Дело Номер обезличен г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИп. Молоково Дата обезличена года
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Глебова С.А.
при секретаре ФИО1
с участием заместителя прокурора Молоковского района Кудрявцевой Л.В.
ответчиков: представителя администрации муниципального образования «ФИО11» ФИО3,
районного отдела образования администрации ...
ФИО4,
муниципального образовательного учреждения «ФИО12» ... ФИО6
третьего лица- представителя ОГИБДД ОВД по ...у ФИО8
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Молоковского района, поданным в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «ФИО13», районному отделу образования администрации ..., муниципальному образовательному учреждению «ФИО14 ... о запрете использования ФИО15 микроавтобусов Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен и Номер обезличен, предназначенных для перевозки детей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Молоковского района обратился в суд с исками к администрации муниципального образования «ФИО16», районному отделу образования администрации ..., муниципальному образовательному учреждению ФИО17 ... о запрете использования ФИО18 микроавтобусов Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен и автобуса Номер обезличен, в связи с их несоответствием требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района совместно с ОГИБДД по ... проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части использования общеобразовательными учреждениями района автотранспорта, предназначенного для перевозки детей.
Согласно информации администрации ... для подвоза детей в ФИО19 используются микроавтобусы Номер обезличен, Номер обезличен, владельцем которых является районный отдел образования администрации ..., микроавтобус Номер обезличен, распоряжением заместителя главы администрации ... Номер обезличенр от Дата обезличена г. принятый в муниципальную собственность и переданный на баланс методического кабинета районного отдела образования и автобус Номер обезличен, закрепленный за ФИО20
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 данного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии со ст.ст. 16 и 20 данного Федерального закона, техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортное средство. Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации, при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Единый порядок движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения.
В п. 22.9 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 закреплено положение о том, что перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров, согласно п. 5.2.4 которого владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 года № 101, распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети РФ, и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей.
В ходе проведенной проверки установлено, что при эксплуатации микроавтобусов Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, и Номер обезличен, нарушены требования ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
Так, в микроавтобусах Номер обезличен, Номер обезличен и Номер обезличен, в нарушение требований п.п. 4.2.3 и 4.2.5 данного стандарта, сиденья не обращены вперед по ходу автобуса и в задней их части не предусмотрен отсек и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв. м и не менее 20 куб. дм на каждое место пассажира.
Край сиденья, который обращен к проходу, не имеет подлокотник или поручень, тем самым нарушены требования п. 4.3.8 стандарта.
Не соблюдаются требования п. 4.4.3 данного стандарта, которые устанавливают требования для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей, согласно которого высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), либо применена система опускания и (или) наклона пола. Высота последующих ступенек должна быть не более 20 см, глубина ступенек должна быть не менее 20 см.
Пункт п. 4.4.6.3 стандарта устанавливает, что высота расположения поручней или ручек должна составлять от 60 до 110 см от поверхности дороги или от поверхности каждой ступеньки, что в данном случае нарушено.
В нарушение требований п. 4.5.5 ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» микроавтобусы не оборудованы устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях.
В нарушение требований п. 4.5.6, микроавтобусы не оборудованы освещением проемов служебных дверей, позволяющим водителю видеть вход и выход детей в (из) автобус(а) в любое время суток.
В нарушение п. 4.5.9 стандартов сиденья микроавтобусов не оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления.
В нарушение п. 4.5.15, в каждом поперечном ряду сидений не предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке".
Не соблюдаются требования п.п. 4.5.16 и 4.5.17, согласно которых рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей и внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.
В нарушение п.п. 4.5.19 и 4.5.20 спереди и сзади микроавтобусов не установлены опознавательные знаки "Перевозка детей" и они не оснащены устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом. А на микроавтобусе Номер обезличен на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса не нанесены контрастные надписи "ДЕТИ," прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты, и в нарушение требований п.4.5.24 кузов не имеет окраску желтого цвета.
