О возложении обязанности по оборудованию рабочих мест



Дело № 2-1055/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи А.В. Никина,

с участием прокурора А.В. Ариткина,

представителя МОУ СОШ с. Рамзай, управления образованием администрации Мокшанского района - Л.А. Бурениной,

представителя финансового управления администрации Мокшанского района - А.В. Лысова,

при секретаре Е.А. Генераловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по иску прокурора Мокшанского района в интересах и защиту прав несовершеннолетних к МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Рамзай, управлению образованием администрации Мокшанского района, третье лицо: финансовое управление администрации Мокшанского района, о возложении обязанности по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинете информатики МОУ СОШ с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в соответствии с требованиями действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокшанского района обратился в Мокшанский районный суд с иском, в интересах и защиту прав несовершеннолетних к МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Рамзай, управлению образованием администрации Мокшанского района, третье лицо: финансовое управление администрации Мокшанского района, о возложении обязанности по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинете информатики МОУ СОШ с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заявление мотивировано тем, что муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Рамзай является юридическим лицом, расположено по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, с. Рамзай, ул. Желиховского, 1-а. Основным видом деятельности МОУ СОШ является осуществление образовательной деятельности. В соответствии с п.19 ч.2, п.3 ч.3 ст.31, ч.4 ст. 41, ч.ч. 4,5 ст.51 Закона РФ «Об образовании» для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования создается сеть образовательных учреждений. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статьями 1, 11 вышеуказанного закона установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. С целью определения критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных нормативов, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний уполномоченными органами устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования (ст.ст. 38, 39 Федерального закона № 52 -ФЗ). В соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.272.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118, конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. В нарушение вышеуказанных требований закона в МОУ СОШ с. Рамзай рабочие места пользователей ЭВМ не оборудованы стульями в соответствии с вышеуказанными требованиями. Обстоятельства несоблюдения вышеуказанных требований закона свидетельствуют о том, что в образовательном учреждении не должным образом осуществляется контроль за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что влечет за собой существенное нарушение прав обучающихся. Частью 2 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Таким образом, муниципальное бюджетное учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом ответственность учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная ответственность собственника, т.е. учредителя. На имущество учреждения может быть наложено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не остается денежных средств ни другого имущества. Таким образом, на учредителя МОУ СОШ с. Рамзай возлагается обязанность по финансированию обеспечения надлежащих условий для обучения. Согласно Положения «Об организации дошкольного, начального общего, основного общего и дополнительного образования в Мокшанском районе», утвержденного Решением Собрания представителей Мокшанского района Пензенской области от 10.04.2009 года № 448, а также Положения «Об Управлении образованием администрации Мокшанского района Пензенской области», утвержденного решением Собрания представителей Мокшанского района Пензенской области № 293 от 18.07.2008 года, Управление образованием администрации Мокшанского района отвечает за организацию предоставления на территории района общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, общедоступного бесплатного дошкольного образования, контролирует деятельность, в том числе по соблюдению условий и выполнению мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений, распоряжается средствами районного бюджета по отрасли образования. Проверкой установлено, что согласно действующему законодательству, финансирование школы, как подведомственного Управлению образованием администрации Мокшанского района учреждения осуществляется за счет бюджета муниципального образования посредством выделения денежных средств через Финансовое управление администрации района и Управление образованием района, соответственно указанные иные органы местного самоуправления обязаны предоставить денежные средства с целью обеспечения надлежащих условий для организации образовательного процесса. Просит суд обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа » с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обязать Управление образованием администрации Мокшанского района выделить финансовые средства для оборудования рабочих мест пользователей ЭВМ МОУ СОШ с. Рамзай в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании прокурор поддержал требования, дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления и уточнил, что финансовые средства для оборудования рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинетах информатики школы Управлению образованием администрации Мокшанского района выделить в соответствии с количеством ПВЭМ. Оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ в кабинетах информатики необходимо в 4-х месячный срок.

Представитель ответчика - МОУ СОШ с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области - Буренина Л.А. признала исковые требования, уточнила, что до настоящего времени кабинеты информатики надлежащими рабочими стульями(креслами) не оборудованы. На финансовый год смета школы уже составлена и утверждена управлением образования. Для приобретения кресел необходимо внести изменения в смету школы и утвердить эти изменения управлением образования. Деньги в школу должны поступить из финансового управления администрации Мокшанского района после внесения изменений в бюджет района. Имущественное положение школы тяжелое, денег нет, просит снизить размер госпошлины.

