об обязании контроля за качеством питьевой воды



Дело № 2-105 /2009 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2009 года п.Молоково

Молоковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лыкова Ю.А.

при секретаре Соколовой Т.П.

с участием старшего помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Ивановой Н.А.

ответчика - председателя колхоза ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора к об обязании получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод и об обязании при эксплуатации артезианских скважин организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды,

У С Т А Н О В И Л:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лик к колхозу ФИО8 ФИО9 об обязании получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод и об обязании при эксплуатации артезианских скважин организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки по соблюдению санитарного и природоохранного законодательства при обеспечении населения питьевой водой было установлено, что в пользовании колхоза ФИО10 имеются пять артезианских скважин, расположенные в ... ....

Колхоз ФИО11 является водо- и недропользователем, так как эксплуатирует скважины для добычи подземных вод.

Артезианские скважины для добычи подземной пресной воды используются без лицензии на недропользование и соответствующего горного отвода. Таким образом, забор воды осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вреда для месторождения.

Согласно п.3 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В то же время, основными требованиями по рациональному использованию недр, в соответствии с п. 1 ст.23 Закона РФ «О недрах», являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст. ст. 7, 9, 11 Закона РФ «О недрах» представление недр в пользование должно быть оформлено специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода на основании выданной лицензии.

Однако, требования вышеуказанных нормативных актов колхоза ФИО12 не выполнены.

Незаконное, без соответствующего учета добываемых природных ресурсов использование артезианской скважины, может привести к истощению водных подземных природных ресурсов и иным негативным последствиям.

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

Поскольку эксплуатируемые ФИО13 ФИО4 без соответствующей лицензии артезианские скважины для добычи подземных вод являются единственным источником питьевого водоснабжения ... приостановление (запрещение) их эксплуатации до получения соответствующей лицензии будет противоречить общественным интересам, создаст угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В связи с изложенным, устранение нарушенных прав может быть обеспечено только возложением обязанности на недропользователя получить соответствующую лицензию. Получение, которой является не формальностью, а мерой защиты государственной собственности - недр( являющихся в соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», компонентом окружающей среды), так как только выполнение лицензионных условий позволит:

- обеспечить разработку проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения, а также соблюдения режима ЗСО, что предотвратит угрозу бактериологического и химического загрязнения(деградации) подземных вод;

- обеспечит соблюдение платности природопользования, основополагающего принципа, закрепленного в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»: тем самым будет обеспечено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 5.3.6 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию (утв. Постановлением Правительства Российской

Федерации от 17 июня 2004 г. N 293), Федеральное агентство по недропользованию осуществляет полномочия по принятию решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке.

На территории ... указанные выше функции возложены на ФИО14, в силу чего данный территориальный орган является третьим лицом.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В целях определения качества питьевой воды Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена, предусмотрено осуществление производственного контроля за качеством воды.

Так, ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривает обязательное проведение производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, осуществляемых юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

Порядок осуществления производственного контроля за качеством питьевой воды регламентируется СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого

водоснабжения. Контроль качества» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена

В соответствии с 4.2., 4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в СанПиН - таблица 6, и для подземных источников составляет: по микробиологическим и органолептическим показателям не менее Номер обезличен проб в год, по неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям не менее Номер обезличен пробы в год.

В нарушение данных требований контроль за качеством питьевой воды организацией не производился.

При отсутствии данных о проведении производственного контроля за качеством воды, невозможно дать оценку качества, безопасности питьевой воды в эпидемиологическом и радиационном отношении ее безвредности по химическому составу.

Тем самым также нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, вызванного хозяйственной деятельностью.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешает иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Обращение в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц мотивировано прокурором тем, что нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые колхозом ФИО15, создают угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде.

До настоящего времени нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые колхозом ФИО16, не устранены, поэтому просит, обязать колхоз ФИО17 получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод и обязать при эксплуатации артезианских скважин организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды.

В судебном заседании старший помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Иванова Н.А., поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - председатель колхоза ФИО18 исковые требования истца признала и пояснила, что действительно в на балансе колхоза имеются пять артезианских скважин, расположенных в ..., эксплуатация которых ведется без лицензии и производственного контроля за качеством питьевой воды.

Вода из скважин подается для нужд колхоза и жителей деревень. Для получения лицензии на эксплуатацию данных скважин колхозу потребуется не менее Дата обезличена, так как необходимо юридически подтвердить право собственности колхоза на данные скважины.

Третье лицо - представитель ФИО19, надлежащим образом оповещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, возражений не представил.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как считает, что это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает Дата обезличена срок для исполнения решения суда, так как данный срок согласно доводов ответчика необходим для получения лицензии на использование артезианских скважин.

На основании п.п.3 п.1 ст.333-19, п.п.8 п.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст.88,173,194-198,206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать колхоз ФИО20 по истечении Дата обезличена после вступления настоящего решения в законную силу получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод.

Обязать колхоз ФИО21 по истечении Дата обезличена после вступления настоящего решения в законную силу при эксплуатации артезианских скважин, расположенных в ..., организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды.

Взыскать с колхоза ФИО22 в доход государства государственную пошлину в сумме 2000 ( две тысячи ) рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Молоковский районный суд Тверской области в течение 10 дней.

Председательствующий Ю.А. Лыков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200