О признании незаконным бездействие администрации



дело № 2-1327/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2010 г. р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Петровской С.Д.,

с участием заместителя прокурора Мокшанского района Швецовой И.А.

при секретаре Гордеевой Е.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Плесского сельсовета Мокшанского района, выразившегося в непринятии мер по обеспечению искусственного уличного освещения в связи с исполнением законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения, о понуждении администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области обеспечить искусственным уличным освещением проезжую часть ул. Совхозная в с. Марфино Мокшанского района Пензенской области

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокшанского района обратился в Мокшанский районный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействия администрации Плесского сельсовета Мокшанского района, выразившегося в непринятии мер по обеспечению искусственного уличного освещения в связи с исполнением законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения, обязать администрацию Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области обеспечить искусственным уличным освещением проезжую часть ул. Совхозная в с. Марфино Мокшанского района Пензенской области. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района при проведении проверки исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения на территории Плесского сельсовета Мокшанского района установлено следующее. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Статьей 6 названного Закона определено, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В статье 21 названого Закона указано, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В соответствии с п. п. 3, 21 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и организация освещения улиц. Согласно с п. 1 ч. 2 ст. 50 названного Закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для освещения улиц населенных пунктов поселения. Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Согласно разделу 4 «Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11,10.1993 № 221), освещение является техническим средством организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц; в соответствии с п. п. 4.6.1-4.6.5 названного ГОСТа, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Таким образом, организация освещения улиц в соответствии с требованиями приведенного ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления соответствующего поселения и должно осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования. Из материалов проверки следует, что на ул.Совхозная в с. Марфино, в том числе на проезжей части улицы, установлены фонари искусственного уличного освещения, однако в темное время суток искусственное освещение данной улицы не осуществляется, что подтверждается актом от 16.12.2009 года. Отсутствие в темное время суток искусственного освещения на указанной улице, по которой осуществляется движение транспорта и пешеходов, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, а также создает условия и может являться причиной совершения преступлений и правонарушений, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей с.Марфино Мокшанского района и может повлечь за собой наступление перечисленных тяжких последствий.

В судебном заседании заместитель прокурора Швецова И.А., заявленные требования поддержала в полном объеме и предложила установить двухмесячный срок для обеспечения искусственным уличным освещением проезжую часть ул. Совхозная в с. Марфино Мокшанского района Пензенской области в связи с тем, что в настоящее время нарушения не устранены.

Администрация Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области просит рассмотреть дела без участия их представителя, нарушения устранены.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения прокурора, суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Статьей 6 названного Закона определено, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В статье 21 названого Закона указано, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Согласно п. п. 3, 21 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и организация освещения улиц. Согласно с п. 1 ч. 2 ст. 50 названного Закона в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для освещения улиц населенных пунктов поселения. Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно разделу 4 «Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11,10.1993 № 221), освещение является техническим средством организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц; в соответствии с п. п. 4.6.1-4.6.5 названного ГОСТа, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Таким образом, организация освещения улиц в соответствии с требованиями приведенного ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления соответствующего поселения и должно осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования.

На ул.Совхозная в с.Марфино Мокшанского района Пензенской области, в том числе на проезжей части улицы, установлены фонари искусственного уличного освещения, однако в темное время суток искусственное освещение данной улицы не осуществляется органами местного самоуправления соответствующего поселения, что подтверждается актом проверки прокуратуры от 16.12.2009 года.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В силу ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор также вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что в нарушение требований ст. 6, 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., п. п. 4.6.1.- 4.6.5. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, на ул. Совхозная в с. Марфино Мокшанского района Пензенской области в темное время суток отсутствует искусственное освещение. Доводы органа, бездействия которого обжалуются, об устранении нарушений не подтверждены фактическими данными об их устранении.

При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействие администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению искусственного уличного освещения на указанной улице, по которой осуществляется движение транспорта и пешеходов, в связи с исполнением законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории с. Марфино Мокшанского района Пензенской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Мокшанского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации р.п. Мокшан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению искусственного уличного освещения в связи с исполнением законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения.

Обязать администрацию Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области

обеспечить искусственным уличным освещением проезжую часть ул. Совхозная с. Марфино Мокшанского района Пензенской области в срок до 27 февраля 2011 года.

Обязать администрацию Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области разместить информацию о принятом решении суда в печатном органе «Вести Плесского сельсовета».

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок через Мокшанский районный суд.