Решение о приостановлении работы цеха по деревообработке



Дело № 2-69 /2009 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена 2009 года п.Молоково

Молоковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Глебова С.А.

с участием заместителя прокурора района Кудрявцевой Л.В.

ответчика Красавцева В.А.

при секретаре Марченко М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района к ИП Красавцеву В.А. о приостановлении работы цеха деревообработки расположенного по адресу:... ..., ... ...,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Молоковского района, обратился в суд с иском к ИП Красавцеву В.А. о приостановлении работы цеха деревообработки, до получения разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу, лицензии на обращение с опасными отходами, до разработки проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов, до обеспечения в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных отходов, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки по соблюдению санитарного и природоохранного законодательства цехами деревообработки всех форм собственности было установлено, что ИП Красавцев В.А. имеет цех по переработке древесины, расположенный по адресу: ..., ... ... ..., в котором установлена ленточная пилорама, на которой предприниматель осуществляет свою деятельность по деревообработке с нарушениями санитарного и природоохранного законодательства.

Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Пунктом 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» предусмотрено, что временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяется проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В нарушение указанных требований действующего законодательства ИП Красавцев В.А. не осуществляется учет движения отходов и производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами.

Статьей 9 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

В результате производственной деятельности деревообрабатывающего цеха ИП Красавцева В.А. образуются отходы производства в виде мусора от бытовых помещений, отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины; опилки натуральной чистой древесины, имеющие в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 02.12.2002 года, 4 и 5 класс опасности. ИП Красавцев В.А. получаемые от своей деятельности опасные отходы в виде опилок, горбыля и реек реализует на возмездной основе жителям ... находящемуся на территории Молоковского района.

В ходе проведенной проверки установлено, что у индивидуального предпринимателя Красавцева В.А. отсутствует лицензия на обращение с опасными отходами.

Статья 39 Закона РФ « Об охране окружающей среды» обязывает предприятия, организации и граждан при размещении сооружений и иных объектов обеспечивать выполнение требований об охране окружающей среды, соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.

Статьей 11 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, строений и иных объектов, связанных с обращением с отходами производства, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Требования указанного закона Красавцевым В.А. не выполнены - не разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В ст.18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» указано, что при нарушении нормативов образования отходов и лимитов их размещения, деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами производства может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

Деревообрабатывающий цех является так же источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

В нарушение указанных требований ИП Красавцев В.А. осуществляет эксплуатацию цеха не получив разрешение на выброс загрязняющих веществ.

Нарушения действующего законодательства, выявленные в ходе проверки деятельности ИП Красавцева В.А. приводят к повышению негативного воздействия на окружающую среду и тем самым нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статья 80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, рассматривается судом или арбитражным судом.

В ст. 22 ГПК РФ указано, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые Красавцевым В.А., прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора района Кудрявцева Л.В. изменила основания иска, и просила приостановить работу эксплуатируемого ИП Красавцевым В.А. цеха деревообработки, расположенного по адресу: ... ..., ... ... лишь до получения разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу, отказавшись от первоначально указанных в иске оснований приостановления цеха деревообработки до необходимости получения ответчиком лицензии на обращение с опасными отходами, в связи с отсутствием необходимости в её получении, до разработки проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов и обеспечения в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных отходов, в связи с удовлетворением ответчиком данных оснований в добровольном порядке.

Ответчик Красавцев В.А.. исковые требования истца признал частично, пояснив суду, что действительно у него имеется находящаяся в рабочем состоянии пилорама, однако, как ему объяснили в Ростехнадзоре, лицензию на обращение с опасными отходами получать не нужно, учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам, а так же размещенных отходов он уже обеспечил, проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов уже разработан, как разработан и проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу и передан в Ростехнадзор, однако, как там сказали на его рассмотрение и выдачу разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу может уйти до 3 месяцев, поэтому просит предоставить ему срок для получения разрешения, так как приостановление пилорамы сейчас, приведет к оставлению людей без работы и порче заготовленной древесины.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно свидетельств серии 69 № 001395026 и серии 69 № 0076019 Красавцев В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.9-10).

