Дело № 2-1125/2012 Мотивированный текст изготовлен 07.09.2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 03 сентября 2012 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Двойнишниковой И.Н.,
при секретаре Карулиной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стреж Е.Н. Государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения города Мончегорска о признании права на получение пособия по безработице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу,
установил:
Стреж Е.Н. обратился в суд с иском к Государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения города Мончегорска (ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска) об оспаривании решения о назначении пособия по безработице в размере минимальной величины. В обоснование требования указал, что имеет статус лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При постановке на учет в ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска в качестве безработного 04.07.2012 ему было отказано в назначении пособия в размере, предусмотренном п. 5 ст. 9 Федерального закона РФ № 159 -ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с тем, что в 2008 году, он, являясь несовершеннолетним воспитанником детского дома был трудоустроен в свободное от учебы время. На основании приказа №195ПП/12 от 13.07.2012 ему назначено пособие по безработице на период с 04.07.2012 по 03.01.2013 в размере минимальной величины пособия в размере .... рублей. С данным решением не согласен, поскольку в период работы он являлся воспитанником детского дома, работал в свободное от учебы время в рамках муниципальной программы по направлению службы занятости, трудовой договор не заключал, не подписывал приказы о приеме на работу и увольнении. Просил признать решение ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска незаконным и обязать ответчика назначить ему пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу.
В судебном заседании истец уточнил требования, просил признать за ним право на получение пособия по безработице с 04.07.2012 в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнил, что трудовая книжка ему была оформлена детским домом в 2012 году, последствия временного трудоустройства в свободное от учебы время ему никто не разъяснял.
Представитель ответчика ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска Дидоренко О.В. возражала против удовлетворения иска. Указала, что в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к впервые ищущим работу относятся граждане ранее не работавшие. Стреж Е.Н., являясь несовершеннолетним воспитанником детского дома, в 2008 году был трудоустроен в рамках муниципальной программы в свободное от учебы время. Периоды трудовой деятельности истца в детском доме включаются в его трудовой стаж, в связи с чем, он не может являться лицом, впервые ищущим работу и на него не может распространяться п. 5 ст. 9 ФЗ от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом не отрицала, что Стреж Е.Н. относится к категории граждан, требующей повышенной социальной защиты и государственной поддержки. В случае удовлетворения иска просила уменьшить судебные расходы, ссылаясь на то, что Центр занятости населения является государственным бюджетным учреждением.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 и п.3 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2010 № 847н, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Вышеуказанный Закон к впервые ищущим работу относит граждан ранее не работавших.
Пунктом 5 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного лицам из числа детей-сирот выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
По информации Мурманскстат от 22.06.2012, представленной в ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска, средняя заработная плата одного работающего в Мурманской области за апрель 2012 года составила ..... – данный размер следует применять с 01.07.2012 только для признанных в установленном порядке безработными впервые ищущих работу детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д. 34).
Решением Совета депутатов муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией от 19.10.2006 № 86 утверждена муниципальная программа «Занятость молодежи города Мончегорска на 2007-2010 годы», которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение занятости молодежи, ее профессиональную ориентацию и адаптацию к трудовой деятельности.
Реализация Программы предполагает тесное взаимодействие между администрацией города, Центром занятости, учебными заведениями, предприятиями и организациями города и другими субъектами рынка труда.
Одним из основных направлений содействия занятости молодежи является социально-трудовая адаптация молодежи, которое предусматривает трудоустройство учащейся несовершеннолетней молодежи на время летних каникул и в свободное от учебы время на специально созданные временные рабочие места, отдавая приоритетное право слабозащищенным категориям молодежи.
Основными финансовыми источниками в реализации мероприятий программы являются средства федерального бюджета, бюджета города, внебюджетные источники.
В целях реализации указанной программы между администрацией г. Мончегорска, ГОУ ЦЗН г. Мончегорска, Управлением образования г. Мончегорска и МОУ Детский дом № 1 заключен договор № ЛК – 01/03 от 14.03.2008 об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет во время летних каникул и в свободное от учебы время (л.д. 26-29).
Размер заработной платы по вышеуказанному договору определяется исходя из фактически отработанного времени из расчета .... руб. 99 коп. при 20-часовой рабочей неделе на каждого несовершеннолетнего. Центр занятости населения оказывает материальную поддержку несовершеннолетним, принятым на временные работы в период летних каникул и в свободное от учебы время из расчета .... руб. на каждого несовершеннолетнего за полный отработанный календарный месяц (л.д. 28,39).
