Дело №2-171/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Молчаново 24 декабря 2010 года
Судья Молчановского районного суда Томской области Усынина И.В.,
при секретаре судебного заседания Кондрашовой Н.И.,
с участием:
представителя истца М., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от /.../,
представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в /.../, С., действующей на основании доверенности /.../ от /.../,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Максимовой Л.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /.../ о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Максимова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /.../ о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, с /.../ по /.../ и о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с /.../, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, для детей, ссылаясь на то, что /.../ обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Однако решением /.../ от /.../ ей было отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности педагогической деятельности. При этом в специальный трудовой стаж не включили период ее работы с /.../ по /.../ учителем в /.../», поскольку наименование учреждения не соответствует Списку и правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ /.../ от /.../. Полагает, что данное решение ответчика нарушает её право на социальное обеспечение, поскольку в указанный период она работала в учреждении, которое фактически являлось одновременно и общеобразовательным учреждением и образовательным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые включены в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от /.../ /.../. Ссылается на приказ Минздравсоцразвития РФ /.../н от /.../, которым установлено тождество в наименовании учреждений начальная школа (школа)-детский сад и комплекс «начальная школа (школа)-детский сад».
Ответчик в письменном отзыве на исковое заявление требования не признал в связи с тем, что на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от /.../ /.../-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного ФЗ лицам, не менее 25-лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Однако необходимого специального стажа работы у истца нет. Период работы истца с /.../ по /.../ учителем в учреждении именуемом «Комплекс «школа-сад» в специальный стаж не зачтен, в связи с несоответствием наименования учреждения нормативно-правовым документам. В обоснование своей правовой позиции ответчик ссылается на подпункт 19 пункта 1 и пункт 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от /.../ N 173-ФЗ, положения разделов «Наименования учреждений» Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от /.../ /.../, и Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от /.../ /.../, а также Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от /.../ /.../.
Представить истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что Максимова Л.В. с /.../ до настоящего времени работает учителем в /.../ в /.../. За указанный период данное образовательное учреждение неоднократно переименовывали. В /.../ года /.../ школа была реорганизована в комплекс «Школа-сад». При этом независимо от наименования образовательного учреждения в указанный период времени Максимова Л.В. продолжала работать учителем, преподавала русский язык и литературу в 5-11-х классах и фактически её функции, как учителя, никаким образом не изменились. Поэтому решение пенсионного органа от /.../, которым из специального педагогического стажа Максимовой Л.В. исключен период работы с /.../ по /.../ учителем в /.../ комплексе «Школа-сад», считает необоснованным.
Представитель ответчика С. по основаниям, изложенным в письменном отзыве, исковые требования не признала, пояснила, что на дату обращения в пенсионный орган с заявлением Максимовой Л.В. о назначении ей досрочной пенсии как лицу, имеющему стаж педагогической деятельности более 25 лет, педагогический стаж Максимовой Л.В. составил 22 года 5 месяцев 08 дней, что не дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному льготному основанию. При этом спорный период работы истца учителем в /.../ комплексе «Школа-сад» в специальный стаж не был включен обоснованно, так как данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ /.../ от /.../, равно как и ранее действовавшими Списками. Также представитель ответчика пояснила, что пенсионным органом не оспаривается факт работы Максимовой Л.В. учителем в указанный период времени.
Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Статьями 39 и 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 7 Федерального закона от /.../ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного выше Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионноезаконодательство,чтопрямовытекает из смысла статьи 80 Закона РоссийскойФедерацииот /.../ /.../ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от /.../ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных положений следует, что определяющим основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, является наличие специального трудового стажа общей продолжительностью не менее 25 лет.
В выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до /.../ в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от /.../ /.../, а периоды работы после /.../ - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от /.../ /.../ и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от /.../ /.../.
Так, пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от /.../ /.../ установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанный Список в разделе «Наименование учреждений» предусматривает школы всех типов и наименований и детские дошкольные учреждения всех типов, а также школы - детские сады.
При оценке пенсионных прав истца суд исходит из приведенных норм и принимает решение по заявленным истцом требованиям, основывая свое решение на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как видно из материалов дела, решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /.../ /.../ от /.../ (л.д.8) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от /.../ /.../-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как указано в названном решении и в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан /.../ от /.../ (л.д.9) в связи с отсутствием необходимого требуемого 25-летнего педагогического стажа работы.
В специальный стаж истца, были включены периоды работы: в /.../ школе с /.../ по /.../; в /.../ средней школе с /.../ по /.../; в /.../ средней школе с /.../ по /.../; в /.../ средней школе с /.../ по /.../; в /.../ школе с /.../ по /.../; в /.../ школе с /.../ по /.../; в /.../» с /.../ по настоящее время, что в общей сложности составило 22 года 5 месяцев 08 дней.
Не включены в специальный трудовой стаж периоды работы в /.../ средней школе с /.../ по /.../ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также в /.../ комплексе «Школа-сад» - с /.../ по /.../ с указанием, что таковое наименование не соответствует Списку и правилам, утверждённым Постановлением Правительства РФ /.../ от /.../.
