О признании незаконным бездействие администрации



Дело № 2-351/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года р.п. Мокшан

Судья Мокшанского районного суда Пензенской области Уткина Е.В.

с участием помощника прокурора Завалина С.С.,

при секретаре Моисеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Елизаветинского сельского совета Мокшанского района Пензенской области ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; с требованием обязать администрацию Елизаветинского сельского совета Мокшанского района Пензенской области принять меры по организации расчистки от снега и снежных колей автомобильных дорог по ул. Центральная, ул. Молодежная, ул. Рабочая в с. Елизаветино Мокшанского района Пензенской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокшанского района обратился в Мокшанский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Елизаветинского сельского совета Мокшанского района Пензенской области ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; с требованием обязать администрацию Елизаветинского сельского совета Мокшанского района Пензенской области принять меры по организации расчистки от снега и снежных колей автомобильных дорог по ул. Центральная, ул. Молодежная, ул. Рабочая в с. Елизаветино Мокшанского района Пензенской области.

Заявление мотивировано тем, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10.12.1995 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам: местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (введен в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: покрытия проезжей части дорог и улиц; видимости на дорогах и улицах; дорожных знаков; дорожной разметки; дорожных светофоров; дорожных ограждений и бортового камня; сигнальных столбиков и маяков; нарушенного освещения. Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-03 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает классификацию автомобильных дорог: автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Статья 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-03 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Кроме того, статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В соответствии с п. 13 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утверждённой приказом Министерства транспорта и связи РФ от 12.11.2007 года № 169, в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин, погрузка и вывоз снега, распределение противогололёдных материалов, регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства (в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений и других объектов), очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов, борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений. Прокуратурой Мокшанского района была проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. В ходе проведения проверки было установлено, что на обследуемых улицах в с. Елизаветино снегоочистка не произведена, снежная келейность не устранена. Так, в нарушение ГОСТ Р 50597-93, предусматривающего, что сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для улиц и дорог местного значения составляют не более 6 часов, а снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 -2,5 м, в нормативные сроки не очищены от снега дороги по ул. Центральная, ул. Рабочая, ул. Молодежная в с. Елизаветино Мокшанского района Пензенской области. В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, возникает угроза участникам дорожного движения. В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнением требований федерального закона "О безопасности дорожного движения", государственных стандартов нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, общества, государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Решения, бездействия и действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст. 254 ГПК РФ).

В судебном заседании помощник прокурора Завалин С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Администрация Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась. Дело просила рассмотреть без участия ее представителя, требования прокурора признала.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения помощника прокурора Завалина С.С., суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (введен в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.

Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: покрытия проезжей части дорог и улиц; видимости на дорогах и улицах; дорожных знаков; дорожной разметки; дорожных светофоров; дорожных ограждений и бортового камня; сигнальных столбиков и маяков; нарушенного освещения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10.12.1995, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствам муниципальных образований.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам: местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (введен в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: покрытия проезжей части дорог и улиц; видимости на дорогах и улицах; дорожных знаков; дорожной разметки; дорожных светофоров; дорожных ограждений и бортового камня; сигнальных столбиков и маяков; нарушенного освещения.

Статья 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Кроме того, статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с п. 13 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утверждённой приказом Министерства транспорта и связи РФ от 12.11.2007 года № 169, в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин, погрузка и вывоз снега, распределение противогололёдных материалов, регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства (в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений и других объектов), очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов, борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой проверкой 24.02.2011 на обследуемых улицах с. Елизаветино снегоочистка не произведена, снежная келейность не устранена. Так, в нарушение ГОСТ Р 50597-93, предусматривающего, что сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для улиц и дорог местного значения составляют не более 6 часов, а снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 -2,5 м, в нормативные сроки, не очищены от снега дороги по улицам Центральная, Рабочая, Молодежная в с. Елизаветино Мокшанского района Пензенской области.

В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, возникает угроза участникам дорожного движения.

При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействие администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Мокшанского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Обязать администрацию Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области принять меры по организации расчистки от снега и снежных колей автомобильных дорог по улицам Центральная, Рабочая, Молодежная в с. Елизаветино Мокшанского района Пензенской области в срок до 30 марта 2011 года.

Обязать администрацию Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о данном решении суда в информационном бюллетени «Вести Елизаветинского сельсовета».

Решение может быть обжаловано через Мокшанский районный суд в десятидневный срок в Пензенский областной суд.