Решение о признании увольнения незаконным



Дело № 2- 271/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Молоково 19 декабря 2011 года

Молоковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи

Молоковского районного суда Глебова С.А.

при секретаре Марченко М.И.

с участием истца Гаджилавдибирова Г.Р.

ответчика –председателя колхоза «Сознание» Джамалова М.М.

помощника прокурора района Разделкиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджилавдибирова <данные изъяты> к председателю колхоза «Сознание» Молоковского района Тверской области Джамалову М.М. о признании увольнения незаконным и возложении обязанности произвести полный расчет по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Гаджилавдибиров Г.Р. обратился в суд с исковым заявлением к председателю колхоза «Сознание» Молоковского района Тверской области Джамалову М.М. о признании увольнения незаконным и возложении обязанности произвести полный расчет по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству исковые требования уточнил и просил признать увольнение с работы на основании п. «а» ч.6 ст.86 ТК РФ незаконным, возложить на колхоз «Сознание» Молоковского района обязанность произвести в полном объеме расчет по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, а именно выделить 5 рулонов сена и 15 куб.м. дров, признать незаконным приказ о переводе в разнорабочие до ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность по окончании отпуска перевести его в разнорабочие на постоянной основе.

Свои требования мотивировал тем, что согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ он стал работать пастухом колхоза «Сознание» Молоковского района. По окончании пастбищного периода колхоз обязался выделить ему 20 рулонов сена, 15 куб.м неразделанной древесины на дрова и прочее. ДД.ММ.ГГГГ узнал, что в колхозе он больше не работает, так как трудовой договор прекращен в связи с постановкой скота в зимнее стойло, хотя о прекращении трудового договора его должны были уведомить за три дня. ДД.ММ.ГГГГ он подал председателю заявление о предоставлении очередного отпуска за ранее отработанный период в качестве заведующего фермой и отпуска, положенного за время работы по договору. Однако данное заявление председатель колхоза не подписал, а принуждал подписать договор о временном принятии на работу на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, от подписания которого отказался так как согласен был работать в колхозе в качестве разнорабочего, только на постоянной основе. В соответствии со ст.140 ТК РФ полный расчет с ним должны были произвести в день увольнения, однако ему вместо 20, привезли только 15 рулонов сена, дров не привезли, а заработную плату выплатили ДД.ММ.ГГГГ, как и отпускные, хотя заявление на отпуск, так и осталось не подписанным. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление об увольнении по ст.86 ч.6 п. «а», за не выход на работу, хотя в колхозе уже не работал.

Определением суда от 12.12.2011 в качестве соответчика по делу привлечен колхоз «Сознание» Молоковского района Тверской области (л.д.)

Определением Молоковского районного суда от 14.12.2011 производство по делу, в части возложения на колхоз «Сознание» Молоковского района обязанности произвести в полном объеме расчет по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, а именно выделить 5 рулонов сена и 15 куб.м. дров, прекращено в связи с отказом истца от данных исковых требований.

