Признание права на получение трудовой пенсии по старости



Дело № 2-140/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Молчаново 13 сентября 2012 года

Молчановский районный суд Томской области в составе:

председательствующей судьи Усыниной И.В.,

при секретаре судебного заседания Луговской О.Н.,

с участием:

заместителя прокурора Молчановского района Томской области Евдокимовой Н.В.,

представителя истца Горичука А.Я. - Горичук Г.А., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности /___/ /___/ от /___/,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области - Серяковой З.В., действующей на основании доверенности от /___/ /___/,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Молчановского района Томской области в защиту прав Горичука А.Я. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии и признании права на получение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Молчановского района Томской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Горичука А.Я. с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области, в котором с учетом изменений просит признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области от /___/ /___/ об отказе в назначении трудовой пенсии Горичуку А.Я. незаконным, признать за Горичуком А.Я., /___/ года рождения, право на назначение и получение трудовой пенсии по старости с /___/. В обоснование заявленного требования прокурор указал, что Горичук А.Я. с /___/ является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590. До /___/ года он постоянно проживал в /___/, затем переехал на постоянное жительство в /___/, где после провозглашения независимости Украины получал пенсию по старости в соответствии с законодательством данного государства. /___/ Горичук А.Я. прибыл из Украины в /___/ на постоянное место жительства, с /___/ зарегистрирован по месту жительства и постоянно проживает по адресу: /___/ (до изменения нумерации домов - /___/, по настоящее время. В связи с выездом Горичука А.Я. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, выплата пенсии по прежнему месту жительства ему произведена по /___/. /___/ Горичук А.Я. обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, однако решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области /___/ от /___/ в назначении пенсии было отказано, в связи с отсутствием документального подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации. По мнению прокурора, данный отказ противоречит действующему законодательству, в частности, нормам Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, принят без учета разъяснений, содержащихся в письмах Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 года № 1-1-У и от 31 января 1994 года № 1-369-18.

Ответчик в письменных отзывах на исковое заявление требования прокурора не признает, полагает решение об отказе Горичуку А.Я. в назначении трудовой пенсии по старости правомерно, поскольку право истца, являющегося иностранным гражданином, на пенсионное обеспечение в Российской Федерации возникает с момента приобретения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации. Согласно же представленным документам, истец имеет разрешение на временное проживание в /___/ на срок до /___/.

В судебном заседании прокурор и представитель истца по доверенности Горичук Г.А. исковые требования с учетом их изменения поддержали по основаниям, изложенным в заявлении об изменении исковых требований.

В своих пояснениях представитель истца указала, что Горичук А.Я. приходится ей отцом, в силу преклонного возраста в настоящее время он нуждается в постоянном постороннем уходе. Ранее Горичук А.Я. проживал и работал начальником /___/ /___/, с /___/ ему была назначена пенсия по старости за работу в районах Крайнего Севера, в /___/ года он переехал в /___/. В настоящее время Горичук А.Я. является гражданином Украины, /___/ приехал в Российскую Федерацию на постоянное место жительство и поселился у неё по адресу: /___/, а затем, после окончания строительства нового дома, стал проживать по адресу: /___/ /___/, где с /___/ зарегистрирован по месту жительства. Перед отъездом Управлением Пенсионного фонда Украины в /___/ Горичуку А.Я. была выплачена пенсия за 6 месяцев вперед, то есть по /___/. Получив разрешение на временное проживание, Горичук А.Я. /___/ обратился с заявлением о назначении ему пенсии к ответчику, где из Украины запросили его пенсионное дело, однако в назначении пенсии было отказано со ссылкой на то, что для возникновения права на получение пенсии необходимо получение вида на жительство. С данным решением ответчика Горичук А.Я. не согласен, поскольку оно нарушает его право на пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика Серякова З.В., действующая на основании доверенности /___/ от /___/, по основаниям, изложенным в отзывах, исковые требования не признала, пояснила, что в силу норм Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется по законодательству Российской Федерации, если международным договором не установлены иные правила. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, и назначение пенсии гражданам государств - участников настоящего Соглашения производится по месту их жительства. В назначении пенсии Горичуку А.Я. было отказано законно и обоснованно в связи с тем, что истец обратился за пенсией имея только разрешение на временное проживание от /___/ в /___/ со сроком действия до /___/, однако данное разрешение не дает оснований считать, что истец является постоянно проживающим в Российской Федерации. В числе документов, необходимых для назначения в Российской Федерации пенсии иностранному гражданину, в том числе прибывшему из Украины, предъявляется вид на жительство, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации. В связи с изложенным, пенсия не может быть назначена Горичуку А.Я. до получения им в Территориальном пункте Управления Федеральной миграционной службы в России по /___/ вида на жительство. Предоставление вида на жительство позволит Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области по обращению Горичука А.Я. назначить ему трудовую пенсию по старости и выплатить её с месяца, следующего за прекращением выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до регистрации пенсионера по месту жительства на территории Российской Федерации. Полагает для удовлетворения исковых требований отсутствуют правовые основания, просит в иске отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

С учетом представленных в материалы дела документов, характер возникших между сторонами правоотношений позволяет квалифицировать их как отношения, связанные с пенсионным обеспечением иностранных граждан, переселившихся на постоянное жительство в Российскую Федерацию из государств – участников Содружества Независимых Государств.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

На основании части 3 статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из государств – участников Содружества Независимых Государств, регулируется Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение).

В преамбуле Соглашения говорится, что, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Данный документ подписан государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной.

Согласно статье 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно части 1 статьи 6 Соглашения назначение пенсии гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.

В соответствии со статьей 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Согласно Письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31.03.1994 № 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР", действующему в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Аналогичные разъяснения порядка пенсионного обеспечения граждан, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР содержит и Указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 18.01.1996 № 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР", согласно которому пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории России. В соответствии с п.18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Как следует из положений статей 2, 8 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство.