Однако суд полагает, что с таким выводом Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /.../ согласиться нельзя, так как он противоречит действующему законодательству и нарушает конституционные принципы и нормы. При этом суд исходит из совокупности следующих представленных истцом доказательств.
Как видно из копии трудовой книжки (л.д.10-13), с /.../ Максимова Л.В. была принята учителем русского языка и литературы в /.../ среднюю школу (запись /.../ от /.../, приказ /...//к от /.../) и работает в этой должности по настоящее время. Согласно записям в трудовой книжке /.../ /.../ средняя школа реорганизована в комплекс «Школа-сад» (запись /.../ от /.../, приказ РУО /.../ от /.../), /.../ /.../ комплекс «Школа-сад» переименован в /.../ среднюю (полную) общеобразовательную школу (запись /.../ от /.../, постановление Главы администрации /.../ /.../ от /.../).
Аналогичные приведенным выше сведениям о трудовом стаже истца сведения о периодах работы Максимовой Л.В. представлены в архивных справках /.../от /.../ (л.д.19) и /.../ от /.../ (л.д.20) и в лицевых счетах (л.д.14-18) - сведения о начислениях заработной платы Максимовой Л.В.
Из приказа Районного управления образования от /.../ /.../ (л.д.23) и Устава /.../ комплекса «Школа-сад» (л.д.26-32) следует, что данное учреждение было создано на базе /.../ средней школы и детского сада «/.../». При этом, как видно из Устава образовательного учреждения, задачами комплекса «Школа-сад» было предусмотрено обеспечение общеобразовательной подготовки с 1 по 11 классы, с тремя ступенями общеобразовательных классов: I ступень – 1-3(4) классы; : II ступень – 5 – 9 классы; III ступень – 10-11 классы, а также дошкольное воспитание.
В последующем, в соответствии с постановлениями Главы администрации /.../ /.../ от /.../ (л.д.24) и /.../ от /.../ (л.д.25) /.../ комплекс «детский сад-школа» был переименован в /.../ среднюю (полную) общеобразовательную школу с реализацией программ дошкольного, начального, основного среднего (полного) образования, а затем с /.../ детский сад был выделен из её состава в самостоятельное учреждение.
Допрошенные в судебном заседании свидетели П., А.., факт совместной работы которых с истцом в /.../ комплексе «Школа-сад» следует из представленных копий их трудовых книжек, в судебном заседании дали схожие между собой показания о том, что в /.../ году /.../ средняя школа была преобразована в комплекс «Школа-сад», но какие-либо функции педагогов по ведению преподавательской работы после переименования школы фактически не изменились. Школа по-прежнему занималась образовательным процессом учеников с 1-го по 11-й класс, а детский сад «/.../» - дошкольным образованием. При этом, здание школы и детского сада находились в /.../ по разным адресам. До образования комплекса «Школа-сад» Максимова Л.В. работала учителем русского языка и литературы в /.../ средней школе, затем продолжала работать в комплексе «Школа-сад» в той же должности, преподавая ученикам в 5-11-х классах, также осуществляла классное руководство.
При таких обстоятельствах суд находит, что /.../ комплекс «Школа-сад» как образовательное учреждение является лишь одним из типов школы, в котором осуществлялось как дошкольное воспитание, так и обучение по программе основного общего и среднего общего (полного) образования. При этом работа истца в данном учреждении учителем по своим функциональным и должностным обязанностям соответствовала характеру его педагогической деятельности в средней школе, что не оспаривалось и представителем ответчика в суде. Наличие же в названии образовательного учреждения слова «комплекс», никоим образом не противоречит профилю образовательного учреждения, имеющего название «школа - детский сад», указанного в разделе «Наименование учреждений» Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР /.../ от /.../, работа в котором засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
На основании изложенного и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации /.../ от /.../ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», суд приходит к выводу, что при исчислении продолжительности педагогического стажа в целях определения права Максимовой Л.В. на досрочную трудовую пенсию по старости в указанный стаж подлежит включению период её работы с /.../ по /.../ (2 года 8 месяцев 1 день) в /.../ комплексе «Школа-сад».
Таким образом, суд находит, что на момент обращения Максимовой Л.В. к ответчику, она имела необходимый для назначения досрочной пенсии 25-летний стаж педагогической работы.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от /.../ /.../-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения с заявлением о ее назначении. Днем обращения считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда заявления со всеми необходимыми документами.
Максимова Л.В. обратилась за назначением пенсии к ответчику /.../, предоставив трудовую книжку с соответствующими в ней записями и другие необходимые для назначения пенсии документы, следовательно, с учетом всех периодов, которые подлежат зачету в специальный стаж, истец приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от /.../ /.../-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /.../, а именно с /.../.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать за Максимовой Л.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с /.../ как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /.../ включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от /.../ /.../-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Максимовой Л.В. период её работы в /.../ комплексе «Школа-сад» с /.../ по /.../.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Молчановский районный суд Томской области в течение 10 суток со дня его вынесения.
Решение вступило в законную силу 12 января 2011 года.
Судья И.В. Усынина