Остальные исковые требования истец Гаджилавдибиров Г.Р. в судебном заседании поддержал и просил их удовлетворить, подтвердив доводы, указанные в исковом заявлении, а также пояснил, что действительно, заключая договор от ДД.ММ.ГГГГ, понимал временный характер работы в должности пастуха. После ДД.ММ.ГГГГ коровы были поставлены на зимний стойловый период и соответственно на работу больше не выходил. С председателем колхоза говорил о желании работать разнорабочим на постоянной основе, но с заявлением об этом не обращался. Работать разнорабочим временно не желал и от подписания договора о переводе в разнорабочие до ДД.ММ.ГГГГ отказался. Заявление о предоставлении отпуска за ранее отработанный период в должности зав.фермой и пастухом передал председателю колхоза ДД.ММ.ГГГГ, а весь расчет в том числе и компенсацию за отпуск получил ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Джамалов М.М., он же представитель соответчика - колхоза «Сознание» Молоковского района в судебном заседании требования истца не признал, пояснив суду, что с ДД.ММ.ГГГГ коровы были поставлены на зимний стойловый период и работа Гаджилавдибирова в качестве пастуха прекратилась. С ним была достигнута устная договоренность о том, что он временно поработает разнорабочим, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ и был издал приказ о его переводе в разнорабочие до ДД.ММ.ГГГГ, однако от подписания об этом трудового договора Гаджилавдибиров отказал, на работу ДД.ММ.ГГГГ не вышел и был уволен за прогул. С заявлением о принятии на постоянную работу он не обращался, и в настоящее время с ним произведен полный расчет, в том числе и компенсация за неиспользованный отпуск. С заявлением о предоставлении отпуска Гаджилавдибиров обратился только ДД.ММ.ГГГГ, когда уже не работал в колхозе.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав мнение помощника прокурора, суд считает исковые требования Гаджилавдибирова Г.Р. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается: обеспечение права каждого на труд; равенство прав работников; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Трудовое законодательство РФ, охраняя право работника на труд, устанавливает гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Эти гарантии заключаются в ограничении перечня оснований увольнения с работы по инициативе работодателя, а также в определенной процедуре увольнения. По каждому основанию увольнения устанавливаются правила, которые работодателю необходимо соблюдать. Несоблюдение установленных правил влечет за собой восстановление работника на работе.

В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Согласно ст.59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, в частности, для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона).

В соответствии со ст.293 ТК РФ сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и колхозом «Сознание» Молоковского района, в лице его председателя Джамалова М.М., был заключен договор (л.д. согласно которого колхоз нанял Гаджилавдибирова Г.Р. в качестве пастуха для пастьбы колхозного стада до постановки скота на зимний стойловый период.

В заключенном между истцом и ответчиком договоре указан распорядок работы истца и порядок оплаты. Согласно записи за в трудовой книжке (л.д.), истец ДД.ММ.ГГГГ., на основании Протокола от ДД.ММ.ГГГГ переведен по договору в пастухи <данные изъяты> фермы. При указанных обстоятельствах суд считает установленным, что договор гражданско-правового характера от ДД.ММ.ГГГГ. фактически является трудовым, заключенным на определенный срок, так как им регулируются трудовые отношения между истцом и ответчиком, а по тому в соответствии с ч.3 ст.11 ТК РФ к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

Заключая данный договор, истец осознавал временный характер предоставляемой работы, был согласен с его условиями, в том числе и со сроком действия.

Поскольку срок выполняемой истцом работы зависел от погодно-климатических условий, в связи с чем заключение срочного трудового договора с ним соответствует закону.

В соответствии со ст.79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона).

Таким образом, если срочный трудовой договор заключен для выполнения определенной работы, срок выполнения которой не может быть определен точно, то такой договор расторгается по завершении этой работы.

Учитывая специфику сезонных работ, связанную с пастьбой скота, суд полагает невозможным предугадать конкретную дату окончания данного периода.

Согласно п. 2 ч. 1 ст.77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

В силу ст.84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

Ответчиком представлен приказ от ДД.ММ.ГГГГ о завершении пастбищного периода. Прекращение действия договора от ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием пастбищного периода, истец не оспаривает. Доказательств того, что после издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ истец продолжил трудовые отношения с ответчиком суду не представлено, что свидетельствует о том, что трудовые отношения истца с ответчиком по договору от ДД.ММ.ГГГГ были прекращены ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что ответчик не исполнил требования о предупреждении истца об увольнении, предусмотренные ч. 1 ст.79 ТК РФ, на что указывает истец, само по себе не лишает приказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. силы и значения как акта о прекращении срочного трудового договора, не даёт оснований полагать, что он не действует, и не подлежит применению в данной части.

В соответствии со ст.2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что с истцом был заключен срочный трудовой договор на выполнение сезонных работ по пастьбе скота, и по истечению срока его действия истец не изъявил желание на заключение нового срочного трудового договора для работ в качестве разнорабочего, приказ председателя колхоза «Сознание» от ДД.ММ.ГГГГ, в части перевода Гаджилавдибирова Г.Р. в разнорабочие до ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.

