Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения



Дело №1-117/2010

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Молчаново 27 декабря 2010 года

Молчановский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Чечнёва Н.А.,

с участием: государственных обвинителей – помощника прокурора Молчановского района Неберы В.А., заместителя прокурора Молчановского района Зыкова М.В.,

подсудимого Ноака А.А.

защитника – адвоката Гайдура Д.Н., представившего удостоверение /.../ и ордер от /.../;

потерпевшего М.,

при секретаре Луговской О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Ноака А.А., родившегося /.../ в /.../, /.../, /.../ /.../, /.../, /.../, /.../, /.../, проживающего по адресу: /.../, судимого:

1. /.../ Молчановским районным судом по п.«а» ч.2 ст.166, ст.73 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год;

2. /.../ тем же судом по п.п.«а»,«б» ч.2 ст.158, ч.5 ст.74, ст.70 УК РФ к 2 годам 1 месяцу лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима;

3. /.../ тем же судом по п.п.«в»,«г» ч.2 ст.158, ч.5 ст.69 УК РФ к 2 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима,

4. /.../ тем же судом по ч.1 ст.226, п.«б» ч.2 ст.158, ч.3 ст.30, ч.1 ст.166, п.«а» ч.3 ст.158, ст.64, ч.3 ст.69, ч.5 ст.69 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа с отбыванием в исправительной колонии общего режима, отбывающего наказание с /.../, находящегося по данному делу под обязательством о явке,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.166 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Ноак А.А. неправомерно завладел транспортным средством без цели хищения.

Преступление совершено в /.../ при следующих обстоятельствах.

В начале /.../ года, около /.../ часа ночи, Ноак А.А. умышленно, неправомерно, без согласия владельца, без цели хищения, с целью поездки завладел моторной лодкой, бортовой номер /.../ с установленным на ней лодочным мотором «/.../», принадлежащей потерпевшему М., расположенной на берегу /.../ в районе расположения базы отдыха «/.../» по /.../, после чего совершил на моторной лодке поездку по /.../, оставив лодку с мотором по окончании поездки на берегу /.../ в /.../.

Подсудимый Ноак А.А. виновным себя признал частично, от дачи показаний в судебном заседании отказался на основании ст.51 Конституции РФ. В связи с этим в судебном заседании были оглашены и исследованы его показания, данные в ходе дознания в качестве подозреваемого (л.д.39-41).

Как следует из показаний подозреваемого Ноака А.А., до осуждения его по приговору суда от /.../, в летнее время он проживал на /.../. В /.../, примерно около /.../ часов, они встретились с С. Денисом, с которым ранее общались, и он предложил С. пойти к П. и употребить спиртное. Придя к П., они втроём стали употреблять спиртное. Когда употребляли спиртное, он предложил С. прокатиться на моторной лодке, так как знал, что на берегу /.../, за кафе «/.../» стояла лодка «/.../» с мотором «/.../», принадлежащая М. /.../, с которым он два раза ездил на рыбалку. С. он сказал, что лодка принадлежит его знакомому, который разрешил ему ездить на этой лодке, но на самом деле М. не разрешал ему пользоваться лодкой. С. согласился прокатиться. Он взял у П. плоскогубцы, отвертку и нож на случай ремонта мотора и около 01 часа ночи они с С. пошли на берег, где стояла лодка М., у которой по бокам были вбиты деревянные колья. На лодке стоял лодочный мотор, колпак который был прицеплен к бортику лодки тросиком диаметром около 5 мм и закрыт с помощью навесного замка. Он пытался перекусить тросик плоскогубцами, но у него ничего не вышло. Тогда он снял колпак и тот болтался на тросике. После этого рукой дернул за тросик носового бардачка, и тот открылся. Из бардачка он достал два спасательных жилета – один С., а другой - себе, а также бензобак с резиновым шлангом и «грушей». После чего он завёл мотор и управляя лодкой, они поехали по реке /.../ в сторону д./.../ Проехав около 400-500 метров, у них заглох мотор. Он пытался запустить мотор, но у него ничего не вышло. Тогда он догрёб до берега с помощью кола, которым к берегу крепилась лодка, и он оставил лодку примерно на расстоянии 10 м. выше по течению от того места, где она стояла. Он прицепил лодку, но забыл поставить на место колпак и оставил в лодке плоскогубцы отвертку и нож. После этого С. пошёл к себе домой, а он пошёл домой к П.. Похищать лодку и присваивать её себе не хотел, а хотел доехать на ней до /.../ и там продолжать употреблять спиртное. В угоне лодки с мотором, принадлежащих М., признался полностью, раскаиваясь в содеянном, о чём добровольно написал явку с повинной /.../ (л.д.39-41).