Согласно пункту 16 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации № 19па от 27.02.2002, гражданин, обратившийся за назначением пенсии, в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, предъявляет вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

Однако Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.03.2004 №146-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Жульетты Семеновны на нарушение ее конституционных прав положениями Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и в Определении от 27.12.2005 № 469-О указал, что положения Федеральных законов, согласно которым право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, не содержат прямого указания на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием как регистрационного учета по месту жительства, так и вида на жительство, - право на пенсионное обеспечение названных лиц связывается с постоянным проживанием в Российской Федерации на законных основаниях.

Как следует из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом, исходя из непрерывности, длительности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела. Установление факта постоянного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации влечет, в свою очередь, соответствующие правовые последствия для такого лица.

В судебном заседании установлено, что решением комиссии по назначению пенсии при исполкоме /___/ Совета народных депутатов /___/ от /___/ на основании п.16 "д" Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, Горичуку А.Я. была назначена пенсия по старости с /___/ (пенсионное дело Горичука А.Я.).

Горичук А.Я., /___/ года рождения, является гражданином Украины (л.д.31).

Согласно отметке на странице 5 паспорта истца, Горичук А.Я. выбыл на постоянное проживание в Россию (л.д.31).

Довод о том, что переселение истца носит постоянный характер, также подтвердила в судебном заседании представитель истца Горичук Г.А.

/___/ Горичук Л.А. Управлением Федеральной миграционной службы России по /___/ было выдано временное разрешение на проживание на территории России (л.д.7).

В период с /___/ по /___/ истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: /___/, с /___/ по настоящее время сроком до /___/ - по адресу: /___/ /___/ (л.д.9-10, 32), по месту проживания своей дочери Горичук Г.А. (л.д.30).

Таким образом, оценив в совокупности установленные на основании исследованных доказательств обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец законно въехал в /___/ года на постоянное жительство в Российскую Федерацию и с этого времени постоянно, непрерывно, на законном основании находится на территории Российской Федерации, проживает в /___/. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного ответчиком не представлено.

Суд полагает также подлежащим учету заслуживающий внимания и не опровергнутый ответчиком довод стороны истца о том, что истец на постоянное место жительства из Украины в Российскую Федерацию переехал к дочери в силу своего преклонного возраста, по причине невозможности проживать самостоятельно.

Как видно из сопроводительного письма начальника Управления Пенсионного фонда Украины в /___/ от /___/ /___/ в связи с переездом Горичука А.Я. на постоянное место жительства в /___/ пенсионное дело истца направлено в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /___/, пенсия выплачена по /___/ (пенсионное дело Горичука А.Я.).

Согласно страховому свидетельству обязательного пенсионного страхования, содержащему страховой номер индивидуального лицевого счета, Горичук А.Я. /___/ зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования (л.д.11).

Из пояснений представителя истца Горичук Г.А. следует и не оспаривалось представителем ответчика, что указанное страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования выдано Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /___/ истцу по месту его жительства.

В этой связи /___/ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области /___/ от /___/ истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости со ссылкой на статью 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 (л.д.9). Как указано в названном решении и в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области /___/ от /___/ (л.д.10), отказ в назначении трудовой пенсии по старости вызван тем, что Горичук А.Я. не имеет вида на жительство, выданного органами внутренних дел Российской Федерации, которым подтверждается постоянное проживание на территории Российской Федерации иностранных граждан.

Таким образом, материалами дела подтверждаются пояснения представителя истца о том, что, начиная с /___/, пенсия Горичуку А.Я. не выплачивается.

Суд считает отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области в назначении Горичуку А.Я. трудовой пенсии по старости незаконным, поскольку он противоречит действующему законодательству и нарушает конституционные принципы и нормы. При этом суд исходит из приведенных норм и, основываясь на совокупности исследованных доказательств, полагает, что вышеизложенные обстоятельства подтверждают факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации после выезда из Украины, что свидетельствует об обоснованности исковых требований.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном, в ущерб правам граждан, толковании закона.

Положения Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которым, право на трудовую пенсию имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, как уже отмечалось, не содержат прямого указания на связь возникновения этого права с наличием или отсутствием вида на жительство, а имеющееся в приведенных нормах закона ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с законом.

Исходя из анализа действующего законодательства, положений преамбулы и статьи 1 названного Соглашения, суд считает отказ истцу в назначении пенсии ограничением его прав и свобод в области пенсионного обеспечения, нарушением международных положений в отношении прав человека, статьи 2 Конституции Российской Федерации, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, а также статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, оставление пенсионера без пенсии в течение длительного времени не соответствует ни духу, ни букве законодательства о пенсионном обеспечении.

В силу правовой природы трудовых пенсий право гражданина на получение полагающегося ему обеспечения в старости зависит от имеющегося стажа работы, необходимого для назначения пенсии, его наличие у истца сторонами не оспаривается, право иностранного гражданина на получение пенсии связано именно с постоянным проживанием в Российской Федерации на законных основаниях.

Поскольку в Российской Федерации истец постоянно проживает с /___/, принимая во внимание, что пенсия в Украине ему выплачена по /___/, ответчик обязан назначить и выплачивать ему пенсию с /___/, то есть с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Молчановском районе Томской области от /___/ /___/ об отказе в назначении трудовой пенсии по старости Горичуку А.Я..

Признать за Горичуком А.Я., /___/ года рождения, право на назначение и получение трудовой пенсии по старости с /___/.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Молчановский районный суд Томской области в течение месяца со дня составления его в окончательной форме, то есть с 18 сентября 2012 года.

Судья И.В. Усынина

На момент размещения решение не вступило в законную силу.