В автобусе ПАЗ 32053-70 гос.номер Р 734 КТ 69, в нарушение требований п.п.4.2.3, 4.5.19 и 4.5.25, сиденья не обращены вперед по ходу автобуса, спереди и сзади не установлены опознавательные знаки «Перевозка детей» и он не оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.
Дата обезличена года прокурорам района в адрес главы администрации района внесено представление с требованием привести автотранспорт, предназначенный для перевозки детей, в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 года № 101, по результатам рассмотрения которого в его удовлетворении было отказано.
Эксплуатация микроавтобусов и автобуса порождает соответствующие обязанности и обусловливает ответственность ФИО21, как владельца источников повышенной опасности и ответственность администрации ..., как учредителя в порядке ст. 120 ГК РФ.
Требования государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», обязательны к исполнению, в силу положений ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», поскольку ГОСТ устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Ежегодно число учащихся в школе меняется и определить конкретное количество лиц, перевозимых каждый день на микроавтобусах и автобусе, не предоставляется возможным, а при перевозке детей на данных транспортных средствах, не предназначенных для этих целей, напрямую нарушаются требования по обеспечению безопасности дорожного движения, и создается угроза для жизни и здоровья обучающихся.
Определением суда от Дата обезличена г. гражданские дела Номер обезличен по вышеуказанным искам прокурора объединены в одно производство.
В предварительном судебном заседании прокурор района исковые требования изменил, уточнив, что просят запретить ФИО22 использовать для перевозки детей микроавтобусы Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен и автобус Номер обезличен, в связи с их несоответствием требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
В судебном заседании заместитель прокурора Кудрявцева Л.В. от требований запретить ФИО23 использовать для перевозки детей автобус Номер обезличен, в связи с его несоответствием требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» отказалась, в виду приведения данного транспортного средства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к автобусам, предназначенным для перевозки детей.
Определением Молоковского районного суда от Дата обезличена г. гражданское дело по вышеуказанному иску прокурора, производством прекращено в связи с отказом истца от иска.
Остальные исковые требования, с учетом их изменения в предварительном судебном заседании, заместитель прокурора района Кудрявцева Л.В. в судебном заседании поддержала, подтвердив изложенное в исковых заявлениях.
Ответчик -представитель администрация муниципального образования «ФИО24» ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора района не признала, пояснив суду, что автотранспортный парк для подвоза учащихся в школы района, стали формировать с Дата обезличена года. Понимает, что три микроавтобуса, используемых ФИО42 школой, для перевозки детей, не соответствуют требованиям ГОСТа. Однако данные микроавтобусы приобретались именно для перевозки детей и за истекшее время автоинспекцией ... были проведены две комплексные проверки школ района, в том числе используемого ими транспорта, однако заключений о том, что данный транспорт нельзя эксплуатировать для перевозки детей не было. Иначе бы в дальнейшем, район не стал приобретать подобный транспорт. Для переоборудования некоторых транспортных единиц, или для решения вопроса о приобретении автобусов, соответствующих ГОСТу, необходимо время. Как минимум до конца Дата обезличена г. Запрет на использование данных автобусов, в настоящее время, приведет к тому, что некоторые учащиеся, в частности из неблагополучных семей, не смогут самостоятельно добираться до школы, и не получат образования. Кроме того, полагает что, если школьники для прибытия в школу будут использовать частный подвоз, это не улучшит положение с их безопасностью. Просит истца изменить исковые требования или отсрочить запрет эксплуатации данных автобусов до конца Дата обезличена года.
