Дело № 2-102 /2009 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2009 года п.Молоково
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Глебова С.А..
с участием заместителя межрайонного природоохранного прокурора Антонова Д.В.,
представителя ответчика колхоза ФИО5 Соколовой Г.В.
при секретаре Соколовой Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора к колхозу «ФИО16 о возложении обязанности получить лицензию на право пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод, и при эксплуатации артезианских скважин организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Тверского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к колхозу «ФИО17 о возложении обязанности получить лицензию на право пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод, и при эксплуатации артезианских скважин организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки было установлено, что в пользовании колхоза «ФИО18 имеются три артезианская скважины, расположенные: 1 в ..., 2-в д.... Колхоз ФИО9 является водо- и недропользователем, так как эксплуатирует скважины для добычи подземных вод.
Артезианские скважины для добычи подземной пресной воды используются без лицензии на недропользование и соответствующего горного отвода. Таким образом, забор воды осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вреда для месторождения.
Согласно п.3 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В то же время, основными требованиями по рациональному использованию недр, в соответствии с п. 1 ст.23 Закона РФ «О недрах», являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии со ст. ст. 7, 9, 11 Закона РФ «О недрах» представление недр в пользование должно быть оформлено специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода на основании выданной лицензии.
Однако, требования вышеуказанных нормативных актов колхозом «ФИО10 не выполнены.
Незаконное, без соответствующего учета добываемых природных ресурсов использование артезианской скважины, может привести к истощению водных подземных природных ресурсов и иным негативным последствиям.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Поскольку эксплуатируемые колхозом «ФИО11 без соответствующей лицензии артезианские скважины для добычи подземных вод являются единственным источником питьевого водоснабжения для населения приостановление (запрещение) их эксплуатации до получения соответствующей лицензии будет противоречить общественным интересам, создаст угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В связи с изложенным, устранение нарушенных прав может быть обеспечено только возложением обязанности на недропользователя получить соответствующую лицензию. Получение, которой является не формальностью, а мерой защиты государственной собственности - недр (являющихся в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», компонентом окружающей среды), так как только выполнение лицензионных условий позволит:
- обеспечить разработку проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения, а также соблюдение режима ЗСО, что предотвратит угрозу бактериологического и химического загрязнения (деградации) подземных вод;
- обеспечит соблюдение платности природопользования, основополагающего принципа, закрепленного в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: тем самым будет обеспечено право граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Согласно п. 5.3.6 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293), Федеральное агентство по недропользованию осуществляет полномочия по принятию решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке.
На территории Тверской области указанные выше функции возложены на отдел геологии и лицензирования по Тверской области Регионального агентства по недропользованию по Центральному Федеральному округу, в силу чего данный территориальный орган является третьим лицом,
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В целях определения качества питьевой воды Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.001 г. № 24, предусмотрено осуществление производственного контроля за качеством воды.
Так, ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривает обязательное проведение производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, осуществляемых юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ, Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
Порядок осуществления производственного контроля за качеством питьевой воды регламентируется СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.001 г..No 24.
В соответствии с 4.2., 4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в СанПиН - таблица 6, и для подземных источников составляет: по микробиологическим и органолептическим показателям не менее 4 проб в год, по неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям не менее 1 пробы в год.
В нарушение данных требований контроль за качеством питьевой воды, организацией не производился.
При отсутствии данных о проведении производственного контроля за качеством воды, невозможно дать оценку качества, безопасности питьевой воды в эпидемиологическом и радиационном отношении ее безвредности по химическому составу.
Тем самым также нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, вызванного хозяйственной деятельностью.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешает иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
В судебном заседании заместитель межрайонного природоохранного прокурора, заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, подтвердив все изложенное в иске, а так же пояснив, что с учетом начатой ответчиком работы в этом направлении, вопрос с получением лицензии возможно решить в течении трех месяцев.
Представитель ответчика колхоза «ФИО12 Соколова Г.В. исковые требования истца признала, подтвердив, использование колхозом артезианских скважин без лицензии и пояснила, что уже приступила к решению вопроса по их получению.
Третье лицо - представитель отдела геологии и лицензирования по Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В представленном заявлении исковые требования поддержал и просил о рассмотрении дела в их отсутствии.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, так как считает, что это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для получения лицензии на использование артезианских скважин потребуется определенное время и принимая во внимание мнение по этому поводу истца, суд полагает необходимым в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить определенный срок, в течении которого должно быть исполнено решение суда.
Учитывая, что прокурор при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании п.п.3 п.1 ст.333-19, п.п.8 п.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.39, 88,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать колхоз «ФИО13, до Дата обезличена года получить лицензию на право пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод.
Обязать колхоз «ФИО14 при эксплуатации артезианских скважин организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды.
Взыскать с колхоза «ФИО15 в доход государства государственную пошлину в сумме 2000 ( две тысячи ) рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Молоковский районный суд Тверской области в течение 10 дней.
Председательствующий подпись С.А. Глебов