РЕШЕНИЕ
25 января 2011 года пос.МолоковоСандово
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Лыкова Ю.А.
при секретаре Соколовой Т.П.
с участием лица, подавшего жалобу, Моляковой А.В.
рассмотрев жалобу
Моляковой ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
на постановление мирового судьи судебного участка Молоковского района Тверской области Субботина А.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Моляковой А.В. по ст.17.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка Молоковского района Тверской области Субботина А.И. гражданка Молякова А.В. привлечена к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Молоковского района в ходе проведения проверки деятельности <данные изъяты> по выдаче медицинских справок о годности к управлению транспортными средствами и деятельности ОГИБДД ОВД района по принятию решений по допуску и представлению права управления транспортными средствами лицами, имеющими противопоказания к водительской деятельности, исполненной по поручению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за №, <данные изъяты>» Моляковой А.В. в порядке ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предъявлено требование о предоставлении прокурору района в срок до ДД.ММ.ГГГГ списка лиц, состоящих на учетах у нарколога и психиатра <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Моляковой А.В. в удовлетворении указанного выше требования прокурора района было отказано.
Свой отказ в предоставлении списка лиц, состоящих на учете у нарколога и психиатра <данные изъяты> <данные изъяты> Молякова А.В. обосновала соблюдением требований ст.9 Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании от 02.07.1992 года №3185-1, п.3 ст.61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года №5487-1, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в Молоковский районный суд через мирового судью судебного участка Молоковского района поступила жалоба Моляковой А.В. с приложенными к ней материалами административного дела.
В своей жалобе Молякова А.В. просит постановление мирового судьи судебного участка Молоковского района Тверской области Суботина А.И. от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении Моляковой А.В. к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование своей жалобы Молякова А.В. указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи привлечена к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ по тем основаниям, что она, являясь <данные изъяты> не выполнила требования прокурора о предоставлении списка лиц, состоящих на учетах у нарколога и психиатра.
Данное постановление судьи считает незаконным и необоснованным, так как согласно ст.9 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Указанные сведения могут быть представлены только по просьбе лица, страдающего психическим расстройством, либо по просьбе его законного представителя.
В соответствии со ст. 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Пунктом 3 указанной статьи установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение этой информации, а также определен порядок ее получения – направление запросов при проведении расследования или судебного разбирательства. Органы прокуратуры не включены законодателем в перечень лиц, имеющих право на предоставление им вышеуказанных сведений без согласия гражданина или его законного представителя. Предоставление медицинским учреждением сведений, составляющих врачебную тайну, органам прокуратуры для проведения каких-либо проверок противоречит действующему законодательству.
Ссылка судьи в данном деле о праве прокурора в порядке ч.3 ст.45 Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании осуществлять надзор за исполнением данного закона необоснованна, так как по смыслу приведенной нормы, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности работниками медицинских учреждений при оказании психиатрической помощи, в том числе и соблюдением требований о сохранении врачебной тайны, и данное положение закона не наделяет их полномочиями по запросу у медицинских учреждений сведений, составляющих врачебную тайну.
Информация прокуратуры Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об учащении случаев выдачи водительских удостоверений вопреки Постановления Совета министров – Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» не может являться основанием для получения органами прокуратуры сведений, составляющих врачебную тайну, так предоставление медицинским учреждением этих сведений в этом случае, нарушает установленный действующим законодательством порядок их предоставления.
Статья 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» не наделяет прокуроров полномочиями, дающими право требовать от руководителей и должностных лиц совершения действий, которыми нарушается установленный законом порядок предоставления сведений, являющихся врачебной тайной.
Поэтому требование прокуратура Молоковского района о предоставлении списка лиц, состоящих на учетах у нарколога и психиатра <данные изъяты> не основано на законе.
Суд, заслушав объяснение лица, подавшего жалобу, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ административным правонарушением является умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Молоковского района в ходе проведения проверки деятельности <данные изъяты> по выдаче медицинских справок о годности к управлению транспортными средствами и деятельности <данные изъяты> района по принятию решений по допуску и представлению права управления транспортными средствами лицами, имеющими противопоказания к водительской деятельности, исполненной по поручению <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ за №, в пределах полномочий, предусмотренных ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предъявлено в письменной форме <данные изъяты>» Моляковой А.В. требование о предоставлении прокурору района в срок до ДД.ММ.ГГГГ списка лиц, состоящих на учетах у нарколога и психиатра <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Молякова А.В. в удовлетворении указанного выше требования, вытекающего из полномочий прокурора района, отказала, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.