Ответчик- представитель районного отдела образования администрации ... ФИО4, в судебном заседании исковые требования прокурора района не признала. Поддержала доводы, высказанные представителем администрации района, а так же пояснила суду, что до Дата обезличена года для подвоза школьников в районе использовался транспорт АТП, сельхозпредприятий и частных лиц, срок использования которого превышал 15 лет. Микроавтобусы УАЗ и ГАЗ приобретались до Дата обезличена года, то есть до распоряжения ..., которым рекомендовано приобретать транспорт, соответствующий требованиям ГОСТа. Указанные в иске микроавтобусы, фактически переданы ФИО25 средней школе в оперативное управление, и используются ею для подвоза школьников из близлежащих деревень и закрывшихся школ. Количество школьников перевозимых в автобусах ежегодно меняется, и в настоящее время составляет около 56 человек. Запрет на эксплуатацию автобусов в настоящий момент, приведет к тому, что детей не на чем будет доставлять в школу, и некоторые из них не получат образования, что недопустимо. Поэтому полагает необходимым решить вопрос о предоставлении им времени хотя бы до конца учебного года.
Ответчик- представитель ФИО26» ФИО6 в судебном заседании исковые требования прокурора района не признала, пояснив суду, что указанные в исках микроавтобусы фактически переданы в оперативное управление школы, и ею на работу приняты водители. Понимает, что данный транспорт не соответствует предъявляемым требованиям, однако работают на них ответственные водители, с которыми проводится соответствующий инструктаж, предрейсовый медицинский осмотр. Разработаны маршруты движения. В каждом автобусе, детей сопровождает педагог. В этом учебном году в ФИО41 школу подвозят 56 школьников с 1 по 11 класс, и запрет эксплуатации транспортных средств в середине учебного года приведет к тому, что часть школьников, просто не получит образование.
Третье лицо -представитель ОГИБДД ОВД по ... ФИО8 требования прокурора района поддержал и просил их удовлетворить.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (в редакции от 25.11.2009 г.) «О безопасности дорожного движения», задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов ( статья 5).
Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортное средство (статья 16).
Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств, требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения (статья 20).
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Единый порядок движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации ( статья 22).
Согласно Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090 (в редакции от 29.12.2008 г.) "организованная перевозка группы детей -специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству (п. 1.2). Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в имеющем опознавательные знаки "Перевозка детей" автобусе (п. 22.6). Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства (п. 22.9).
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров, согласно п. 5.2.4 которого, владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 года № 101, (в ред. Изменений N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.10.2007 N 277-ст) распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети РФ, и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей. Автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категории М2 и М3 по ГОСТ Р52051 с учетом требований настоящего стандарта (п.4.1а). Сиденья должны быть обращены вперед по ходу автобуса (п. 4.2.3). В автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м2 и не менее 20 дм3 на каждое место пассажира (п. 4.2.5). Край сиденья, который обращен к проходу, должен иметь подлокотник или поручень (п. 4.3.8). Для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей: высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТ Р41.36 или ГОСТ Р41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола; высота последующих ступенек должна быть не более 20 см; глубина ступенек должна быть не менее 20 см.(п. 4.4.3). Проходы должны быть оснащены поручнями или ручками с обеих сторон (п. 4.4.6.1). Поручни или ручки должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать ребенку возможность держаться за них, стоя на дороге у служебной двери или на любой ступеньке (п. 4.4.6.2). Высота расположения поручней или ручек должна составлять от 60 до 110 см от поверхности дороги или от поверхности каждой ступеньки (п. 4.4.6.3). Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях (п. 4.5.5). Автобус должен быть оборудован освещением проемов служебных дверей, позволяющим водителю видеть вход и выход детей в(из) автобус(а) в любое время суток (п. 4.5.6). Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления (п. 4.5.9). В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке". Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна (п. 4.5.15). Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей (п. 4.5.16). Рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой (п. 4.5.17). Спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей" в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации (п. 4.5.19). На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты. В непосредственной близости к указанным надписям (на расстоянии не менее 1/2 их высоты) не должны наноситься какие-либо обозначения или надписи (п. 4.5.20). Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета (п. 4.5.24). Автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом (п. 4.5.25)