Признательные показания подсудимого подтверждаются его явкой с повинной от /.../, в которой Ноак А.А. сообщил о том, что в начале июня на берегу реки /.../ /.../, с целью прокатиться, а также доехать до /.../, без разрешения он угнал принадлежащую М. /.../ моторную лодку «/.../» с лодочным мотором «/.../» (л.д.2).

В судебном заседании подсудимый Ноак А.А. подтвердил свои показания, уточнив, что частично признаёт себя виновным потому, что отвертка, которая была найдена в лодке, ему не принадлежит. В части времени угона моторной лодки подтвердил, что это было около 01 часа ночи, так как смотрел на часы, когда они с С. уходили от П., а точную дату преступления назвать не может, но возможно это было и в начале /.../ года.

Приведенные выше и оцененные судом показания Ноака А.А., данные в ходе дознания, суд принимает в качестве допустимого доказательства вины подсудимого в совершении установленного судом преступления, поскольку признаёт данные показания полученными с соблюдением требований пункта 3 части 4 статьи 47 УПК РФ, которые последовательны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются иными доказательствами.

Вина подсудимого Ноака А.А. в содеянном подтверждается совокупностью следующих доказательств.

Так, потерпевший М. показал, что у него имеется моторная лодка «/.../», цвета «хаки» с лодочным мотором «/.../», бортовой номер не помнит, которая зарегистрирована на него. В летнее время он периодически пользуется лодкой, которую оставляет на берегу реки /.../ в затоне, в районе комплекса отдыха «/.../». К берегу лодка крепится ломиком, прицепленным на тросик, а также двумя кольями по бортам лодки. Лодочный мотор постоянно находится на лодке, который он замыкает тросиком через колпак. Бак с бензином и спасательными жилетами он хранит в носовом бардачке, который запирается, но открыть его можно легко, если с усилием надавить на крышку бардачка. В начале /.../ года, когда он проверял лодку, то обнаружил, что лодка стояла на берегу не в том месте, где он обычно её ставил, а примерно метров на десять ниже по течению. Кольев около лодки не было, носовой бардачок в лодке был открыт. Колпак мотора также был открыт и болтался на тросике, на котором были следы воздействия от какого-то инструмента, и было видно, что тросик пытались перебить или перерубить. В лодке находился чужой инструмент – плоскогубцы, отвертка и нож. Он понял, что его лодкой кто-то пользовался, хотя он никому не разрешал на ней ездить. По этому факту он в милицию не обращался, так как из лодки ничего не пропало, и пытался самостоятельно узнать, кто мог взять его лодку. На следующий день после этого случая он встретил на берегу П. /.../, и рассказал ему, что кто-то угонял его лодку. Когда он показал П. инструмент, который обнаружил в лодке, П. сказал, что это его инструмент, и рассказал, что накануне ночью Ноак с парнями распивали спиртное у него дома, после чего поехали в /.../. После этого он встречал Ноака и разговаривал с ним, брал ли тот его лодку, но Ноак отрицал это и обещал, что найдёт того человека, кто это мог сделать. До этого случая, примерно за неделю или две, они вместе с Ноаком ездили на рыбалку, и Ноак видел, где он хранит бак с бензином. После этой поездки Ноак просил у него лодку, чтобы вместе с парнями съездить на другую сторону /.../, но он не разрешил ему брать лодку.

Свидетель С. в суде показал, что в /.../ года, точной даты он не помнит, знакомый Ноак Андрей предложил отдать ему колеса на велосипед, и позвал его на берег /.../, где он жил в то время. Они пришли домой к какому-то мужчине, который проживает недалеко от комплекса отдыха «/.../», там втроём стали распивать спиртное. Потом Ноак предложил ему прокатиться на лодке, он согласился. Ноак взял с собой плоскогубцы, пилку по металлу и они пришли на берег реки /.../, где стояла лодка, по бокам которой были воткнуты деревянные колья. Какая была марка лодки, не знает, так как не разбирается в них, и он её не разглядел, потому, что уже было темно. На лодке стоял мотор, который был опущен в воду. Ноак говорил, что это лодка его знакомого, с которым они раньше ездили на рыбалку и поедут ещё. После этого Ноак стал копаться с мотором, пытался открыть крышку с мотора, на которой сверху была какая-то проволока. Каким - то образом Ноак открыл мотор, затем из носового бардачка достал спасательные жилеты и бак с бензином, завёл мотор, после чего они оттолкнули лодку и поехали по реке. Проехали немного, примерно метров пятнадцать, после чего мотор заглох, и Ноак не смог завести его. Одним колом, который они взяли с собой в лодку, Ноак догрёб до берега, после чего они оставили лодку на берегу, и он уехал домой на велосипеде, а Ноак пошёл спать домой к тому мужчине, у которого проживал.

