Решение о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилой дом



Дело № 2- 29/2011 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Молоково 25 марта 2011 года

Молоковский районный суд Тверской области в составе

председательствующего федерального судьи

Молоковского районного суда Глебова С.А.

при секретаре Марченко М.И.

с участием истца Макарова В.Н.

ответчика-представителя администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Афанасьева М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова ФИО6 к администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Макаров В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, мотивировав тем, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом доме № расположенном по адресу: <адрес> Данный дом был предоставлен ему в связи с осуществлением трудовой деятельности в колхозе имени «Парижской Коммуны» и находился, соответственно, на балансе данного колхоза, который ежемесячно начислял за дом плату.

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации Молоковского района № колхоз имени «Парижской Коммуны» был перерегистрирован. Данное постановление главы администрации Молоковского района было принято во исполнение действовавшего на тот момент постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», утратившего силу с 27.01.2003 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 20.12.2002 № 912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п.п. 5,6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения. В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могут передаваться в собственность соответствующим местным органам власти. Обязательным условием передачи объектов образования и культуры является использование их по целевому назначению. При этом они переходят в муниципальную собственность. Передача этих объектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Министерством сельского хозяйства РФ и Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом 10.02.1992 года было утверждена Инструкция о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, согласно п.п. 1,2 которой в случае реорганизации колхозы и совхозы могут передавать, продавать и сдавать в аренду объекты социальной инфраструктуры муниципальным органам. В состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам, включается, в числе прочих, жилой фонд.

Однако при перерегистрации колхоза имени «Парижской Коммуны» колхоз не воспользовался правом передачи принадлежащего ему жилого фонда муниципальным органам, в том числе жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ колхоз имени «Парижской Коммуны» на основании решения Арбитражного суда Тверской области признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда <адрес> от 15.01.2008 года конкурсное производство в отношении колхоза имени «Парижской Коммуны» завершено.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст.148 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника органы местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество и несут все расходы на его содержание.

В ходе проведения конкурсного производства жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, продан не был, как и не был передан в установленном порядке конкурсным управляющим в муниципальную собственность муниципального образования «Молоковское сельское поселение».

В настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, запись отсутствует.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Статья 1 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Поскольку при перерегистрации колхоза имени «Парижской Коммуны» ДД.ММ.ГГГГ, а также признания ДД.ММ.ГГГГ колхоза имени «Парижской Коммуны» несостоятельным (банкротом) не было принято мер по передаче жилого фонда колхоза, в том числе жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность муниципального образования «Молоковский район», в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилой дом № расположенный по адресу: <адрес>, запись отсутствует, и он не имеет возможности воспользоваться правом на приватизацию данного жилого дома, в связи с чем существенным образом нарушено его право на жилище.

Истец Макаров В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, подтвердив доводы изложенные в иске, а так же пояснив, что исправно платил за пользование домом в колхоз до момента его ликвидации.

Ответчик – представитель администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Афанасьев М.А. в судебном заседании требования истца признал, пояснив суду, что действительно данный дом при ликвидации колхоза имени «Парижской Коммуны» в муниципальную собственность передан не был.

Соответчик – представитель муниципального образования «Молоковский район», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах не явки не сообщил и не ходатайствовал об отложении судебного заседания. В представленном суду заявлении исковые требования Макарова В.Н. признал в полном объеме (л.д.№

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав заявление соответчика, признавших исковые требования, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Представителем ответчика и соответчика признан вышеуказанный иск.

В соответствии с п.5,6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (утратившим силу с 17.01.2003 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 г. № 912) при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могли передаваться в собственность соответствующим местным органам власти. Передача этих объектов должна была осуществляться в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. При реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений должна была осуществляться в порядке, установленном Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующими решениями Советов народных депутатов. Нормативы оплаты за приватизируемые жилые помещения жилищного фонда этих хозяйств сверх установленной нормы безвозмездной передачи устанавливались их трудовыми коллективами.

В соответствии с п.п.1, 2 Инструкции о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, утвержденной Министерством сельского хозяйства РФ и Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом 10.02.1992 года в случае реорганизации колхозы и совхозы могли передавать, продавать и сдавать в аренду объекты социальной инфраструктуры муниципальным органам. В состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам, включался, в числе прочих, жилой фонд.

В соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном Законом, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (п. 5 ст. 132).

Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий (п. 6 ст. 132).

При отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника органы местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество и несут все расходы на его содержание. При отказе или уклонении органа местного самоуправления от принятия имущества, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества (ч.ч. 1, 2 ст. 148).

В соответствие с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Статья 1 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1, пункт 3 части 2 статьи 50).

С учетом вышеприведенных требований законодательства и принимая во внимание, что как установлено судом, при реорганизации колхоза имени «Парижской Коммуны», и при завершении конкурсного производства в ходе банкротства вышеуказанного хозяйства, принадлежащий колхозу и предоставленный для проживания Макарову В.Н. дом, не был передан в муниципальную собственность, а исключение в ДД.ММ.ГГГГ колхоза имени «Парижской Коммуны» из реестра юридических лиц (л.д.№), лишает истца в настоящий момент оформить свои справа на дом и в частности воспользоваться правом на приватизацию, суд считает требования истца обоснованными.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание исковых требований Макарова В.Н. о возложении на администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» обязанности принять в муниципальную собственность жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес> представителем ответчика и соответчика не противоречит вышеуказанным требованиям законодательства, и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому – подлежит принятию судом.

Представителю ответчика администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» разъяснены последствия признания иска, в соответствии с которыми при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.39,45,173,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Макарова В.Н. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, принять в муниципальную собственность жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, кадастровый номер №.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Молоковский районный суд Тверской области в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Глебов