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1(с изменениями от 10 ноября 2009 г.) «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно информации главы администрации ... для перевозки детей в ФИО27 используются микроавтобусы Номер обезличен, Номер обезличен, владельцем которых является районный отдел образования администрации ..., микроавтобус Номер обезличен, владельцем которого является администрация ... Номер обезличен
Согласно паспорта транспортного средства серии ..., ..., ..., собственником микроавтобусов Номер обезличен, Номер обезличен является районный отдел образования администрации ..., микроавтобуса Номер обезличен - администрация ... Номер обезличен
Из Устава ФИО28 Номер обезличен следует, что его Учредителем является администрация .... Отношения Учредителя и Школы определяются договором, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. Школа, находится в ведомственном подчинении Районного отдела образования администрации ..., который является распорядителем финансовых средств. Номер обезличен
Дата обезличена ФИО29 с одной стороны, администрация ... с другой стороны и районный отдел образования администрации ..., заключили договор о взаимоотношениях общеобразовательного учреждения и его учредителя Номер обезличен Согласно Договора, Учредитель в целях обеспечения образовательной деятельности Учреждения на праве оперативного управления закрепляет за ним объекты права собственности (здания, сооружении, имущество, оборудование) (пункт 2.1). Директор Учреждения, назначаемый на должность районным отделом образования, находится в непосредственном подчинении отдела образования и подотчетен ему (пункт 4.1.)
Приказом Номер обезличена от Дата обезличена г., микроавтобусы Номер обезличен, Номер обезличен закреплены за МОУ ФИО30 средней общеобразовательной школой для подвоза обучающихся из закрывшихся основных школ ФИО32 и ФИО31 Номер обезличен
Распоряжением заместителя главы администрации ... Номер обезличенр от Дата обезличена года микроавтобус Номер обезличен, принят в муниципальную собственность и передан на баланс методического кабинета районного отдела образования Номер обезличен а на основании приказа заведующей РОО Номер обезличен от Дата обезличена г. используется для подвоза школьников в МОУ ФИО33 средняя образовательная школа Номер обезличен
Приказами директора МОУ ФИО34 средняя общеобразовательная школа Номер обезличен от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена г. и Номер обезличен от Дата обезличена г. приняты на работу водители микроавтобусов Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен Номер обезличен
Принятие на баланс автобусов, используемых для перевозки детей порождает соответствующие обязанности и обусловливает ответственность ФИО35 как, владельца источника повышенной опасности и ответственность администрации ... как учредителя в порядке ст. 120 ГК РФ.
Из актов технического осмотра транспортных средств от Дата обезличена г., составленных начальником ОГИБДД ОВД по ...у, следует, что автобусы для перевозки школьников не соответствуют ГОСТ Р 51160-98:
Номер обезличен по следующим пунктам: 4.2.3, 4.2.5, 4.3.8, 4.4.3, 4.4.6.3, 4.5.5, 4.5.6, 4.5.9, 4.5.15, 4.5.16, 4.5.17, 4.5.19, 4.5.20, 4.5.24, 4.5.25
Номер обезличен по следующим пунктам : 4.2.3, 4.2.5, 4.3.8, 4.4.3, 4.4.6.3, 4.5.5, 4.5.6, 4.5.9, 4.5.15, 4.5.16, 4.5.17, 4.5.19, 4.5.25.Номер обезличен
Дата обезличена г. прокурором района в адрес главы администрации МО «ФИО36» внесено представление об устранении нарушений, в части использования для перевозки детей автомобильного транспорта не соответствующего требованиям действующего законодательства. Номер обезличен
Согласно ответа главы администрации ..., решить вопрос о приведении транспорта, предназначенного для перевозки детей в соответствие с требованиями ГОСТа не представляется возможным в виду дотационности муниципального бюджета и значительности финансовых затрат для устранения выявленных нарушений.Номер обезличен
