Дело № 2-185 /2009 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Молоково 03 августа 2009 г.
Молоковский районный суд Тверской области в составе
председательствующего федерального судьи Глебова С.А.
с участием помощника Тверского межрайонного природоохранного
прокурора Штыкова Д.В.
при секретаре Марченко М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации ФИО4 в части непринятия мер по постановке на учет гидротехнического сооружения на ... у ... в качестве бесхозяйного и о возложении обязанности поставить на учет в ФИО5 в качестве бесхозяйной недвижимой вещи ГТС на ...
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Тверского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия ФИО6 в части непринятия мер по постановке на учет гидротехнического сооружения на ... у ... района ... в качестве бесхозяйного и о возложении обязанности поставить на учет в ФИО7 в качестве бесхозяйной недвижимой вещи ГТС на ... у ... области, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки было установлено, что на территории ... ... на ... у ... находится бесхозяйное гидротехническое сооружение (ГТС).
ГТС является источником повышенной опасности и, не имея собственника, может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, нанеся ущерб окружающей среде и жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно п. 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
В силу положений ст. 225 Гражданского кодекса РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на эту вещь в судебном порядке признаётся право муниципальной собственности.
Кроме того, постановлением ФИО8 Номер обезличенпа от Дата обезличена г. «О мерах по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений» главам муниципальных образований Тверской области рекомендовано определить порядок и провести комплекс мероприятий, направленных на выявление собственников гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципальных образований Тверской области, обеспечить постановку на учет в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнических сооружений, являющихся бесхозными.
Однако, вопреки требованиям вышеуказанных нормативных актов меры по постановке на учет бесхозяйного ГТС, признанию права муниципальной собственности на него администрацией района не принимались.
Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Данное положение закона носит императивный, а не диспозитивный характер, т.е. предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления (в отличие от абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК, в котором указывается о возможности обращения органа местного самоуправления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь). В связи с этим органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.
Бездействие администрации ФИО10 противоречит требованиям закона, создает угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку именно отсутствие собственника и, соответственно, систематического обслуживания может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций на ГТС, ухудшение его технического состояния, вплоть до разрушения, нанеся ущерб окружающей среде и жизнедеятельности людей.
Согласно п.п. 1, 7, 9, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Таким образом, постановка на учет в органах государственной регистрации органом местного самоуправления - администрацией ФИО11 в соответствии с Положением «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 года позволит в дальнейшем включить ГТС в реестр муниципальной собственности, обеспечит принятие собственником мер безопасности по его эксплуатации, предотвращению аварий и техногенных катастроф.
У жителей ... района ... в целом и других граждан должна быть гарантия, что состояние ГТС на ... у ... не создаст угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу, а также окружающей среде.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации является право каждого на благоприятную окружающую среду, а также право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закрепленное ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Как указано в ст. 2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают, и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данное заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального
образования и иных граждан, в рамках полномочий, предоставленных прокурору федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
В судебном заседании помощник межрайонного природоохранного прокурора, заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, подтвердив все изложенное в иске.
Ответчик- представитель ФИО12, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в представленном заявлении против предъявленных к администрации требований не возражал, сообщив, что средства на эти цели будут предусмотрены в бюджете на 2010 год, и просил о рассмотрении дела в их отсутствии.
Третье лицо - представитель ФИО28 надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно п. 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
В силу положений ст. 225 Гражданского кодекса РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на эту вещь в судебном порядке признаётся право муниципальной собственности.
В соответствии с постановлением ФИО14 Номер обезличенпа от Дата обезличена г. «О мерах по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений» главам муниципальных образований Тверской области рекомендовано определить порядок и провести комплекс мероприятий, направленных на выявление собственников гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципальных образований Тверской области, обеспечить постановку на учет в органы, осуществляющие
государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнических сооружений, являющихся бесхозными.
Согласно п.п. 1, 7, 9, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района; участие в предупреждении и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2003 г. № 353, в редакции постановления Правительства РФ от 22.04.2009 г. № 351, утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Постановлением ФИО15 от Дата обезличена г. N 310-па (в ред. Постановлений ФИО16 от Дата обезличена N 163-па, от Дата обезличена N 490-па) утвержден порядок финансирования капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации является право каждого на благоприятную окружающую среду, а также право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закрепленное ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Судом, на основании исследованных в судебном заседаний доказательств, в достоверности которых оснований сомневаться не имеется, установлено, что на территории ... имеется гидротехническое сооружение (ГТС) полным объемом 125 тыс.м3 с максимальным напором 2 м. введенное в эксплуатацию в 1991 г., которое в период с 1993 по 2009 г. эксплуатировалось ФИО17 однако в настоящее время вышеуказанное предприятие проходит процедуру банкротства и передача ГТС вновь созданному предприятию и комитету по управлению имуществом администрации ... не предусмотрена. ФИО18
ФИО18 в администрацию района направлено письмо Номер обезличенЮМ-1-14/344 от Дата обезличена г. о необходимости постановки ГТС на учет в территориальном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество.л.дНомер обезличен) Дата обезличена г. Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации ФИО21 внесено представлении, относительно необходимости принятия мер к признанию права
муниципальной собственности на бесхозяйное ГТС на .... (л.д.Номер обезличен на которое главой района дан ответ, что средства на указанные цели будут заложены в бюджет 2010 г., а для оперативного обслуживания и недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, на ГТС, в ФИО19 введена должность смотрителя плотины и все необходимые работы по недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций проводит ФИО20 л.дНомер обезличен).
Таким образом, судом установлено, что гидротехническое сооружение на реке ... района является бесхозяйным и несмотря на информирование администрации ФИО22 о необходимости постановки его на учет как бесхозяйного, мер к этому не предпринимается, что создает угрозу нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку в случае не постановки ГТС на учет как бесхозяйного, отсутствует в дальнейшем возможность решения вопроса его о собственнике, отсутствие которого, как соответственно и систематического обслуживания ГТС, в виду невозможности получения субсидий из федерального бюджета, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июня 2003 г. № 353, может повлечь ухудшение его технического состояния, вплоть до разрушения и возникновения чрезвычайных ситуаций, нанесения ущерба окружающей среде и жизнедеятельности людей, в связи с чем бездействие администрации ФИО23 по данному вопросу, суд признает незаконным, а исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая, что прокурор при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании п.п.7 п.1 ст.333-19, п.п.8 п.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации ФИО24 в части непринятия мер по постановке на учет гидротехнического сооружения на ... у ... района ... в качестве бесхозяйного.
Обязать администрацию ФИО25 поставить на учет в ФИО26 в качестве бесхозяйной недвижимой вещи гидротехническое сооружение (ГТС) на ... у ... области, о чем не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда, сообщить суду и Тверскому межрайонному природоохранному прокурору.
Взыскать с администрации ФИО27 в доход государства государственную пошлину в сумме 100 ( сто) рублей
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Молоковский районный суд Тверской области в течении 10 дней.
Председательствующий: С.А. Глебов