Согласно договора купли-продажи и акта приема-передачи (л.д.76-77) Красавцев В.А. приобрел ангар, находящийся по ..., ... в ... области и согласно заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Номер обезличен от Дата обезличена г. переоборудовал его в деревообрабатывающий цех (л.д.11-75)

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тверской области разрешения ПБОЮЛ Красавцеву В.А.. на выброс загрязняющих веществ в атмосферу не выдавало. (л.д.89)

Согласно договоров Номер обезличен от Дата обезличена г. и Номер обезличенЭО56-2009 от Дата обезличена г. ООО «ЭкоЛогика» обязуется разработать для Красавцева В.А. проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проект предельно допустимых выбросов. Срок выполнения работ 10 рабочих дней. л.д.90-95,99-104). Данные проекты разработаны и переданы в Управление по технологическому и экологическому надзору.л.д.118-119)

Согласно санитарно-эпидемиологического заключения от Дата обезличена г. проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ для ИП Красавцева В.А. соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. л.д.117)

Из письма руководителя Ростехнадзора (л.д.105) следует, что в виду того, что ИП Красавцев В.А. не извлекает прибыль из обращения с опасными отходами, оформление лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, транспортировке опасных отходов не требуется.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статьями 1, 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено:

отходы производства и потребления это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления; опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов их размещения, деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами производства может быть ограничена или прекращена.

Согласно Приказа МПР от 2 декабря 2002 г. № 786 « Об утверждении федерального классификационного каталога отходов(в редакции Приказа МПР РФ от 30.07.2003 г. № 663) опилки, стружка, отходы горбыля, рейки, натуральной чистой древесины, относятся к древесным отходам пятого класса опасности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Пунктом 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» предусмотрено, что временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяется проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

Статья 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды» обязывает предприятия, организации и граждан при размещении сооружений и иных объектов обеспечивать выполнение требований об охране окружающей среды, соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Статья 80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, рассматривается судом или арбитражным судом.

В силу ст. 9 Закона N 89-ФЗ, пп. 74 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 128-ФЗ введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Учитывая, что накопление и временное размещение образующихся в процессе производственной деятельности ИП Красавцева В.А. отходов (мусор от бытовых помещений, отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины, опилки натуральной чистой древесины), не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью ИП Красавцева В.А., а потому лицензию на обращение с опасными отходами, он иметь не обязан, и принимая во внимание, что на настоящий момент ответчик имеет проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов и в установленном порядке обеспечил учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных отходов, суд считает

обоснованным отказ истца от данных оснований приостановления, принадлежащего ответчику цеха деревообработки.

В судебном заседании установлено, что в результате осуществления ответчиком своей деятельности по деревообработке на пилораме, расположенной по адресу: ... ... ... ..., происходят выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух: от двигателей грузовых автомобилей, в виде продуктов сгорания топлива: оксид углерода, керосин, диоксид серы, сажа, оксиды азота; от обработки леса на станках- пыль древесная; при сжигании древесных отходов- взвешенные вещества, оксид углерода, оксид азота, диоксид азота; от обработки металла на заточных станках- пыль абразивная, пыль металлическая; от электродуговой сварки и наплавке металлов- оксид железа, марганец и его соединения, водород фтористый, что подтверждается заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Номер обезличен от Дата обезличена г. л.д.19.33-36), однако разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу ответчик до настоящего времени не имеет, то есть осуществляет свою деятельность не обеспечивая выполнение требований об охране окружающей среды и нарушает, предусмотренное ст.42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду. Поэтому суд вправе приостановить данную производственную деятельность до получения разрешительной документации.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ, соответствующий государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам л.д.117), для ИП Красавцева В.А. на настоящий момент уже разработан и Дата обезличена г. передан в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ..., а согласно выводов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом заместителя руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ... Номер обезличен от Дата обезличена г., срок действия которой до Дата обезличена г., предусмотренный уровень воздействия на окружающую природную среду при эксплуатации деревообрабатывающего цеха ИП Красацева В.А. является допустимым, и принимая во внимание, что исполнение данного решения суда сразу после вступления его в законную силу, приведет к сокращению рабочих мест, суд, учитывая мнение сторон полагает необходимым в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить определенный срок, в течении которого данное решение должно быть исполнено.

Учитывая, что прокурор при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании п.п.3 п.1 ст.333-19, п.п.8 п.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Молоковского района удовлетворить.

ИП Красавцеву ФИО6, по истечении трех месяцев, со дня вступления в законную силу данного решения суда, приостановить производственную деятельность эксплуатируемого им деревообрабатывающего цеха, расположенного по адресу: ..., до получения разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу.

Взыскать с ИП Красавцева В.А., в доход государства государственную пошлину в сумме 100 (сто ) рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Молоковский районный суд Тверской области в течение 10 дней.

Председательствующий С.А. Глебов