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена годы администрация ... и районный отдел образования фактически передали в оперативное управление ФИО37 микроавтобусы Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, которые используются для перевозки учащихся из населенных пунктов района и обратно, в целях обеспечения права детей на получение образования, поскольку ряд школ района было ликвидировано. Состав перевозимых детей из года в год меняется, в одном автобусе находятся дети разных возрастов, обучающиеся в различных классах (с 1-го по 11-й). Все вышеуказанные микроавтобусы, изначально не предназначенные для перевозки группы детей, не соответствуют требованиям пунктов 4.2.3, 4.2.5, 4.3.8, 4.4.3, 4.4.6.3, 4.5.5, 4.5.6, 4.5.9, 4.5.15, 4.5.16, 4.5.17, 4.5.19, 4.5.25, а микроавтобус Номер обезличен кроме того п. 4.5.20, 4.5.24 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». Так как ряд сидений, не обращены вперед по ходу автобуса. Отсутствуют места для размещения ручной клади. Край сиденья, обращенный к проходу, не имеет подлокотник или поручень. Не соблюдены требования для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей. Отсутствует устройство, препятствующее началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях. Сиденья не оборудованы удерживающими устройствами для детей. В каждом поперечном ряду сидений не предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке". Рабочее место водителя не оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей и внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой. Спереди и сзади микроавтобусов не установлены опознавательные знаки "Перевозка детей" и они не оснащены устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом. А на микроавтобусе Номер обезличен на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса не нанесены контрастные надписи "ДЕТИ", и кузов не имеет окраску желтого цвета.
Довод представителей ответчиков, о том, что в течение нескольких лет эксплуатации, указанных в иске транспортных средств, контролирующие органы не ставили вопрос, о недопустимости использования их для перевозок детей, по причине несоответствия ГОСТу, суд считает необоснованным, так как отсутствие замечаний и предписаний, со стороны контролирующих органов, ранее проводивших проверки школьного транспорта, не является основанием, для несоблюдения ответчиками положений действующего законодательства, устанавливающего дополнительные требования к конструкции и оборудованию транспортных средств, обеспечивающих более безопасные условия перевозок детей. Техническое состояние и оборудование транспортных средств, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо, на лиц, их эксплуатирующих. Владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий.
Суд не может принять во внимание и довод представителей ответчиков, что запрет использовать автобусы для перевозки детей, приведет к невозможности их самостоятельного прибытия в школу и получению ими образования, так как это является не более чем их предположением. Более того, предполагаемый ответчиками факт отсутствия возможности некоторых школьников самостоятельно прибыть на занятия, не сопоставим с возможной опасностью для здоровья и жизни всех детей, перевозимых в транспортных средствах, не соответствующих требованиям законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность
Таким образом, принимая во внимание, что ФИО38», для организованной перевозки группы детей-учащихся школы, по автомобильным дорогам общей транспортной сети РФ систематически использует, микроавтобусы Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, которые не отвечают требованиям специальных правил, установленных Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами и Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51160-98, тип и марка микроавтобусов не соответствует виду перевозок, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования о запрете использования вышеуказанных микроавтобусов для перевозки детей, подлежат удовлетворению, поскольку это представляет опасность для их жизни и здоровья и противоречит приведённым требованиям законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Доводы ответчиков, об отсрочке запрета эксплуатации микроавтобусов до конца 2010 года, суд не может принять во внимание, по тем основаниям, что дальнейшая отсрочка решения вопроса о запрете эксплуатации микроавтобусов, в связи с их несоответствием требованиям, предъявляемым к автобусам, предназначенным для перевозки детей, усугубляет реальность угрозы жизни и здоровья детей, перевозимых в данных транспортных средствах.
Учитывая, что прокурор при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании п.п.3 п.1 ст.333-19, п.п.8 п.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст.103 УПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.45,88,173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить.
Запретить муниципальному образовательному учреждению ФИО39» использовать для перевозки детей микроавтобусы: Номер обезличен; Номер обезличен, Номер обезличен, в связи с их несоответствием требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
Взыскать с ФИО40 ... ... в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Молоковский районный суд Тверской области в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Глебов