Представитель ответчика - Управления образованием администрации Мокшанского района - Буренина Л.А. признала исковые требования в полном объеме и уточнила, что управление образованием является учредителем школы, смета школы на год утверждается управлением образования. Управление образования поставит вопрос о внесении изменений в бюджет муниципального образования о выделении дополнительных средств. При появлении денежных средств школа закупит соответствующее оборудование. Начальником управления образованием администрации Мокшанского района Пензенской области в финансовое управление администрации Мокшанского района Пензенской области и Собранию представителей Мокшанского района Пензенской области, 26.10.2010 года направлено письмо с просьбой выделить денежные средства в сумме 220500 рублей на приобретение 147 рабочих стульев (кресел) для оборудования рабочих мест пользователей ЭВМ в общеобразовательных учреждениях Мокшанского района. В связи с тяжелым имущественным положением управления образованием просит снизить размер государственной пошлины.

Представитель третьего лица финансового управления администрации Мокшанского района Лысов А.В. - с исковыми требованиями прокурора согласен.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В силу ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.19 ч.2, п.3 ч.3 ст.31, ч.4 ст. 41, ч.ч. 4,5 ст.51 Закона РФ «Об образовании» для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования создается сеть образовательных учреждений. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статьями 1, 11 вышеуказанного закона установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. С целью определения критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных нормативов, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний уполномоченными органами устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования (ст.ст. 38, 39 Федерального закона № 52 -ФЗ).

В соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.272.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118, конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

В соответствии с актом проведения проверки соблюдения законодательства об образовании от 22.09.2010 года в МОУ СОШ с. Рамзай в нарушение вышеуказанных требований закона рабочие места пользователей ЭВМ не оборудованы стульями в соответствии с вышеуказанными требованиями. Обстоятельства несоблюдения вышеуказанных требований закона свидетельствуют о том, что в образовательном учреждении не должным образом осуществляется контроль за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что влечет за собой существенное нарушение прав обучающихся.

Частью 2 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, муниципальное бюджетное учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом ответственность учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная ответственность собственника, т.е. учредителя. На имущество учреждения может быть наложено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не остается денежных средств ни другого имущества.

Таким образом, на учредителя МОУ СОШ с. Рамзай возлагается обязанность по финансированию обеспечения надлежащих условий для обучения.

Согласно Положения «Об организации дошкольного, начального общего, основного общего и дополнительного образования в Мокшанском районе», утвержденного Решением Собрания представителей Мокшанского района Пензенской области от 10.04.2009 года № 448, а также Положения «Об Управлении образованием администрации Мокшанского района Пензенской области», утвержденного решением Собрания представителей Мокшанского района Пензенской области № 293 от 18.07.2008 года, Управление образованием администрации Мокшанского района отвечает за организацию предоставления на территории района общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, общедоступного бесплатного дошкольного образования, контролирует деятельность, в том числе по соблюдению условий и выполнению мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений, распоряжается средствами районного бюджета по отрасли образования.

Проверкой установлено, что согласно действующему законодательству, финансирование школы как подведомственного Управлению образованием администрации Мокшанского района учреждения осуществляется за счет бюджета муниципального образования посредством выделения денежных средств через Финансовое управление администрации района и Управление образованием района, соответственно указанные иные органы местного самоуправления обязаны предоставить денежные средства с целью обеспечения надлежащих условий для организации образовательного процесса.

При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами истца, приходит к убеждению, что рабочие места пользователей ЭВМ в МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Рамзай не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с ч.2 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ, с учетом имущественного положения ответчиков, размер взыскиваемой государственной пошлины снижается до 00 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление прокурора Мокшанского района, выступающего в интересах и защиту прав несовершеннолетних к МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Рамзай, управлению образованием администрации Мокшанского района, третье лицо: финансовое управление администрации Мокшанского района, о возложении обязанности по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинете информатики МОУ СОШ с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ в соответствии с требованиями действующего законодательства, в соответствии с количеством ПВЭМ в срок до 28 февраля 2011 года.

Обязать Управление образованием администрации Мокшанского района выделить финансовые средства для оборудования рабочих мест пользователей ЭВМ МОУ СОШ с. Рамзай в соответствии с требованиями действующего законодательства, в соответствии с количеством ПВЭМ в срок до 28 февраля 2011 года.

Снизить размер государственной пошлины взыскиваемой с муниципального образовательного учреждения - «Средняя общеобразовательная школа» с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области и Управления образованием администрации Мокшанского района Пензенской области до 00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок посредством подачи кассационной жалобы через Мокшанский районный суд Пензенской области.