В судебном заседании установлено, что Стреж Е.Н., <дд.мм.гггг> года рождения, имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.6-8, 21).
Согласно приказу № 7 от 21.04.2008 .... на основании договора с ЦЗН № ЛК – 01/03 от 14.03.2008, Стреж Е.Н., являясь несовершеннолетним воспитанником .... был принят на работу в свободное от учебы время с 22.04.2008 по 21.05.2008 на должность .... (л.д. 30).
Приказом № 9 от 05.05.2008 .... Стреж Е.Н. уволен 21.05.2008 (л.д. 31).
Согласно приказу № 17 от 06.08.2008 ...., на основании договора с ЦЗН № ЛК – 01/03 от 14.03.2008, Стреж Е.Н., являясь несовершеннолетним воспитанником .... был принят на работу в свободное от учебы время с 07.08.2008 (л.д. 32).
Приказом № 22 от 02.09.2008 .... Стреж Е.Н. уволен с 06.09.2008 (л.д. 33).
На имя Стреж Е.Н. Муниципальным образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом №.... г. Мончегорска 22.04.2008 оформлена трудовая книжка, в которую внесены записи о выполнении данных работ (л.д. 9-11).
По сведениям, представленным 21.08.2012 .... г. Мончегорска С.И.В., трудовые договора со Стреж Е.Н. на выполнение вышеуказанных работ не заключались, трудовая книжка на имя истца была оформлена только в 2012 году и выдана ему на руки (л.д. 41).
В ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска в целях поиска подходящей работы Стреж Е.Н. впервые лично с предъявлением паспорта и диплома об образовании обратился 04.07.2012, что представителем ответчика не отрицалось.
На основании приказа УГСЗН Мурманской области ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска от 13.07.2012 № 195 ДТ/12 Стреж Е.Н. с 04.07.2012 в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» признан безработной (л.д. 12).
Согласно приказу УГСЗН Мурманской области ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска от 13.07.2012 № 195 ПП/12 Стреж Е.Н. в соответствии со ст.ст. 30-34 Закона РФ «О занятости населения в РФ» установлена продолжительность выплаты пособия с 04.07.2012 по 03.01.2012 в размере минимальной величины 1190 руб. (л.д. 13).
Анализируя изложенное, суд полагает, что Стреж Е.Н., являясь несовершеннолетним, имеющим статус лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвуя в муниципальной программе временного трудоустройства по направлению службы занятости, не может быть отнесен к категории «занятые», поскольку эта программа изначально не нацелена на решение проблемы занятости или сокращения безработицы. В первую очередь программа направлена на решение социальных задач, связанных адаптацией детей-сирот в новой социальной среде (трудовом коллективе), с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними и др.
Не находя оснований считать указанные работы несовершеннолетнего Стреж Е.Н. трудовыми отношениями суд принимает во внимание, что трудовой договор с истцом не заключался, не было определено место работы, трудовая функция, режим рабочего времени и отдыха и т.п.
Доказательств того, что Стреж Е.Н. в установленном порядке лично до 04.07.2012 обращался в государственный орган занятости населения в целях поиска работы суду не представлено, список несовершеннолетних воспитанников детского дома, желающих работать, предоставлял детский дом.
Таким образом, оснований считать Стреж Е.Н. ранее работавшим и ранее обращавшимся в целях поиска подходящей работы в государственный орган занятости населения, не имеется.
При установленных обстоятельствах суд полагает, что Стреж Е.Н. должен быть признан безработным, впервые ищущим работу, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющим право на выплату пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Возражения представителя ответчика не могут быть приняты судом в качестве основания для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Стреж Е.Н. к Государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения города Мончегорска о признании права на получение пособия по безработице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу - удовлетворить.
Признать за Стреж Е.Н. право на получение пособия по безработице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу.
Обязать Государственное областное бюджетное учреждение Центр занятости населения города Мончегорска назначить Стреж Е.Н. с 04.07.2012 пособие по безработице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения города Мончегорска в пользу Стреж Е.Н. расходы по уплате госпошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста.
Судья подпись И.Н. Двойнишникова