Молякова А.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала и пояснила об обстоятельствах вменяемого ей правонарушения так, как это изложено в жалобе, текст которой приведен выше.
Несмотря на непризнание вины, факт совершения Моляковой А.В. административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Молякова А.В. в нарушение ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ» не выполнила законные требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ списка лиц, состоящих на учетах у нарколога и психиатра <данные изъяты> (№);
- копией требования прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ главному врачу <данные изъяты> о предоставлении списка лиц, состоящих на учете у нарколога и психиатра <данные изъяты>, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ(№
- копией ответа главного врача <данные изъяты>» Моляковой А.В. об отказе в предоставлении списка лиц, состоящих на учете у врача нарколога и психиатра (л№
-указанием прокуратуры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе исполнение законов в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений к водительской деятельности (№
Данные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, т.е. всесторонне, полно и объективно.
При таких обстоятельствах квалификация действий Моляковой А.В. по ст.17.7 КоАП РФ осуществлена правильно.
Доводы Моляковой А.В. о том, что предоставление медицинским учреждением сведений, составляющих врачебную тайну, органам прокуратуры в порядке ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ» и ч.3 ст.45 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» для проведения каких-либо проверок противоречит действующему законодательству, в частности, ст.9 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и п.3 ст. 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», согласно которым информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну и данные сведения могут быть предоставлены без согласия без согласия гражданина или его законного представителя только по запросу при проведении расследования или судебного разбирательства, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.45 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генеральным прокурором РФ, прокурорами субъектов РФ и подчиненными им прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре РФ», согласно которому Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В соответствии со ст.6 ФЗ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе в том числе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Из правового смысла ч.3 ст.45 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и приведенных выше статей ФЗ «О прокуратуре РФ» следует, что прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов, в частности, и Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» наделен правом на истребование от руководителей и должных лиц и руководителей, указанных в пункте 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, в том числе и составляющих врачебную тайну.
Согласно ч.1 ст.22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Согласно ч.1 ст.23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
При этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).
В то же время провозглашенные и гарантируемые Конституцией РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Такие же ограничении свобод граждан предусмотрены Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», согласно ч.2 ст.10 которого обработка специальных категорий персональных данных, в том числе о состоянии здоровья субъекта персональных данных, допускается в случаях, если это необходимо для защиты здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно.
Согласно ч.4 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя ограничено законом и допускается, в том числе, по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.
Прокурор согласно ч.4 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не включен в число субъектов, наделенных правом на получение сведений, составляющих врачебную тайну.
Однако право прокурора на получение сведений, составляющих врачебную тайну, обусловлено ч.3 ст.45 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и ФЗ «О прокуратуре РФ».
Следовательно положениями ст.45 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст.ст.6, 21, 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» при наличии оснований, требующих защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), также предусмотрена возможность ограничения права на врачебную тайну.
Действия прокурора Молоковского района, связанные с ограничением права на врачебную тайну, были обусловлены проводимой им по поручению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № проверки законности в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений к водительской деятельности.
Согласно данному поручению в регионе участились случаи выдачи водительских удостоверений лицам, имеющим противопоказания к водительской деятельности, что в свою очередь влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, так как управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб.
Поэтому вывод мирового судьи о законности действий прокурора по истребованию сведений, составляющих врачебную тайну, является правильным, а доводы Моляковой А.В., утверждающей об обратном, суд считает необоснованными.
Административное наказание назначено Моляковой А.В. в пределах, установленных санкцией ст.17.7 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.ст.4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ: учтен характер совершенного Моляковой А.В. административного правонарушения, личность виновной, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При таких обстоятельствах в настоящем судебном заседании не установлено оснований для отмены или изменения принятого по делу мировым судьей постановления, а также оснований для направления дела на новое рассмотрение и суд считает правильным принятое в отношении Моляковой А.В. постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8, 31.1. КоАП РФ,
решил:
В удовлетворение жалобы Моляковой А.В. отказать.
Постановление мирового судьи судебного участка Молоковского района Тверской области Субботина А.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Моляковой А.В. по ст.17.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей оставить без изменения, а жалобу Моляковой А.В. без удовлетворения.
Копию решения вручить Моляковой А.В..
Настоящее решение обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Председательствующий Ю.А. Лыков