Свидетель Ж. в суде показал, что в /.../ года Ноак А.А. находился в изоляторе временного содержания /.../ РОВД в связи с производством в отношении него следственных действий по другому уголовному делу. Через дежурную часть поступило сообщение о том, что Ноак желает сделать явку с повинной о совершённом преступлении. После чего он беседовал с Ноаком и тот добровольно сообщил, что в начале /.../ года на берегу реки /.../ в /.../ он пригласил С. прокатиться на лодке до /.../. Затем, без разрешения М., угнал его лодку «/.../» зелёного цвета с лодочным мотором «/.../» Когда Ноак рассказывал об этом, он говорил о том, что когда пытался снять колпак с лодки, то хотел перебить тросик, но не смог этого сделать. Однако затем ему удалось отодвинуть колпак, и он завёл двигатель, после чего они с С. прокатились на лодке примерно около 500 метров и у них заглох мотор. Затем они доплыли до берега и оставили лодку на берегу. После чего Ноак А.А. в следственной комнате ИВС добровольно написал явку с повинной. После получения явки с повинной, он проверял книгу сообщений о преступлениях за /.../ год, но никаких заявлений от М. об угоне лодки не было. Занимаясь проверочным материалом по явке с повинной, он беседовал с М., который подтвердил, что летом /.../ года кто-то без его разрешения брал лодку, которая стояла у него на берегу реки /.../ напротив базы отдыха «/.../ /.../», однако он по этому факту заявления в милицию не писал, так как мотор и другие предметы в лодке не пропали. Во время беседы М. рассказывал, что лодку он обнаружил не в том месте, где обычно её ставил, и сообщил, что нашёл в лодке какой-то инструмент. Со слов М. ему известно, что тот разговаривал по поводу инструмента с П., и П. сообщил, что это его инструмент, который мог взять Ноак, так как в то время Ноак проживал у него /.../). Во время проверки сообщения о преступлении было установлено, что действительно летом /.../ года Ноак проживал дома у П. неофициально работал на стройке. До /.../ Ноак находился на свободе, после чего был взят под стражу по приговору суда.

Помимо показаний потерпевшего и свидетелей, вина подсудимого Ноака А.А. в совершённом преступлении подтверждается протоколами следственных действий и иными документами:

- протоколом осмотра места происшествия – моторной лодки «/.../» на берегу /.../, из которого следует, что моторная лодка расположена за территорией базы отдыха «/.../». Лодка «/.../» тёмно-зелёного цвета, регистрационный номер /.../ находится на суше и прикреплена с помощью вбитого в землю металлического штыря с торсом. Повреждения у лодки по всему корпусу не значительные в виде небольших вмятин и потёртостей краски. В задней части лодки установлен лодочный мотор «/.../» голубого цвета, сверху одет пластмассовый колпак. Мотор полностью в укомплектованном состоянии, повреждений не имеет. К мотору прикреплён металлический трос, крепящийся к лодке с помощью навесного замка. Трос и замок повреждений не имеют. В лодке в передней части на панели имеется бардачок, внутри которого лежат различные вещи: перчатки, пакеты, проволока. При открытии бардачка, который расположен в носовой части, внутри имеется металлический бензобак со шлангом и «грушей» для подкачки бензина (л.д.5-9);

- копиями технического талона и судового билета маломерного судна, согласно которым владельцем моторной лодки «/.../» бортовой номер /.../, а также лодочного мотора «/.../», мощностью 30 л.с., является М. (л.д.11);

- постановлением о признании моторной лодки «/.../» тёмно-зелёного цвета, с бортовым номером /.../ и лодочным мотором «/.../» вещественными доказательствами, которые приобщены к уголовному делу (л.д.16).

