениями администрации города, в кратчайший срок будут направлены для прохождения антикоррупционной экспертизы. Учитывая особую значимость принимаемого муниципального правого акта, а также в соответствии с п.3 ст. 28 ФЗ от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указанные Правила должны выноситься на публичные слушания, что повлекло увеличение сроков их принятия. После прохождения антикоррупционной экспертизы проект муниципального правого акта будет вынесен на публичные слушания. Дополнительно пояснили, что в настоящее время на территории муниципального образования действуют Правила внешнего благоустройства города Мончегорска и поселений, административно подчиненных администрации города, утвержденные Постановлением администрации г. Мончегорска №238 от 13.05.1998г.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях реализации положений пунктов 19 и 21 части 1 статьи 14, пунктов 25 и 27 части 1 статьи 16, пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) органы местного самоуправления в течение пяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принимают либо приводят в соответствие с указанными положениями нормативные правовые акты, касающиеся благоустройства территорий. Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 года (часть 1 статьи 9 Федерального закона).

В силу положений пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Из установленного следует, что органы местного самоуправления города Мончегорска должны были принять правила благоустройства территории городского округа в срок до 1 июня 2012 года.

Администрацией города Мончегорска в результате непринятия правил благоустройства территории муниципального образования не решается один из вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Отсутствие (неприведение в соответствие с внесенными №361-ФЗ изменениями) правил благоустройства территории, не позволяет установить единый для всей территории муниципального образования порядок организации благоустройства и озеленения территории, очистки и уборки территории, что нарушает интересы граждан, проживающих в городе Мончегорске.

В связи с изложенным, требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Довод представителей заинтересованных лиц об отсутствии бездействия органа местного самоуправления, принятии мер к разработке и согласованию правового акта, наличие объективных причин длительности согласования указанного документа, его объем и значимость, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно пункту 4.19 статьи 45 Устава муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией администрация города в сфере городского хозяйства осуществляет полномочия по организации благоустройства и озеленения территории городского округа.

Таким образом, учитывая, что органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесена организация благоустройства городского округа, не учтены обстоятельства, послужившие несвоевременному выполнению требования Федерального закона, в том числе длительность согласовании и объем принимаемого правового акта, нельзя признать, что органом проявлена та мера ответственности и осмотрительности, которая способствовала бы своевременному выполнению требований закона, следовательно, имело место бездействие.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Признать незаконным бездействие исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления – администрации города Мончегорска в части непринятия до 01 июня 2012 года мер по разработке и утверждению правил благоустройства территории муниципального образования городской округ город Мончегорск с подведомственной территорией.

Обязать исполнительно – распорядительный орган местного самоуправления – администрацию города Мончегорска в срок до 01 октября 2012 года утвердить Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ город Мончегорск с подведомственной территорией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца после принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                             В.Б. Кораева