Административное приостановление деятельности



Дело № 5-1/2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Молчаново 12 января 2012 года

Судья Молчановского районного суда Томской области Усынина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Регионгазавто»,

УСТАНОВИЛ:

В период с /___/ по /___/ при проведении /___/ управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору внеплановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Регионгазавто» (далее ООО «Регионгазавто»), осуществляющего на основании договора аренды от /___/ /___/, заключенного с ОАО «/___/», эксплуатацию опасного производственного объекта - автомобильной газозаправочной станции (далее АГЗС), расположенной по адресу: /___/ /___/, выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

1. Отсутствует лицензия на вид деятельности - эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов по критериям: использование, хранение, транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, что является нарушением ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта 12) ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 599;

2. АГЗС не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов по признакам использования, переработки, хранения опасного вещества — сжиженного углеводородного газа и использования (эксплуатации) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, что является нарушением ч.2 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.24.3 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606;

3. Не разработан план локализации и ликвидации аварий и планы взаимодействия в случае аварии с другими заинтересованными ведомствами и организациями, тем самым не обеспечивается готовность к локализации и ликвидации аварий на АГЗС, что является нарушением п.п.9.21, 9.22 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 27.05.2003 №40 ПБ 12-609-03, ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

4. Специалисты ООО «Регионгазавто» - генеральный директор М., директор обособленного подразделения И., начальник участка Ф. не прошли аттестацию (проверку знаний) общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что является нарушением п.п.3., 4., 12. Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 г., ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

5. Специалисты ООО «Регионгазавто» - директор обособленного подразделения И., начальник участка Ф. не прошли аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности, правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы ПБ 12-609-03 и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, отнесенных к компетенции аттестуемых) в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции, что является нарушением п.1.2.1. Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы ПБ 12-609-03, подпункта Б п.4 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 г., ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

6. Специалисты ООО «Регионгазавто» - директор обособленного подразделения И., начальник участка Ф. не аттестованы на знание Правил устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 №91 ПБ 03-576-03, что является нарушением п.1.2.2. Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, ПБ 03-576-03, подпункта Б п.4 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 г., ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

7. Отсутствует выдаваемое инспектором Ростехнадзора разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда, работающего под давлением, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора, что является нарушением п.6.4.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03.

Законный представитель ООО «Регионгазавто», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В соответствии с ч.3 ст.25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Исследовав и оценив в совокупности доказательства, представленные в материалах дела, судья приходит к следующим выводам.

Ответственность по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст.3 названного Федерального закона).

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011г., с изм. от 21.11.2011г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (ч.1 ст.2 Федерального закона).

Согласно подп. «а,в» п.1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Как следует из п.1.2.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Постановление Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 N 91 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" (далее по тексту – Правила), руководители и специалисты, занятые проектированием, изготовлением, реконструкцией, монтажом, наладкой, ремонтом, диагностикой и эксплуатацией сосудов, должны быть аттестованы на знание Правил в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 30.04.2002 N 21 и зарегистрированным Минюстом России 31.05.2002, рег. N 1706.

Как следует из п.6.4.1 вышеуказанных Правил, разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора России, выдается инспектором после его регистрации на основании технического освидетельствования и проверки организации обслуживания и надзора, при которой контролируется:

наличие и исправность в соответствии с требованиями настоящих Правил арматуры, контрольно-измерительных приборов и приборов безопасности;

соответствие установки сосуда правилам безопасности;

правильность включения сосуда;

наличие аттестованного обслуживающего персонала и специалистов;

наличие должностных инструкций для лиц, ответственных за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов;

инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию, сменных журналов и другой документации, предусмотренной Правилами.

В силу п.п. 9.21, 9.22 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 27.05.2003 N 40 "Об утверждении правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы", руководитель объекта СУГ разрабатывает план локализации и ликвидации аварий, согласовывает его с территориальным органом Госгортехнадзора России, и организует составление планов, своевременность внесения в него изменений и дополнений, их пересмотр (не реже одного раза в год) и согласование с заинтересованными организациями.

Согласно п. 3, под. Б п. 4, п. 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора №37 от 29.01.2007г., подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям. При аттестации по вопросам безопасности может проводиться проверка знаний на требования промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах. Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации; при переходе из одной организации в другую.

Функционирование автозаправочных станций невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов и газов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими веществами.