На основании совокупности доказательств, представленных обвинением, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимого Ноака А.А. в угоне моторной лодки, принадлежащей потерпевшему М., поскольку установлено, что подсудимый завладел лодкой и совершил на ней поездку без согласия её законного владельца.

В соответствии с разъяснением, данным в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /.../ /.../ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» разъяснено, что под иными транспортными средствами, за угон которых без цели хищения предусмотрена уголовная ответственность по ст.166 УК РФ, следует понимать механические транспортные средства (троллейбусы, трактора, мотоциклы, другие самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки).

Учитывая вышеизложенное, суд квалифицирует действия подсудимого Ноака А.А. по ч.1 ст.166 УК РФ как неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения (угон).

При назначении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, посредственную и отрицательные характеристики подсудимого по месту жительства (л.д.50, 53), и отрицательную характеристику по месту отбытия наказания в виде лишения свободы (л.д.58).

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому, в соответствии со ст.61 УК РФ, суд признаёт его явку с повинной (л.д.2), активное способствование раскрытию преступления, выразившееся в даче подробных признательных показаний об обстоятельствах содеянного.

Обстоятельств, отягчающих наказание, в соответствии со ст.63 УК РФ, по делу нет.

При назначении наказания Ноаку А.А. суд учитывает, что он совершил данные преступления в период условного осуждения по приговору Молчановского районного суда /.../ от /.../, которое отменено приговором того же суда от /.../ и он уже осужден к реальному лишению свободы.

Таким образом, поскольку ранее назначенное Ноаку А.А. наказание оказалось недостаточным для его исправления, суд считает необходимым назначить ему наказание по данному уголовному делу в виде лишения свободы.

Как следует из материалов дела, Ноак А.А. совершил данное преступление до вынесения приговора Молчановского районного суда /.../ от /.../, которым он осуждён к реальному лишению свободы, поэтому при назначении наказания подлежат применению положения ч.5 ст.69 УК РФ.

При этом Ноаку А.А. в срок отбытия окончательного наказания следует зачесть наказание, отбытое по приговору суда от /.../.

Согласно п."б" ч.1 ст.58 УК РФ отбывание лишения свободы следует назначить Ноаку А.А. в исправительной колонии общего режима, поскольку он считается осужденным по совокупности преступлений к лишению свободы, ранее не отбывавшим наказание в виде лишение свободы.

В соответствии с ч.2 ст.97 УПК РФ в целях обеспечения исполнения приговора по настоящему уголовному делу, суд считает необходимым избрать Ноаку А.А. меру пресечения в виде заключения под стражу.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Вещественные доказательства – моторная лодка /.../», бортовой номер /.../ и лодочный мотор «/.../» выданы законному владельцу М.(л.д.18).

В соответствии со ст.132 УПК РФ с Ноака А.А. подлежат взысканию в доход федерального бюджета процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката.

Согласно постановлению дознавателя за участие в период дознания по назначению адвокату Берг Е.А. было выплачено 1611 рублей 24 коп. ( л.д.76, 143).

В ходе судебного разбирательства адвокатом Гайдуром Д.Н. было затрачено на участие в судебных заседаниях 3 рабочих дня, в связи с этим адвокату надлежит выплатить 1611 рублей 24 коп. из расчета 537 рублей 08 коп. за один день участия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Ноака А.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.166 УК РФ, и назначить ему наказание – 6 (шесть) месяцев лишения свободы.

На основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания, назначенного данным приговором, с наказанием, назначенным приговором Молчановского районного суда /.../ от /.../, окончательно назначить Ноаку А.А. - 2 (Два) года 7 (Семь) месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок отбытия наказания исчислять с /.../.

Зачесть в срок отбытия наказания наказание, отбытое по приговору Молчановского районного суда /.../ от /.../.

Избрать Ноаку А.А. меру пресечения в виде заключения под стражу.

Взыскать с Ноака А.А. в доход федерального бюджета 3222 рубля 48 коп.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Томский областной суд через Молчановский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Ноаком А.А. - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы или представления осужденный и потерпевший вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Кассационным определением Томского областного суда от 10 февраля 2011 года приговор Молчановского районного суда от 27 декабря 2010 года в отношении Ноака Андрея Александровича оставлен без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Приговор вступил в законную силу 10 февраля 2011 года.

Судья Н.А. Чечнёв.