о постановке на учет бесхозяйного колодца



Дело № 2-171/2010 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2010 года пос.Молоково

Молоковский районный суд Тверской области в составе:

Председательствующего судьи Лыкова Ю.А.

при секретаре Соколовой Т.П.

с участием и.о. заместителя прокурора Молоковского района Разделкиной Е.В.

ответчика – представителя администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области Трофимова В.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйного колодца, расположенного на территории ...

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Молоковского района обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц к администрации ... о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйного колодца, расположенного на территории ... ....

В обоснование заявленных прокурором исковых требований указано следующее.

Прокуратурой Молоковского района проведена проверка законодательства об охране и использовании водных объектов, надлежащей организации источников питьевого водоснабжения населения, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Данное требование также закреплено п. 4 ст. 9 Устава муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района, в соответствии с которым к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 №40 введены в действие «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», которые устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории.

В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.

В ходе проверки установлено, что на территории ... ... имеется бесхозяйный колодец. Как установлено в ходе проверки, данный колодец не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02, а именно:

В нарушение п. 5.5. СанПиН 2.1.4.1175-02 ремонт, очистка колодца никогда не проводились.

Тип колодца срубовой, сведений о глубине и объеме нет, высота наземной части колодца над уровнем земли 40 см., что не соответствует п. 3.3.2 СанПиН 2.1.4.1175-02.

Водоотводная канава, ограждение, глиняный замок отсутствуют, что является нарушением п. 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02.

В нарушение п. 3.3.5 СанПиН 2.1.4.1175-02 внутренняя поверхность стенок гнилая.

Способ подъема воды из колодца - воротом с ручкой, имеется общественное ведро, прикрепленное к вороту цепью. Подставка для ведра отсутствует, крышка на колодце имеется, однако будка или навес отсутствуют, что является нарушением п. 3.3.3 СанПиН 2.1.4.1175-02.

Из данного колодца были отобраны пробы воды, в ходе лабораторного исследования которых Филиалом ... ... установлено, что: состояние ОКБ неудовлетворительное, содержание хлоридов в воде превышает предельно- допустимую концентрацию до 2 раз, общая жесткость воды превышает предельно-допустимую концентрацию до 2 раз, окисляемость перманганатная превышает предельно-допустимую концентрацию до 2 раз, общая минерализация (сухой остаток) превышает предельно-допустимую концентрацию до 2 раз.

По заключению Филиала ... ... и ...» качество воды в колодце не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Существующий статус колодца, расположенного в. ... ..., как бесхозяйного, являющегося объектом общего водопользования, создает потенциальную опасность для водоносного горизонта, как установлено в ходе проверки создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, отравлений. Организация надлежащего содержания данного колодца имеет своей целью предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций при употреблении питьевой воды из колодца. Указанное требует принятия мер по передаче колодца в муниципальную собственность муниципального образования ... для организации и обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в питьевую воду возбудителей опасных инфекционных заболеваний, вредных веществ, следствием которых может быть причинение вреда здоровью людей.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц мотивировано прокурором тем, что наличие на территории ... ... ... бесхозяйного колодца, являющегося источником питьевого водоснабжения не только для жителей ... ..., но и для других граждан, прибывающих или проезжающих д. ....... ..., отсутствие системы надлежащей эксплуатации колодца ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду или отравлений.

До настоящего времени выявленные прокурором нарушения вышеназванных законов не устранены, поэтому просит обязать администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйного колодца, расположенного на территории ...

В судебном заседании и.о. заместителя прокурора района Разделкина Е.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Ответчик – и.о. главы администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области Трофимов В.В. в судебном заседании возражений не представил, исковые требования признает полностью.

Третье лицо – представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г.Бежецке, Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Лесном, Максахитинском, Молоковском, Рамешковском, Сандовском, Сонковском районах, надлежащим образом оповещенный о месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно иска не представил.

Выслушав объяснения сторон, а также мнение ответчика, признавшего иск, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора Молоковского района Тверской области.

Ответчиком и.о. главы администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области Трофимовым В.В. в судебном заседании признан иск прокурора Молоковского района Тверской области к администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйного колодца, расположенного на территории ... ....

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Данное требование также закреплено п. 4 ст. 9 Устава муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района, в соответствии с которым к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 №40 введены в действие «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», которые устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории.

В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.

Установлено, что на территории ... ... имеется бесхозяйный колодец, который не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02.

По заключению Филиала ... в. ... и ...» качество воды в колодце не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Существующий статус колодца, расположенного в. д. ... ..., как бесхозяйного, являющегося объектом общего водопользования, создает потенциальную опасность для водоносного горизонта, как установлено в ходе проверки создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, отравлений. Организация надлежащего содержания данного колодца имеет своей целью предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций при употреблении питьевой воды из колодца. Указанное требует принятия мер по передаче колодца в муниципальную собственность ... для организации и обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в питьевую воду возбудителей опасных инфекционных заболеваний, вредных веществ, следствием которых может быть причинение вреда здоровью людей.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Однако ответчиком до настоящего времени меры по постановке на учет колодца в д.... как бесхозяйного не приняты и поэтому обращение прокурора в суд с указанным выше иском суд считает правомерным.

Признание иска прокурора Молоковского района Тверской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйного колодца, расположенного на территории ... ....... ... ответчиком и.о. главы администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области Трофимовым В.В. не противоречит вышеуказанным требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому – подлежит принятию судом.

Ответчику и.о. главы администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области Трофимову В.В. разъяснены последствия признания иска, в соответствии с которыми при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает для исполнения решения суда срок до Дата обезличена года, так как данный срок, согласно доводов ответчика, необходим для постановки колодца на учет в качестве бесхозяйного.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.45,173, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области обязанность в срок до Дата обезличена года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйного колодца, расположенного на территории ... ....

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Лыков

Данный судебный акт, на момент публикации, не вступил в законную силу.