о признании права на получение пособия по безработице



Дело № 2-1244/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск 24 сентября 2012 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Тихоновой Ж.В.,

при секретаре Ихилове О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скорюковой Е.А. к Государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения города Мончегорска о признании права на получение пособия по безработице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу,

установил:

Скорюкова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения города Мончегорска (ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска) об оспаривании решения о назначении пособия по безработице в размере минимальной величины. В обоснование требования указала, что имеет статус лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При постановке на учет в ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска в качестве безработного 26.06.2012 ей было отказано в назначении пособия в размере, предусмотренном п. 5 ст. 9 Федерального закона РФ № 159 -ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с тем, что в 2008 году, она, являясь несовершеннолетней, была трудоустроена в свободное от учебы время. На основании приказа №.... от 06.07.2012 ей назначено пособие по безработице на период с 26.06.2012 по 25.12.2012 в размере минимальной величины пособия в размере .... рублей. С данным решением не согласна поскольку в период работы она являлась учащийся .... г. Мончегорска, работала во время летних каникул, в свободное от учебы время в рамках муниципальной программы по направлению службы занятости. Просила признать решение ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска незаконным и обязать ответчика назначить ей пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу.

В судебном заседании истица уточнила требования, просила признать за ней право на получение пособия по безработице с 26.06.2012 в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнила, что последствия временного трудоустройства в свободное от учебы время ей никто не разъяснял, в период временной работы он являлась учащийся общеобразовательной школы, находилась под опекой своей бабушки.

Представитель ответчика ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска Дидоренко О.В. возражала против удовлетворения иска. Указала, что в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к впервые ищущим работу относятся граждане ранее не работавшие. Скорюкова Е.А. в 2008 году была трудоустроена в рамках муниципальной программы во время летних каникул. Периоды трудовой деятельности истицы в свободное от учебы время включаются в трудовой стаж, в связи с чем она не является лицом, впервые ищущим работу и на неё не может распространяться п. 5 ст. 9 ФЗ от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом не отрицала, что Скорюкова Е.А. относится к категории граждан, требующей повышенной социальной защиты и государственной поддержки. В случае удовлетворения иска просила уменьшить судебные расходы, ссылаясь на то, что Центр занятости населения является государственным бюджетным учреждением.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 и п.3 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2010 № 847н, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Пунктом 5 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного лицам из числа детей-сирот выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

В судебном заседании установлено, что Скорюкова Е.А., <дд.мм.гггг> года рождения, имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10).

В ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска в целях поиска подходящей работы Скорюкова Е.А. впервые лично с предъявлением паспорта обратилась 26.06.2012г.

На основании приказа УГСЗН Мурманской области ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска от 06.07.2012 №.... Скорюкова Е.А. с 26.06.2012г. в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» признана безработной (л.д. 8).

Согласно приказу УГСЗН Мурманской области ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска от 06.07.2012 №.... Скорюковой Е.А. в соответствии со ст.ст. 30-34 Закона РФ «О занятости населения в РФ» установлена выплата пособия в период с 26.06.2012 по 25.12.2012г. в размере минимальной величины 1190 руб. (л.д. 9).

Согласно данным Мурманскстат от 22.06.2012г. средняя заработная плата работающего в Мурманской области за апрель 2012 года составила ....., данный размер следует применять с 01.06.2012 только для признанных в установленном порядке безработными впервые ищущих работу детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д.28).

Решением Совета депутатов муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией от 19.10.2006 № 86 утверждена муниципальная программа «Занятость молодежи города Мончегорска на 2007-2010 годы», которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение занятости молодежи, ее профессиональную ориентацию и адаптацию к трудовой деятельности.

Реализация Программы предполагает взаимодействие между администрацией города, Центром занятости, учебными заведениями, предприятиями и организациями города и другими субъектами рынка труда.

Одним из основных направлений содействия занятости молодежи является социально-трудовая адаптация молодежи, которое предусматривает трудоустройство учащейся несовершеннолетней молодежи на время летних каникул и в свободное от учебы время на специально созданные временные рабочие места, отдавая приоритетное право слабозащищенным категориям молодежи.

Основными финансовыми источниками в реализации мероприятий программы являются средства федерального бюджета, бюджета города, внебюджетные источники.

В целях реализации указанной программы между администрацией г. Мончегорска, ГОУ ЦЗН г. Мончегорска, .... был заключен договор №.... от 14.03.2008г. Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних во время летних каникул и в свободное от учебы время (л.д. 21-24).

Размер заработной платы по вышеуказанному договору определяется исходя из фактически отработанного времени из расчета .... при 20-часовой рабочей неделе на каждого несовершеннолетнего. Центр занятости населения оказывает материальную поддержку несовершеннолетним, принятым на временные работы в период летних каникул и в свободное от учебы время из расчета ..... на каждого несовершеннолетнего за полный отработанный календарный месяц (л.д. 25).

В летний период 2008г. Скорюкова Е.А. являлась учащейся .... г. Мончегорска (л.д. 33).

Согласно приказу №.... от 29.05.2008г. ...., на основании договора с №.... от 14.03.2008г., Скорюкова Е.А., являясь несовершеннолетней учащейся .... была принята на работу в свободное от учебы время с 02.06.2008 по 30.06.2008 на должность подсобной рабочей (л.д. 18).

Приказом №....к от 26.06.2008 ...., Скорюкова Е.А. уволена в связи с истечением срока трудового договора с 30.06.2009 (л.д. 19).

В период работы в .... Скорюкова Е.А. получила заработную плату в размере ..... (л.д.17).

Таким образом, из установленного следует, что полученное истцом за период его работы денежное вознаграждение в большей степени состояло из материальной поддержки, оплаченной ни работодателем, а ЦЗН из средств федерального бюджета.

По сообщению ...., трудовая книжка на имя Скорюковой Е.А. не заводилась.

Анализируя изложенное, суд полагает, что Скорюкова Е.А., в период работы в .... являясь несовершеннолетней и имеющей статус лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвуя в муниципальной программе временного трудоустройства по направлению службы занятости, не может быть отнесена к категории «занятые», поскольку эта программа изначально имеет своей целью социально-трудовую адаптацию молодежи на время летних каникул и в свободное от учебы время на специально созданных временных рабочих местах и не нацелена на решение проблемы занятости или сокращения безработицы. В первую очередь программа направлена на решение социальных задач, связанных адаптацией детей-сирот в новой социальной среде (трудовом коллективе), с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними и пр. Соответственно, при установленных обстоятельствах, суд не может признать временное трудоустройство истицы в период её несовершеннолетия, как основание для лишения гарантий, установленных, как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доказательств того, что Скорюкова Е.А. в установленном порядке лично до 26.06.2012г. обращалась в государственный орган занятости населения в целях поиска работы суду не представлено, вместе с тем, установлено, что ранее (до 26.06.2012г.) безработной истица не признавалась.

При установленных обстоятельствах суд полагает, что Скорюкова Е.А. должна быть признана безработной, впервые ищущей работу, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющей право на выплату пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей, оснований для снижения ответчику расходов, понесенных истцом при подаче иска, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Скорюковой Е.А. к Государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения города Мончегорска о признании права на получение пособия по безработице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу - удовлетворить.

Признать за Скорюковой Е.А. право на получение пособия по безработице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу.

Обязать Государственное областное бюджетное учреждение Центр занятости населения города Мончегорска назначить Скорюковой Е.А. с 26.06.2012 пособие по безработице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения города Мончегорска в пользу Скорюковой Е.А. расходы по уплате госпошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца.

Судья подпись Ж.В. Тихонова

Копия верна

Судья Ж.В. Тихонова