С учетом того, что эксплуатация автозаправочных станций связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, АГЗС относится к категории опасных производственных объектов, на которых должны соблюдаться установленные требования промышленной безопасности.

Владелец АГЗС, как взрывопожароопасного объекта, обязан обеспечить его надлежащую эксплуатацию, при которой выполнять все требования законодательства Российской Федерации, в том числе, в области промышленной безопасности.

Так, лицо, владеющее и эксплуатирующее опасные производственные объекты, которым является АГЗС, обязано, в том числе, обеспечить постоянную готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, для чего необходимо (ст. 10 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»):

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте,

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами
договоры на обслуживание, а в случаях предусмотренных законодательством РФ,
издавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы,

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации     и     ликвидации     последствий     аварий     в     соответствии     с законодательством РФ,

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии,

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном
производственном объекте.

Для выполнения указанной обязанности в структуре владельца АГЗС должна быть создана аварийно-диспетчерская служба (Раздел 11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9). Аварийно-диспетчерское обслуживание является обязательным требованием в области промышленной безопасности и неотъемлемой частью эксплуатации любого газопровода и/или газоиспользующего оборудования.

Вина ООО «Регионгазавто» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, подтверждается доказательствами:

- выпиской из Единого реестра юридических лиц (л.д. 52-60).

- копией договора аренды имущества /___/ от /___/ с приложением (л.д. 24-35);

-актом проверки от /___/ /___/ (л.д.15-21), согласно которого /___/ и /___/ заместителем /___/ территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами Л., заместителем начальника /___/ территориального отдела государственного энергитического надзора Л., государственным инспектором /___/ территориального отдела государственного энергетического надзора С. проведена выездная проверка объекта - АГЗС, расположенного по адресу /___/, /___/ Проведенной проверкой зафиксированы нарушения обязательных требований правил и нормативных документов при эксплуатации данной АГЗС.

- фототаблицей (л.д. 41-45);

- копией ведомости на заправку газовым топливом автотранспорта, с отметкой о количестве отпускаемого газа (л.д. 39);

- копией лимитно-заборной ведомости (л.д.40);

- копией журнала приема сдачи смен АГЗС /___/ (л.д.46-47);

- копией ответа и.о.зам.руководителя /___/ управления Ростехнадзора на запрос от /___/ /___/ о том, что ООО «Регионгазавто» как соискатель лицензии в Управление с заявлением о предоставлении лицензии на вид деятельности - эксплуатация взрывопожароопасных (взрывоопасных) производственных объектов не обращалось и лицензия на вид деятельности эксплуатация взрывопожароопасных (взрывоопасных) производственных объектов ООО «Регионгазавто» не выдавалось (л.д. 49);

Таким образом, судья считает установленным наличие как события, так и состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Решая вопрос о виде и размере наказания за совершенное правонарушение, во исполнение ч.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья учитывает характер деликта, а именно- непосредственный объект правонарушения, то обстоятельство, что нарушения требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов допущено ООО «Регионгазавто» в черте населенного пункта /___/, в микрорайоне, имеющем, в том числе, застройку жилыми домами, деятельность АГЗС, связана с пребыванием на территории АГЗС людей, жизни и здоровью которых создается потенциальная угроза выявленными нарушениями.

Также судья, руководствуясь требованиями ст.ст.4.1-4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривает обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ООО «Регионгазавто».

С учетом изложенного, в целях предупреждения продолжения деятельности ООО «Регионгазавто» по эксплуатации АГЗС по адресу: /___/, /___/, в условиях, когда нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов не устранены, т.е. продолжает сохраняться угроза жизни и здоровью людей, судья полагает, что наказание ООО «Регионгазавто» должно быть назначено в виде административного приостановления деятельности, осуществляемой по указанному адресу, т.к. менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При этом, непосредственный объект административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объем и общественная опасность выявленных нарушений указывают на необходимость назначения административного приостановления деятельности в максимальных пределах санкции ст.9.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - на 90 суток.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.12, 9.1 ч.1, 23.1, 24.3, 29.9 ч.1 п.1), 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Регионгазавто» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Регионгазавто» по эксплуатации автогазозаправочной станции, расположенной по адресу: /___/ /___/, на 90 (девяносто) суток.

Разъяснить, что судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

На основании ч.1 ст.32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Молчановский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья И.В. Усынина

Постановление вступило в законную силу 31.01.2012 года.