О признании постановления главы администрации



Дело № 2-10/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2011 года р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Наумова В.Ю.,

при секретаре Зезелевой И.Ю.,

с участием представителя истца - адвоката Клейменова А.Д., представившего удостоверение Номер обезличен и ордер № 47 от 2 декабря 2010 года,

рассмотрев в помещении Мокшанского районного суда Пензенской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степанова Николая Петровича к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области о признании постановления главы администрации незаконным и понуждении администрации к постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Степанов Н.П. обратился в суд с иском к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области, в котором указал, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением серии Номер обезличен Номер обезличен, и имеет право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном ст. 23.2 Федерального закона от 12. 01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». 1 ноября 2010 года он обратился в администрацию рабочего поселка Мокшан Пензенской области с заявлением, о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как бывшего узника фашистских концлагерей из-за непригодности жилого помещения, в котором живет, для нормального проживания. Дом в ..., принадлежащий на праве собственности его жене В.Л., не пригоден для постоянного проживания, из-за его ветхости. Строение деревянное, крытое железом. В отдельных местах железо заржавело и пришло в негодность, имеет изломы и дыры, в которые затекает вода. Завалина дома отсутствует. Дом стоит на деревянных сваях, используемых в качестве фундамента. Две сваи и два нижних венца сруба подгнили, поэтому дом перекосился. Две балки на чердаке, на которых держится потолок, потрескались и прогнулись, стены потрескивают жить в доме опасно. Отопление в доме печное, канализация и слив отсутствуют. В зимнее время в доме холодно, требуется постоянное отопление. В доме постоянная сырость, удобств нет, туалет на улице. Постановлением от 18 октября 2010 года № 339 главы администрации рабочего поселка Мокшан ему было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по основанию п. 2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает, что данное постановление не соответствующим федеральному законодательству, вопрос о его нуждаемости в улучшении жилищных условий администрацией фактически не рассматривался, обследование дома проводилось формально, в составе комиссии по обследованию дома находились только работники администрации, у которых нет познаний в области строительства. Администрация считает, что у его жены в собственности имеется жилой дом, находящийся в удовлетворительном состоянии и пригодный для дальнейшего проживания. Указанный дом, 1958 года постройки, принадлежащий на праве собственности его жене, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, других жилых помещений на праве собственности у него не имеется. Просит признать постановление главы администрации рабочего поселка Мокшан Пензенской области от 18 октября 2010 № 339 об отказе в признании Степанова Н.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет незаконным.

Степанов Н.П. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, с участием представителя - адвоката Клейменова А.Д.

В судебном заседании представитель истца адвокат Клейменов А.Д. поддержал исковые требования и показал, что Степанов Н.П., как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Дом, в котором проживает Степанов Н.П., пришел в негодность, жить в нем невозможно. Проведенная по делу экспертиза подтвердила доводы истца о непригодности дома к проживанию. Просил иск удовлетворить.

Ответчик - администрация р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении глава администрации Миронов С.А. просил рассмотреть дело без участия представителя администрации.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно удостоверению Номер обезличен Степанов Н.П. имеет право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей л.д. 16).

В соответствии с домовой книгой, паспортом Степанов Н.П. зарегистрирован и проживает по адресу: ... л.д. 11, 18-20).

Согласно справке администрации р.п. Мокшан от 10 марта 2010 года в состав семьи Степанова Н.П. входит жена В.Л., брак с которой заключен Дата обезличена л.д. 12, 35).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права квартира по адресу: ..., принадлежит В.Л. л.д. 34).

Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 25 октября 2010 года и сообщения Управления Росреестра по Пензенской области от 11 марта 2010 года следует, что домовладения или квартиры на праве собственности за Степановым Н.П. не значится л.д. 36-37).

Согласно заявлению, адресованному главе администрации р.п. Мокшан, Степанов Н.П. просил поставить его на учет как несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей по основаниям, установленным ЖК РФ л.д. 43).

Из постановления администрации р.п. Мокшан Пензенской области № 339 от 18 октября 2010 года следует, что Степанову Н.П. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет как на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ л.д. 39).

