Дело № 2-87/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Молчаново 14 мая 2012 года Молчановский районный суд в составе: председательствующей судьи Рудовой Т.И., с участием заместителя прокурора Молчановского района Ряпусова А.В., представителя Думы Молчановского района – Туманова А.Ю., действующего на основании доверенности от /___/, при секретаре Кондрашовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Молчановского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования "Молчановский район" об оспаривании бездействия Думы Молчановского района и обязании создать контрольно-счетный орган муниципального образования, УСТАНОВИЛ: Прокурор Молчановского района Томской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия Думы Молчановского района по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования незаконным и обязании создать указанный орган не позднее /___/ с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с действующим законодательством, в частности Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" обязанность по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования "Молчановский район" лежит на Думе Молчановского района. Однако до настоящего времени данный орган в районе не создан. Внешний финансовый контроль осуществляют комиссии Думы Молчановского района, которые фактически не могут быть органом финансового контроля, так как состоят из депутатов Думы Молчановского района. Более того, указанные комиссии по смыслу Закона и БК РФ не являются органами внешнего финансового контроля, и соответственно не могут быть независимыми и самостоятельными. В Думу района /___/ было внесено представление, в котором указывалось на необходимость создания контрольно-счетного органа, однако решением Думы в удовлетворении представления было отказано со ссылкой на необязательность данного органа и отсутствием в действиях Думы нарушений законодательства. Прокурор полагает, что неисполнение Думой Молчановского района обязанности по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования нарушает интересы общества и государства по результативному и эффективному использованию бюджетных средств, а также влечет невозможность исполнения принципов полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, достоверности бюджета. Бездействие Думы Молчановского района по созданию контрольно-счетного органа, по мнению прокурора, влечет не только отсутствие в муниципальном образовании внешнего финансового контроля, но и нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном образовании на развитие территории и расходование бюджетных средств в интересах муниципального района, а также получение информации о допущенных при расходовании бюджета нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениям и мерам. Представитель Думы Молчановского района в возражениях относительно заявления, требования не признал, полагая, что оспариваемое прокурором бездействие Думы соответствует закону и прав неопределенного круга лиц не нарушает. В судебном заседании заместитель прокурора Молчановского района Ряпусов А.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель Думы Молчановского района Туманов А.Ю. заявленные требования не признал и пояснил, что Федеральными законами № 131-ФЗ от 06.10.2003 года и № 6-ФЗ от 07.02.2011 года не предусмотрено обязательное наличие контрольно-счетного органа муниципального образования в структуре органов местного самоуправления. Создание такого органа является правом, а не обязанностью представительного органа муниципального образования. Полагает, что требования прокурора по существу сводятся к изменению Устава Молчановского района, поскольку указывается на незаконное бездействие Думы Молчановского района по созданию контрольно-счетного органа. Между тем, его создание возможно только путем внесения изменений в Устав района, что относится к исключительной компетенции Думы Молчановского района. Более того, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность представительного органа муниципального образования и определять содержание издаваемых им актов. Думой Молчановского района не нарушаются требования Бюджетного кодекса. Решением от /___/ утверждено Положение о порядке проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета Молчановского района, в соответствии с которым внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета Молчановского района осуществляют контрольно-правовая и планово-бюджетная комиссии Думы Молчановского района. В связи с этим, оспариваемое бездействие Думы соответствует действующему законодательству. Права неопределенного круга не нарушаются. Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям. Согласно ч.ч.1, 3 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. В соответствии со ст.ст.20, 21 Устава Молчановского района (далее Устава), представительным органом муниципального образования является Дума Молчановского района, которая входит в структуру органов местного самоуправления Молчановского района. В силу ст.22 Устава принятие Устава Молчановского района, внесение в него изменений и дополнений является исключительной компетенцией Думы Молчановского района. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", вступившим в силу с 1 октября 2011 года, целью настоящего Федерального закона является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований. Согласно ч.2 ст.3 названного Федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. В силу ч.6 ст.3 данного закона, наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, порядок формирования контрольно-счетного органа в любом случае определяется нормативно-правовым актом: Уставом муниципального образования либо нормативно-правовым актом представительного органа местного самоуправления. Уставом Молчановского района не предусмотрено создание контрольно-счетного органа на территории муниципального образования. При этом из системного толкования изложенных норм не следует, что создание контрольно-счетного органа муниципального образования является обязательным. Изменения, предусматривающие обязательное создание контрольно-счетного органа муниципального образования, в Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ законодателем не внесены. В силу ч.ч.1,2 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно ч.5 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Аналогичное положение закреплено в ч.2 ст.41 Устава Молчановского района, принятого решением Думы Молчановского района /___/ от /___/ (с последующими изменениями и дополнениями). Устав прошел государственную регистрацию в установленном порядке, опубликован и вступил в силу. В соответствии со ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Возложение на Думу Молчановского района обязанности по созданию контрольно-счетного органа при том, что исполнение такой обязанности возможно только посредством принятия нормативно-правового акта, противоречило бы положениям ст.10 Конституции РФ, по смыслу которой органы каждой из властей самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Таким образом, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов законодательной власти и определять содержание издаваемых ими актов, а также обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, так как это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. В связи с этим требования прокурора об обязании создать контрольно-счетный орган муниципального образования, не подлежат удовлетворению. Кроме этого, суд принимает во внимание, что в муниципальном образовании решением Думы Молчановского района /___/ от /___/ образованы постоянные комиссии: планово-бюджетная и контрольно-правовая, которые осуществляют внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета Молчановского района. Исходя из этого, суд не усматривает в муниципальном образовании "Молчановский район" отсутствие финансового контроля за операциями с бюджетными средствами. В судебном заседании также не установлено, что отсутствие контрольно-счетного органа в муниципальном образовании нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах, бездействие Думы Молчановского района по созданию контрольно-счетного органа нельзя признать незаконным, поскольку оно соответствует законодательству, регламентирующему таковые вопросы. Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления прокурора Молчановского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования "Молчановский район" об оспаривании бездействия Думы Молчановского района и обязании создать контрольно-счетный орган муниципального образования. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Молчановский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Т.И. Рудова На момент размещения решение не вступило в законную силу.