Принимая во внимание, что трудовые отношения истца с ответчиком фактически были прекращены ДД.ММ.ГГГГ, то представленный ответчиком акт об отсутствии истца на работе ДД.ММ.ГГГГ., суд не может принять во внимание.

Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении им, предусмотренного ст.193 ТК РФ, порядка применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения за прогул.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что увольнение истца по п. «а» ч.6 ст.86 ТК РФ является незаконным, и, учитывая истечение срочного трудового договора ДД.ММ.ГГГГ, полагает необходимым в соответствии со ст.394 ТК РФ изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора, без изменения даты увольнения.

Требование истца о возложении на ответчика обязанности перевести его после окончания отпуска в разнорабочие на постоянной основе, фактически сводятся к возложению на работодателя обязанности заключить с ним трудовой договор на неопределенный срок, и удовлетворению не подлежат, в виду того, что исходя из содержания ст. 8, ч.1 ст. 34, частей 1 и 2 ст.35 Конституции РФ и абз. 2 ч.1 ст. 22 ТК РФ работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Кроме того, согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. При этом суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Однако истцом требований о признании незаконным отказа работодателя в заключении трудового договора не заявлялось. В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих факт его обращения к работодателю в установленном законом порядке с предложением о заключении трудового договора, и доказательств отказа в заключении трудового договора, представлено не было.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст.114). Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (ст.122). Работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы (ст.295). При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска. При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска (ст.127).

Норма, предусмотренная ст.127 ТК РФ, не содержит каких-либо исключений в отношении работников, выполняющих работу на условиях срочного трудового договора. Поэтому лица, работающие по срочному трудовому договору, имеют право на получение компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении наравне с работниками, с которыми заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Доводы истца о том, что ему обязаны были предоставить с ДД.ММ.ГГГГ.отпуск за ранее отработанный период в качестве заведующего фермой не состоятельны, ввиду того, что отпуск предоставляется в период работы или с последующим увольнением. Однако с должности заведующего фермой истец был уволен по сокращению ДД.ММ.ГГГГ и при увольнении ему была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за весь период работы (л.д.), что не оспаривается истцом.

Учитывая, что работодателем истца выступал колхоз «Сознание», а Джамалов М.М. является председателем данного колхоза и выносил приказ об увольнении истца как должностное лицо, он не может выступать ответчиком по данному гражданскому делу, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к нему следует отказать.

Учитывая, что истец, предъявивший требования, вытекающие из трудовых правоотношений, в соответствии с подп.1 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании п.п.1 и 3 п.1 ст.333-19, п.п.8 п.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, по неимущественному требованию в размере 200 рублей, подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 211 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гаджилавдибирова Г.Р. удовлетворить частично.

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ в части перевода Гаджилавдибирова Г.Р. в разнорабочие до окончания трудового договора до ДД.ММ.ГГГГ, считать недействительным.

Признать увольнение Гаджилавдибирова <данные изъяты> из колхоза «Сознание» Молоковского района Тверской области по п. «а» ч.6 ст.86 Трудового кодекса РФ незаконным.
Изменить формулировку увольнения Гаджилавдибирова <данные изъяты> с п. «а» ч.6 ст.86 Трудового кодекса РФ на п. 2 ч. 1 ст.77 Трудового кодекса, в связи с истечение срока трудового договора (статья 79 Трудового кодекса РФ) и обязать колхоз «Сознание» внести данные изменения в трудовую книжку Гаджилавдибирова Г.Р.

В удовлетворении остальных требований Гаджилавдибирова <данные изъяты> отказать.
Взыскать с колхоза «Сознание» Молоковского района Тверской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Молоковский районный суд Тверской области в течении 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2011 года.

Председательствующий С.А. Глебов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200