Из протокола № 64 от 11 октября 2010 года заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях следует, что Степанову Н.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на учет как на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку льгот для улучшения жилищных условий бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей ФЗ «О ветеранах» не предусмотрено, по техническому паспорту от Дата обезличена года процент износа жилого дома по адресу: ..., составляет 41 % л.д. 44-45).

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы № 116/16 от 21 декабря 2010 года жилое помещение, в котором проживает Степанов Н.П., находящееся по адресу: ..., не соответствует требованиям п. 10, 12, 13, 15, 22 раздела 2 и соответствует п. 33, п. 34 раздела 3 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 г. Согласно п. 33, п. 34 раздела 3 указанного положения имеются основания для признания жилого помещения, находящегося по адресу: ..., в котором проживает Степанов Н.П., непригодным для проживания л.д. 51-73).

Указом Президента РФ от 15.10.1992 №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», в целях улучшения социально-экономического положения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, было постановлено: предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Постановлением Министерства труда РФ от 07.07.1999 №20 «Об утверждении разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 N 372н, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 №ГКПИ08-1851) разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с подп. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 15 ФЗ «О ветеранах».

В подп. 2 п.3 ст. 23.2 названного Федерального закона, среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны инвалиды и участники ВОВ.

При этом, положения Закона о предоставлении несовершеннолетним узникам концлагерей мер социальной поддержки, установленных для участников ВОВ, во всяком случае не может толковаться как ограничение в обеспечении указанной категории граждан жильем на основании ст. 15, подп. 2 п.3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В судебном заседании установлено, что Степанов Н.П. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Данное обстоятельство подтверждается соответствующим удостоверением и не оспаривается сторонами. При этом, несовершеннолетним узникам концлагерей предоставляются меры социальной поддержки, установленные для участников ВОВ, в том числе и меры по обеспечению указанной категории граждан жильем на основании ст. 15, подп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

В судебном заседании также установлено, что Степанов Н.П. в настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: ..., указанное жилое помещение принадлежит члену его семьи, его жене В.Л. у истица в собственности недвижимого имущества не имеется. Степанов Н.П. обратился в администрацию р.п. Мокшан Пензенской области с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, поскольку он проживает в доме, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений. Постановлением администрации р.п. Мокшан Пензенской области № 339 от 18 октября 2010 года Степанову Н.П. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет как на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку бывшие несовершеннолетние узники концлагерей обеспечению жильем не подлежат, а износ дома, в котором он проживает, составляет 41 %.

На основании заключения судебной строительно-технической экспертизы судом установлено, что жилое помещение, в котором проживает Степанов Н.П., находящееся по адресу: ..., является непригодным для проживания, имеет физический износ - 72 %, характеризуется как ветхое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, фундамент, стены, перекрытия имеют разрушения и деформации, на внутренних поверхностях наружных стен имеются значительная конденсация влаги, следы промерзаний, плесень. Дальнейшая эксплуатация дома не является безопасной. По действующему Положению, утвержденному Приказом министра ЖКХ РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529, к непригодным для постоянного проживания домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов с физическим износом свыше 65%. Выводы экспертизы мотивированы, научно обоснованы, сомневаться в их правильности и объективности у суда оснований нет. Экспертиза проведена специалистом, имеющим надлежащую квалификацию, опыт работы, предупрежденным об уголовной ответственности в соответствии с требованиями закона. При этом к протоколу № 64 от 11 октября 2010 года заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, где указано, что износ дома составляет 41 %, суд относится критически, поскольку данный вывод комиссии не обоснован и опровергается проведенной по делу экспертизой.

При установленных обстоятельствах у администрации не имелось оснований для отказа Степанову Н.П. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, поскольку ему предоставляются меры социальной поддержки, установленные для участников ВОВ, и он проживает в доме, который является непригодным для проживания.

Проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства в их взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь бывшим несовершеннолетним узником концлагеря, имеет право на меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. В связи с чем, суд находит отказ администрации не соответствующим закону.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Степанова Н.П.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Степанова Николая Петровича к администрации р.п. ... ... удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области № 339 от 18 октября 2010 года об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Степанова Н.П.

Обязать администрацию р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области поставить на учет Степанова Н.П. как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение 10 дней.